Первая женщина Герой Советского Союза - Гризодубова Валентина Степановна. Единственная женщина дважды Герой Советского Союза

Единственная женщина-летчик, удостоившаяся звезды Героя Советского Союза дважды. Полковник авиации, командующий мужским полком во время войны 1941-1945 гг., рекордсменка авиационного спорта. Какие воспоминания остались об этой великой женщине, Валентине Степановне Гризодубовой? Как сложилась ее жизнь, личные воспоминания, воспоминания о войне - далее в статье.

Гризодубова Валентина Степановна

Детство

Валентина Степановна появилась на свет в семье инженера в 1909 (по другим источникам в 1910) году. Детство ее прошло в Харькове, по месту работы отца. Он любил изучать технику, был заведующим электростанцией, позже работал в автомастерской. Особую тягу и интерес испытывал к авиационной технике. Страстное увлечение Степана Гризодубова авиацией передалось его супруге, которая вносила вклад в советскую авиационную промышленность. Валентина с молоком матери впитала эту страстную любовь к самолетам. Степан был человеком деятельным, за талант и умелые руки получал хорошие деньги, на которые и построил собственный ангар, где конструировал самолет. Аппарат, по словам современников, ему удалось построить, но взлетать самолет мог только на три-четыре метра.

Валентина, росшая в авиационной атмосфере, заразилась страстью к полетам. Впервые она села в кабину самолета за спиной отца. Степан Гризодубов со временем увлекся планерами. Ему удалось стать одним из руководителей планерного спорта. Валентину он брал с собой.

Мама считала, что девушке необходимо женское образование, планировала отдать ее в музыкальное училище. В юности Валентина Степановна играла на фортепиано. Проучившись незначительное время на музыканта, Гризодубова покинула училище и по велению сердца поступила в технологический институт, при котором очень кстати был авиационный кружок. В кружке ее ничему новому обучить не смогли, ведь она все детство училась летать с отцом. В голове Валентины уже тогда зародилось желание стать пилотом. Вслед за своей мечтой она отправилась в Пензу, где имелась школа летчиков.

Юность

После переезда Валентина Степановна несколько лет работала инструктором для пилотов в летных школах. Позже попала в агитационную эскадрилью им. Горького. Назначением эскадрильи были полеты по всему Советскому Союзу с агитациями в пользу Коммунистической партии. Пилоты этой эскадрильи занимались также переносом популярных людей по территории Союза для выступлений на митингах. Так Валентине Степановне удалось побывать во всех крупных городах СССР и обрести полезные знакомства.

Валентина Гризодубова

Соревнования

В период 1920-30-х гг. по всему миру происходил скачок в развитии авиации. Устанавливались мировые рекорды. В 1928 г американец Ч. Линдберг впервые перелетает Атлантику. Через пятилетие женщина-пилот Амелия Эрхарт пробует повторить рекорд. Советский Союз посчитал нужным ответить собственными достижениями. В 1937 г. пилоты ССР впервые отважились на полет СССР-США. Команда, состоящая из летчиков В. Чкалова, А. Байдукова и А. Белякова была с одинаковой радостью принята как в ССР, так и в Соединенных Штатах.

В 1938 г. планировалось осуществить два полета на рекордные расстояния. Путь пролегал на Дальний Восток, в процессе перелета запрещалась посадка. Готовили для этой миссии два экипажа: мужской и женский. В мужской вошли В. Коккинаки и А. Бряндинский. Команда должна была совершить полет летом, а осенью отправлялась женская группа. Отличие второго маршрута заключалось лишь в том, что заканчивался он раньше – в Комсомольске-на-Амуре. Команда мужчин же должна долететь до Спасска-Дальнего.

Экипаж

Отбор на состав, который примет участие в легендарном полете, был строг. В итоге выбрали троих: Валентину Гризодубову, Марину Раскову и Полину Осипенко. Все девушки были спортсменками, многократными победительницами соревнований среди женщин на мировом уровне. Валентину Степановну назначили командующим. П. Осипенко - вторым пилотом, М. Раскову – штурманом. Для выполнения полета выбрали машину АНТ-37, переоборудованную из бомбардировщика. Именно Гризодубова стала инициатором проведения опаснейшего мероприятия. За ее плечами на тот момент было несколько мировых рекордов по расстоянию и скорости полетов. Само воздушное судно, на котором планировалось установить рекорд, привело Гризодубову в восхищение. Первый самолет в ССР, у которого запуском одной кнопки поднимались шасси.

Сохранились воспоминания М. Расковой, что величественный самолет был намного крупнее, чем те, которым им довелось управлять ранее, и колеса у него величиной с человеческий рост. Корпус напоминал тяжелый корабль, и управление этим кораблем доверили девушке – Валентине Гризодубовой. Название машине дали под стать – «Родина».

Раскова, Осипенко, Гризодубова

Полет

24 сентября 1938 г. экипаж стартовал из Москвы. После столицы самолет должен был через сутки приземлиться на Дальнем Востоке. Но в отчетное время машина на аэродроме не появилась. Прождав определенное положенное время, за которое экипаж не подал никаких признаков жизни, была срочно собрана экстренная экспедиция на поиски пропавших.

Позже выяснилось, что во время полета был установлен мировой рекорд по дальности расстояния - 6450 км. Еще до начала рекордного перелета метеорологи предупреждали, что за Уралом погода скверная, предлагали отложить мероприятие на несколько недель. Но Сталин приказал лететь. Из-за плохих метеоусловий приходилось снижать самолет, чтобы из-под облаков видеть землю. Ночью, чтобы сориентироваться по звездам, штурману приходилось открывать замерзшее окно и в кислородной маске изучать их положение. Внутри самолета происходил перепад температур, и связь с центром управления полетами прервалась. В результате в самолете закончилось горючее раньше предполагаемого времени посадки.

Гризодубовой пришлось экстренно сажать машину прямо в лесную чащу. Из-за опасности острыми макушками и ветками деревьев повредить переднюю часть самолета, где находился штурман экипажа, ей был дан приказ катапультироваться. Марина Раскова выкинулась из самолета на несколько десятков километров от того места, где Гризодубова и Осипенко посадили машину. Благодаря мастерству экипажа самолет приземлился на мягкую заболоченную поляну, и повреждений почти не было. Позже его продолжили использовать.

Спасение

Девять суток девушек искали в глухом лесу. Спасательная операция производилась суматошно и неумело. В результате неграмотных действий организаторов на глазах Осипенко и Гризодубовой в полете разбились два поисковых воздушных судна. Одним из погибших оказался победитель соревнований по дальности перелетов среди мужчин – пилот-испытатель Александр Бряндинский. Гризодубову и Осипенко нашли раньше, а штурману пришлось бродить по тайге больше недели. С собой у девушки были только коробка спичек, шоколадка и оружие. Днем она искала приземлившийся самолет, а по ночам слушала шаги медведей и лаяние рысей. Марине повезло и ее нашли целой и невредимой.

17 ноября дальневосточный полет женского экипажа Советского Союза под началом Валентины Степановны был признан новым мировым рекордом по расстоянию перелета без прямой посадки. За проявленную отвагу Гризодубова (и весь ее командный состав) была удостоена ордена и чести стать первой женщиной Героем Советского Союза.

Первая женщина-Герой

1941-1945 гг.

Как профессионал своего дела и патриот до глубины души, Валентина не осталась в стороне и защищала Родину от фашистских захватчиков. Ей было поручено командовать 101-м авиационным полком. Примечательно, что Марина Раскова получила в командование женское отделение, а Гризодубовой в подчинение дали мужчин. Это наглядно демонстрирует отношение властей к этой героической женщине и иллюстрирует ее волевой и решительный характер. Раскова позже геройски пала в бою.

Валентина осуществила больше двухсот боевых полетов. За голову полковника Гризодубовой была назначена крупная награда. Сама Валентина вспоминала, что на протяжении всей войны ей пришлось неоднократно доказывать свою состоятельность как летчика и как командира. К женщинам в армии, а тем более в командовании относились с пренебрежением. Подчиненные же любили и уважали строгого, но справедливого полковника. Во время боевых действий ее полк бомбил тылы врага, из зон, попавших под обстрел, ей удалось вывезти более 4000 детей.

Заступница

После заключения мира между Германией и СССР Гризодубову определили зам. начальника НИИ-17 (Институт Приборостроения). Первая женщина Герой Советского Союза олицетворяла собой настоящую коммунистку, эталон, который властьимущие желали видеть. Ее ставили в пример, взаимоотношения Валентины Степановны со Сталиным были очень благоприятными. Помимо научно-исследовательской и управленческой деятельности, она занималась помощью. Отличалась чуткостью, на ее имя в Кремль приходили пачки писем. На конвертах так и было написано «Москва. Кремль. Валентине Гризодубовой». Героическая женщина помогала найти репрессированных родственников, с учетом хороших отношений с верхушкой власти могла содействовать в освобождении заключенных.

По воспоминаниям современников, у Валентины Степановны Гризодубовой имелась специальная бордовая папочка. В ней она хранила список тех, кого удалось спасти. В период с 1948 по 1951 года папочка пополнилась на 4767 фамилий тех людей, которых удалось вытащить из застенок ГУЛАГа и вернуть родным. Одним из таких спасенных стал знаменитый конструктор – Сергей Павлович Королев, история которого широко известна общественности. Первая женщина-Герой Советского Союза никогда не зазнавалась от своих результатов. Сокрушалась лишь, что вытащить человека из тюрьмы намного проще, чем его же вернуть в общество (найти работу и дом).

Валентина Гризодубова

После смерти Сталина

Позднее, с 1972 г. Гризодубова назначена зам. начальника Московского НИИ Приборостроения. Отработав на благо Родины долгие годы, в 1986 г. удостоена звания Героя Социалистического Труда. Таким образом, Валентина Степановна стала единственной женщиной дважды Героем Советского Союза. К сожалению или к счастью, Валентина Степановна застала развал СССР, тяжело переживала последние годы. Ей претило, что имя вождя народов Иосифа Сталина изваляли в грязи. Гризодубова была против политики Горбачева и Ельцина. Памятник этой удивительной первой женщине-Герою Советского Союза установлен на Кутузовском проспекте в Москве. А имя и заслуги навсегда останутся в истории ССР.

Женщины - герои войны

Список женщин-Героев Советского Союза, начавшийся с троицы летчиц, пополнился новыми именами в период боевых действий. Страшное время заставило встать на защиту Родины не только сильный пол, но и много миллионов женщин. В ходе войны и несколько лет позже неохотно говорили о героизме, проявленном вчерашними девчонками. Чаще вспоминались те, кто уже погиб за Родину. Одним из таких Героев ССР посмертно стала Шевцова Любовь Григорьевна. Это имя девушки, активистки подпольного общества «Молодая Гвардия». В военное время сведения, переданные из тыла врага, были неоценимым вкладом в победу от лица Любови Григорьевны. Шевцову зверски замучили в плену, ее пытали больше месяца.

Аналогичная участь постигла и знаменитую по сей день девушку-красноармейца. Зоя Анатольевна Космодемьянская окончила свои дни в плену, по прихоти немецких солдат. Она стала первой девушкой Героем, удостоенной этого звания во время ВОВ. Награждение произведено после гибели.

Отдав свою жизнь, удостоилась звания Героя Советского Союза Ковшова Наталья Венедиктовна, женщина-снайпер. На ее счету более двухсот фашистских солдат. Пала в бою, вместе с подругой Марией Поливановой.

Ковшова и Поливанова

Те, кто выжил, предпочитали не вспоминать это суровое время. Наглядно описан женский взгляд на ВОВ в книге «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич. Произведение стало лауреатом Нобелевской премии в 2015 году.

После войны

Многие женщины, воевавшие за свою землю наравне с мужчинами, после войны вернулись к мирным профессиям. Интересна судьба Байды Марии Карповны. В войну она служила медсестрой, позже санинструктором. В одном из боев за Севастополь в одиночку расправилась с пятнадцатью врагами, освободила восемь солдат и одного офицера. За этот подвиг приставлена к звезде Героя. По окончанию боевых действий эта уникальная женщина стала заведующим ЗАГСа г. Севастополя, который так отчаянно защищала в войну.

Заместителем руководителя библиотеки в Белорусской ССР работала Елена Григорьевна Мазаник. Звание Героя она получила за операцию по уничтожению генерального комиссара Белоруси В. Кубе. Он был подорван на мине в собственной постели. Устройство разместила там Елена Мазаник, работавшая в доме уборщицей.

В заключение

Целый список женщин-Героев Советского Союза можно найти на просторах Интернета. И лишь одному Богу известно, что им пришлось перенести в годы войны. Женская душа не предназначена для кровавых времен, поэтому и вспоминать они эти годы не хотят. В отличие от мужчин, которые помнят номера частей, фамилии генералов и прочую атрибутику, женщины запоминают цвета, запахи, слова, людей. Интересный факт: после войны женщины-фронтовички ненавидели красный цвет.

Позднее, с освоением космического пространства, награды Героя ССР удостаивались и первые женщины-космонавты. Савицкая Светлана Евгеньевна стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Она удостоилась звания вслед за Валентиной Терешковой, покорившей космос первой из женщин.

Савицкая Светлана Евгеньевна

За последние 26 лет награды удостоилось 17 женщин - Героев. Подвиги их в большинстве случаев связаны с прошедшими войнами, как ВОВ, так и Чеченскими. Имена их навеки останутся бессмертными. И одно из них Валентина Гризодубова - Герой Советского Союза, первая из женщин.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.