Часослов герцога Беррийского: описание, история создания и фото

«Великолепный часослов герцога Беррийского» является самым известным и, возможно, лучшим сохранившимся примером французского готического оформления рукописей, являясь лучшим образцом поздней фазы развития готики. Это книга часов - сборник молитв, произносимых в канонические часы. Была заказана герцогом Ж. Беррийским миниатюристам братьям Полю, Жану и Эрману Лимбургам в период между 1410 и 1411 годами.

Когда в 1416 году три художника и их спонсор умерли, возможно, от чумы, рукопись осталась незаконченной. Она была позднее доработана в 1440-х годах анонимным художником, который, как полагают многие искусствоведы, носил имя Бартелеми д'Эйк (или ван Эйк). В 1485–1489 годах часослов был приведен в свое нынешнее состояние художником Жаном Коломбом от имени герцога Савойского. Книга, приобретенная герцогом Омальским в 1856 году, в настоящее время хранится в Музее Конде, Шантийи, Франция. «Великолепный часослов герцога Беррийского», изображающий времена года в контексте средневекового быта, - очень красивое и знаковое произведение искусства.

Часослов герцога Беррийского.

Предыстория

Известные всему миру как братья Лимбургские, Поль, Жан и Герман Лимбург были высококвалифицированными художниками-миниатюрщиками, работавшими в конце 14-го и начале 15-го веков. Вместе они создали одну из самых красивых иллюстрированных книг периода поздней готики. Братья были родом из города Неймеген, в настоящее время являющегося частью Нидерландов. Они происходили из творческой семьи - их отец был скульптором, а их дядя по матери был известным художником, который работал на Филиппа Смелого, герцога Бургундского.

С середины 1400-х до середины 1800-х годов наследие братьев терялось в глубине веков, пока в 1856 году преданный библиофил, герцог Омальский, не приобрел одно из их произведений - собственно, тот самый часослов (Très Riches Heures). Эта покупка, а затем и публикация рукописи-часослова, вызвала всплеск интереса к личности ее создателей. Хотя точные годы рождения братьев неизвестны, считается, что все трое погибли в результате волны чумы, обрушившейся на Европу в 1416 году. Все они, вероятно, были моложе 30 лет.

Пастух в часослове.

За свою относительно короткую жизнь им удалось создать ряд сложных и замечательных работ. Художественная деятельность этих братьев (по крайней мере, Жана и Германа) началась, когда они стали в юном возрасте учениками парижского ювелира. Обучение, типичное для ремесленников в средние века, обычно длилось около семи лет.

Однако это были неспокойные времена, и всего через два года мальчиков отправили домой, когда в 1399 году в Париже разразилась эпидемия чумы. По пути домой, в Неймеген, они были захвачены в Брюсселе, где в этот период происходил конфликт. Жан и Герман содержались в тюрьме, за них требовался выкуп. Поскольку их недавно овдовевшая мать не имела необходимых средств для выплаты выкупа, мальчики содержались под стражей в течение примерно шести месяцев. В конце концов Филипп Смелый, герцог Бургундский, покровитель их дяди Жана, заплатил половину выкупа.

Художники и ювелиры из их родного города оплатили другую половину. Некоторые ученые считают, что после освобождения молодые люди отправились в Италию. После освобождения Филипп Смелый поручил трем братьям создать миниатюрную библию в течение четырехлетнего периода. Ученые предполагают, что это была так называемая Библия Морализе (Морализованная Библия), которая в настоящее время хранится в Национальной Библиотеке Франции.

Когда Филипп Смелый умер в 1404 году, будущее было неясным как для братьев, так и для их дяди, но в конце концов брат Филиппа - Жан де Франс, герцог Беррийский (или Берри) - взял на себя воспитание подростков. Они и создали для него «Прекрасные часы Жана де Франса», или «Роскошный часослов герцога Беррийского». История братьев Лимбургских неразрывно связана с богатым и могущественным герцогом Берри - главным покровителем искусства и энергичным коллекционером, а также с рукописями, которые они для него создали.

«Книга часов»

Belles Heures («Книги часов») - очень популярный в эпоху позднего Средневековья монускрипт. Это, по сути, молитвенник (с молитвами и чтениями на каждый период дня), и в нем представлены «Часы Богородицы» (набор псалмов с уроками и молитвами), календарь, стандартная серия чтений из Евангелий, покаянные псалмы и гимны (или некоторые их вариации). Это были миниатюрные произведения искусства, созданные для личного пользования, и, как правило, они содержали множество замысловатых аллюзий, тщательно вписанных в пергамент.

Книга часов предназначалась для личного, религиозного использования - это не был официальный литургический том. Как правило, эти книги были довольно миниатюрными.

Книга с часословом.

Конец работы

Братья Лимбург закончили работу над Belles Heures («Прекрасным часословом») около 1409 года - это была их единственная законченная работа. Герцог Беррийский в 1411 или 1412 году заказал еще одну книгу для богослужения, которая стала «Богатством времен герцога Берри» - вероятно, самым известным примером готической иллюминации.

Хотя две рукописи (Belles Heures и Trés Riches Heures) были созданы в довольно короткий промежуток времени, стилистические различия очевидны, и кажется, что, по крайней мере, один из братьев (вероятно, Поль, поскольку он был старшим), провел некоторое время в Италии, изучая мастеров эпохи Возрождения, таких как Пьетро Лоренцетти.

Как бы то ни было, стиль часослова меняется от страницы к странице - особенно в изображении пейзажей. Это делает его одним из лучших примеров искусства времен готического возрождения.

Описание

Рукопись, состоящая из 206 листов пергамента очень хорошего качества, высотой 30 см (12 дюймов) и шириной 21,5 см (8,5 дюйма), содержит 66 больших миниатюр и 65 маленьких. Дизайн книги, который является весьма сложным, претерпел множество изменений и правок. Многие художники внесли свой вклад в миниатюры, каллиграфию, инициалы и узоры часослова, но определение точного числа правок и изменений остается предметом споров.

Признание

После трех веков безвестности, «Великий часослов герцога Беррийского» получили широкое признание в конце девятнадцатого и двадцатого веков, несмотря на то, что в Музее Конде практически не выставлялся публично. Его миниатюры помогли сформировать несколько идеализированный образ средневековья в коллективном представлении европейского общества. Эти миниатюры изображают крестьян, выполняющих сельскохозяйственные работы, а также аристократов в повседневной одежде на фоне замечательной средневековой архитектуры.

Дальнейшая популярность

«Золотой век» монускрипта в Европе происходил пришелся на период 1350–1480 годов; «Книга часов» стала популярной во Франции около 1400 года. В это время многие крупные французские художники взялись за освещение рукописей. Все это было не напрасно. Их наследие живет и поныне.

Жан, герцог Берри, был французским феодалом, для которого и был создан часослов. Он провел юность в изучении искусства и литературы. После смерти герцога в 1416 году в его поместье была проведена последняя инвентаризация, в ходе которой неполные и несвязанные собрания книг были названы «Прекрасным часословом герцога Беррийского», чтобы отличить сборник от 15 других книг из коллекции, в том числе от так называемых Belles Heures ("Красивых часов") и Petit Heures ("Малых часов").

Зима в часослове.

Место пребывания

«Великолепный часослов герцога Беррийского» с момента своего создания неоднократно менял владельца. Собрания были, безусловно, в имении Берри после смерти герцога в 1416 году, но непонятно, что с ним было до 1485 года.

История открытия

Когда коллекционер по фамилии Аумале нашел рукопись в Генуе, он смог распознать ее как собственность герцога Берри, возможно, потому, что был знаком с набором листов других рукописей из коллекции герцога, опубликованных в 1834 году. Он предоставил немецкому историку искусства Густаву Фридриху Ваагену возможность осмотреть рукописи в Орлеане, и после этого о часослове заговорили по всей Европе. Он также был выставлен в 1862 году в парижском Клубе изящных искусств.

Святые в часослове.

Идентификация найденной рукописи с «Великолепным часословом герцога Беррийского», указанным в инвентаре 1416 года, была проведена Леопольдом Виктором Делислом из Национальной библиотеки Франции, о чем было сообщено Аумале в 1881 году. Затем об этом была опубликована статья в 1884 году в Gazette des Beaux-Arts.

Рукопись заняла почетное место в статье из трех частей обо всех известных тогда документах герцога Беррийского и была единственной иллюстрированной, с четырьмя пластинами в гелиогравюре. Особое место в иллюстрациях занимала гравюра «Моление о чаше». В «Часослове герцога Беррийского» большое внимание уделялось событиям из жизни Христа.

Публикация

Монография с 65 пластинами гелиогравюры была опубликована Полем Дюррио в 1904 году, с целью участия в крупной выставке готического искусства во французской столице. Там она была представлена ​​в виде 12 пластин из монографии Дюррио, так как условия завещания Аумале воспрещали вывоз часослова из Шантийи.

Часослов становился все более известным и узнаваемым. Первые его цветные репродукции, использующие технику фотогравюры, появились в 1940 году во французском художественном ежеквартальном издании Verve. Каждый выпуск этого роскошного журнала стоил триста франков. В январе 1948 года очень популярный американский фотожурнал Life опубликовал материал с полностраничными репродукциями 12 календарных сцен, немного больше их реального размера, но с очень низким качеством.

Под влиянием американских цензоров того времени, журнал подверг цензуре одно из изображений, заретушировав гениталии крестьянина на изображении месяца февраля. Это действие было весьма кощунственным с точки зрения уважения к произведению искусства, поскольку главные темы «Великолепный часослов герцога Беррийского» - времена года и средневековый быт, а не эротические мотивы.

Музей Конде в 1980-х годах убрал часослов из публичного показа, заменив его полной копией. Искусствовед Майкл Камиль утверждает, что это решение завершает логику истории восприятия сего произведения, которое стало известным исключительно благодаря репродукциям, причем самые известные из них публиковались в малоизвестных журналах.

Христос в часослове.

Еще один художник

В 1884 году Леопольд Делиль сопоставил рукопись с описанием предметов в инвентаре, составленном после смерти герцога Беррийского.

В состав раздела Folio 75 «Великолепного часослова герцога Беррийского» входят изображения герцога Савойского Карла I и его жены. Они поженились в 1485, но герцог умер в 1489 году. Второй художник, работавший над часословом, был идентифицирован Полем Дюрриу как Жан Коломб, которому герцог Беррийский заплатил 25 золотых за изображение так называемых "канонических часов" - специфического молитвенника с расписанием. Небесно голубой фон «Часослова герцога Беррийского» завораживал людей 19 века, избалованных модернистской живописью и отвыкших от классического искусства.

Крестьянки в часослове.

Мастер Теней

«Промежуточный художник», внесший свой вклад в работу над часословом, зовется Мастером Теней (поскольку тени являются элементом его стиля), и часто идентифицируется как Бартелеми (Варфоломей) ван Эйк. Он был известным голландским миниатюристом. Его работы выставлялись и обрели популярность еще в 1420-х годах. Предполагается, что этот промежуточный художник работал над рукописью где-то между 1416 и 1485 годами.

Свидетельство художественного стиля, а также детали костюма свидетельствуют о том, что некоторые миниатюры были нарисованы именно им, а не братьями Лимбургскими. Фигуры в миниатюрах за январь, апрель, май и август одеты сообразно стилю 1420 года. Фигуры октября одеты с оглядкой на строгую моду, бытовавшую о середине пятнадцатого века.

Известно, что часословы попали в руки короля Карла VII после смерти герцога Беррийского, и предполагается, что художник-посредник (Мастер Теней) связан именно с его двором.

Материал

Пергамент, используемый на всех 206 листах «Часослова герцога Беррийского» - это высококачественная телячья кожа. Все страницы представляют собой полные прямоугольники, их края не повреждены и были вырезаны из шкур большого размера. Высота фолио - 30 см, ширина 21,5 см, хотя его первоначальный размер был больше, о чем свидетельствуют несколько надрезов на миниатюрах. Естественных дефектов на пергаменте довольно мало, поскольку часослов хранился весьма надежно. Как нетрудно понять по дизайну «Часослова герцога Беррийского», минералы, добавленные в краску, могут быть прекрасным художественным инструментом.

Основные краски были разжижены водой и загущены гуммиарабиком или трагакантовой камедью. Помимо белого и черного в работе используется еще примерно 20 цветов. Для детальной работы художникам требовались очень маленькие кисти и, вероятно, линза.

Бог в часослове.

Вывод

Благодаря братьям Лимбургам «Часослов герцога Беррийского» стал одним из величайших произведений поздней готики. Создав этот шедевр, братья увековечили не только собственные имена, но и имя своего покровителя - герцога. Как убедительно доказывает на своем примере «Великолепный часослов герцога Беррийского», подлинное произведение искусства способно прославить не только создавших его творцов, но и всех людей, имевших какое-либо к нему отношение.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.