Художественная обработка кожи: история возникновения, приемы и особенности

Кожа – это натуральный, экологически чистый материал, который отличается податливостью в работе. Она мягкая, приятная на ощупь, долговечная. Работа с ней позволяет проявить свой творческий потенциал и создавать уникальные изделия из ненужных, старых вещей. В статье рассмотрим, что такое художественная обработка кожи.

Виды материала

Виды кожи

Существуют следующие разновидности:

  1. Натуральная кожа вырабатывается путем обработки шкуры животного, отличается волокнистым строением.
  2. Искусственная кожа производится в промышленных условиях из полимерного материала.
  3. Велюр – одна из разновидностей хромовых кож с наличием повреждений на внешней поверхности. В результате его подворачивают под замшу с изнаночной стороны.
  4. Лайка – кожа с характерной тягучестью и мягкостью. Выделывают ее из шкур мелко рогатого скота, овец и коз.
  5. Замша – кожа, выработанная из шкуры лося, оленя или диких коз с жировым дублением. Отличается бархатистой поверхностью и мягкостью, на лицевой стороне имеет короткий бархатистый ворс.
  6. Опоек – высокоэластичная мягкая кожа. Выделывается из шкур новорожденных телят.
  7. Выросток – это кожа из шкуры молодого животного. Однако она не такая эластичная, как опоек, поскольку животное уже питается не молоком, а растительной пищей.
  8. Сафьян – выделывается из слабо прожированной кожи козы. Она очень мягкая и тонкая, бывает разных цветов.
  9. Шеврет – плотная и одновременно эластичная кожа. Выделывается хромовым дублением из шкур овец. Толщина ее колеблется от 0,6 до 1,2 мм.
  10. Шевро – плотная и мягкая кожа, выделанная из козьих шкур хромовым дублением. Отличается необычным рисунком и имеет толщину от 0,4 до 1 мм.
  11. Кожа рептилий – отличается уникальным рисунком, высоким качеством и дороговизной.

Что такое художественная обработка кожи?

Это материал, который одним из первых начал подвергаться отделке людьми. Естественно, что изначально он использовался в бытовых целях. Позже возникают декоративные приемы декора, такие как гравировка и аппликация. Даже после открытия ткачества кожа по-прежнему остается основным материалом для изготовления ремней, сумок, доспехов и обуви.

Существует три главных этапа выделки. После подготовительных работ – свежевания и очистки, шкура становится недубленым полуфабрикатом, именуемым гольем. Он обладает особыми свойствами, в зависимости от которых выделывается определенный вид кожи. После этого дублением закрепляется структура сырья. Отделочные процедуры выполняют для придания голью физических, технологических и прочих свойств, а также желаемого внешнего вида.

Технология обработки кожи у разных народностей имеет свои особенности. Главным образом дубление выполнялось для защиты шкуры от гниения и разложения. Самым древним видом обработки является альдегидное дубление. Оно заключается в выдерживании шкуры в дыму от горящих растений. Кочевники обмазывали ее жиром животного, а индейцы втирали смесь жира и яиц. После этого материал отмывали водой и разминали округлыми камнями. Это был способ жирового дубления.

У северных народов и в Индии такой процесс производился с помощью травяных и растительных отваров. Данный метод называется растительное дубление. В азиатских странах использовался иной вид. Квасцовое дубление выполнялось путем смешивания муки, соли, желтка и алюминиевых квасцов, а затем кожа обрабатывалась полученным составом.

Интересные факты

История возникновения художественной обработки кожи восходит к древним временам.

Первобытные люди использовали шкуры животных для защиты от ненастной погоды. Однако под воздействием влаги и температур служили они недолго. Поэтому лишь единичные предметы из этого материала сохранились до наших дней. Со временем люди начинают обрабатывать шкуру, продлевая срок ее эксплуатации. При раскопках египетских гробниц были обнаружены наскальные рисунки V века до н. э., на которых демонстрируется процесс выделки.

Мастера того времени начинают изготавливать из кожи посуду, торбы, обувь, одежду. Шкуры, натянутые на каркас, служили плавательными средствами. Кочевники по схожему принципу строили жилища, а для воинов делались щиты из кожи. Позже ремесленники начинают совершенствовать свое мастерство и творчески подходить к обработке материала. В гробнице Тутанхамона были найдены одежды, расшитые золотом, предметы обихода, украшенные кожаной аппликацией и т. д.

Римляне в I веке до н. э. стали применять такие способы обработки кожи, которые позволяли использовать ее в качестве пергамента. Они скрепляли листы, создавая некоторое подобие книги. Позже развивается переплетное дело. С X века обложки изыскано украшают художественным тиснением, штампами и гравировками. Орнаментами покрывался весь переплет. На нем изображались простейшие геометрические фигуры, животные, растения и прочее.

С расцветом готического стиля широкое распространение приобрела техника гравировки. Она отличалась сложностью и выполнялась только квалифицированными мастерами. И по сей день сохранившиеся изделия готического периода считаются шедеврами искусства и хранятся в лучших музеях мира.

В эпоху Возрождения популярность обретает такая техника художественной обработки кожи (фото можно увидеть в статье), как изысканное тиснение. На предметах воспроизводятся рельефные изображения мифологических персонажей. Стиль барокко вводит в моду обои, изготовленные из кожи. Сначала их производили в Северной Африке, позже в Испании, а в XVII веке они широко использовались в Европе. С приходом классицизма никаких новых веяний в отделке кожи не происходило, однако в XIX столетии на фоне популярности модерна в моду возвращаются гравировка, интарсия и золочение.

При раскопках на Алтае также были найдены изделия из кожи, датированные V–I веком до н. э., такие как упряжь, сосуды, короба. Кожевенный промысел у славян был довольно хорошо развит, но до нашего времени сохранилось небольшое количество вещей. В основном это обувь и другие предметы быта.

Чем производится отделка

Инструменты для обработки кожи не являются чем-то особенным. Большинство из них – широко используемые бытовые предметы.

инструмент для обработки кожи

Перечень приспособлений таков:

  1. Сапожный нож-косяк для работы с толстыми видами кожи.
  2. Нож для перфорирования.
  3. Узкий нож для гравировки.
  4. Ножницы портного.
  5. Деревянная толстая доска или стекло для раскроя кожи.
  6. Ножницы с зигзагообразным лезвием.
  7. Круглые пробойники, необходимы для пробивания отверстий под фурнитуру или для оплетения.
  8. Маникюрные ножницы.
  9. Пробойники диаметром 30-40 мм для изготовления пуговиц, серег из кожи и других видов фурнитуры и бижутерии.
  10. Штампы. Представляют собой стержень, на конце которого выточен простейший рельефный узор. Используются для декорирования поверхности.
  11. Щелевые пробойники. Применяются для пробивания прямоугольных отверстий, в которые продевают ремешки при работе в технике перфорации.
  12. Фигурные пробойники для перфорации различных форм в виде звезды, сердца и т. д.

Этапы обработки кожи

Работа над любым изделием происходит в три шага. Последовательность действий такова:

Делаем выкройку
  1. Планирование формы, цвета, способа отделки и соединения элементов.
  2. Изготовление выкройки. Кожу раскраивают по лекалу. При необходимости также заготавливают элементы декора.
  3. Соединение деталей.
  4. Придание изделию законченного вида.

Далее рассмотрим приемы и особенности обработки изделий из натуральной кожи.

Дубление

Этапы обработки кожи

Это техника обработки кожи, которая заключается в применении различных веществ для придания материалу прочности, эластичности и улучшенных эксплуатационных качеств. Перед тем как приступить к дублению, шкуры натирают концентрированным раствором соли, несколько дней вымачивают в воде, известковом растворе. Затем снимают мышечно-жировой и волосяной слой, оставшийся на коже. Затем материал повторно обрабатывают аналогичным образом для придания лучшей пластичности и прочности.

Тиснение

Существуют разные виды такой обработки. В промышленных условиях применяют несколько способов тиснения путем выдавливания рисунка с помощью пресс-форм. При изготовлении декоративных изделий ее выполняют специальными наборными штампами и чеканами.

Тисненая кожа

Еще один способ художественной обработки кожи (фото представлено в статье) – тиснение с наполнением – выполняют следующим образом. Из плотной основы вырезают элементы рельефа и подкладывают под увлажненный материал. Затем его тиснят по контуру. Мелкие элементы выдавливают без подкладки, рельеф достигается за счет толщины кожи. Высыхая, она затвердевает и сохраняет рельеф.

Термотиснение выполняется путем выдавливания деталей разогретыми металлическими штампами.

Перфорация и плетение

Это одни из древнейших техник художественной обработки кожи.

Перфорация заключается в высечении отверстий пробойниками разных форм в виде узора. Данный прием используется для выполнения ажурных композиций, к примеру, бижутерии, панно или декорирования одежды.

Пробой кожи

Плетение из кожаных шнуров часто встречается в изготовлении браслетов, ремней, шнурков. Таким способом отделывают сумки, одежду и обувь.

Пирография

Данная техника больше знакома как выжигание. В традиционном исполнении пирография заключается в нанесении на поверхность плотных видов кожи различных рисунков. Делалось это разогретыми до определенной температуры штампами из меди.

Готовое изображение напрямую зависит от мастерства художника, поэтому обучение художественной обработке кожи в этой технике имеет большое значение. Также играют значительную роль возможности выжигательного прибора. Пирограф позволяет наносить на изделие тонкие и очень сложные узоры. Зачастую этот вид сочетается с другими техниками: гравировкой, тиснением и росписью.

Гравировка и аппликация

Такой вид художественной обработки кожи выполняется только на плотных видах материала, таких как чепрак, юфть, шора.

Гравировку делают следующим образом. На лицевую поверхность смоченной кожи резаком наносится рисунок. После этого металлическим предметом расширяют прорези и заполняют краской. Еще один способ гравировки предусматривает использование пирографа. Итоговый рисунок, его цвет и толщина главным образом зависят от степени накала иглы прибора.

Гравировка на коже

Аппликация на одежде выполняется путем пришивания элементов декора из тонких видов кожи к основе. Для создания сувениров, панно и других предметов интерьера детали могут изготавливаться из всех типов материала и приклеиваться к основе.

Интарсия

Данная техника – одна из старейших из всех перечисленных. Она больше напоминает мозаику или инкрустацию. Кожу окрашивают и по лекалам вырезают детали. Затем их наклеивают на текстильную или деревянную основу костным клеем или ПВА. Интарсия используется для создания панно, украшений, сувениров, декорирования предметов мебели.

Батика, тонирование, обработка на свече, прожаривание

Рассмотрим еще несколько интересных способов отделки:

  1. Техника, при которой орнамент наносится на поверхность натуральной кожи расплавленным парафином, называется батикой. После покрытия делается цветной рисунок, при этом места с воском сохраняют нетронутый вид. После завершения росписи воск удаляют тупым предметом.
  2. Тонирование выполняется прибором для выжигания. Сначала на кожу наносят эскиз, а затем иглой рисуются линии орнамента. В зависимости от нагрева иглы и силы нажатия на основе остается изображение разных оттенков.
  3. Довольно простой и необычный способ – обработка материала на свече. По шаблону вырезаются элементы из кожи. С лицевой стороны острым предметом делают небольшие надрезы и слегка опаляют над пламенем свечи. Данный способ лучше всего подходит для имитации прожилок на листьях растений, лепестков цветов. Таким способом удобно обрабатывать шнуры для оплета.
  4. Прожаривание – еще один термический способ обработки кожи. Изнаночной стороной материал кладут на горячую сковороду нужной температуры. Вскоре на поверхности образуется кружок, придавая изделию выпуклую форму. Прожаривание чаще всего используют для изготовления объемных деталей.

Драпировка

Этот метод является самым простым и красивым способом обработки кожи. Для данной техники, как правило, выбирают мягкие виды материала. Кожу обильно смазывают клеем и прикрепляют к основе. Не дожидаясь высыхания, формируют складки в нужном направлении, согласно эскизу. Если драпировка делается из кожи, бывшей в употреблении, ее предварительно очищают и окрашивают при необходимости.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.