Кузнецов Павел Варфоломеевич: биография, творчество и фото

Кузнецов Павел Варфоломеевич известен в творческих кругах художников как живописец, график, сценограф. Взлеты и падения, блистательный успех и полное непризнание были в его долгой жизни. В настоящее время познакомиться с его работами можно во многих художественных музеях и выставочных залах Москвы, Саратова (родины художника) и других городах России и зарубежья. Что хотел выразить художник своими работами, почему успехи чередовались со спадами в творчестве? Об этом пойдет речь в статье.

Краткая биография

Кузнецов Павел Варфоломеевич родился в семье иконописца Кузнецова Варфоломея Федоровича в 1878 году в городе Саратове. Отец владел живописной мастерской и занимался росписью храмов, писал царские портреты и церковные образа по заказу государственных учреждений. Евдокия Илларионовна, его мать, прекрасно вышивала, любила живопись и музыку. Павел был окружен заботой бабушки Марины и деда Иллариона, живя в их доме с самого рождения. На фото ниже можно увидеть Павла на руках у деда.

Павел Кузнецов на руках деда

В возрасте семи лет будущий художник вместе с мамой впервые сходили в открывшийся в Саратове Радищевский музей. Будучи ребенком, Павел мог часами наблюдать за работой отца. Уже в детском возрасте он приобщился к изобразительному ремеслу.

Повзрослев, Павел поступил в студию живописи в Саратове, где с 1891 по 1896 годы занимался под руководством художников Г.П. Баракки и В.В. Коновалова.

Учеба в Москве

В девятнадцатилетнем возрасте Павел Варфоломеевич Кузнецов отправляется в Москву и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ). Его первыми педагогами были А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, Л.О. Пастернак. Участь в училище, Кузнецов выделялся среди однокурсников не только талантом, но и неисчерпаемой страстью к работе. За годы учебы он практиковался в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. Студент был очарован живописными способностями своих учителей. Во время летних каникул Кузнецов приезжал на родину в Саратов. Он любил проводить время в полюбившихся с детства садах, среди воздушных красок окружающей природы, волжских просторов.

Картины с деревьями в цвету — это один из основных сюжетов его творчества на протяжении всей жизни. В конце летнего отдыха в письме своему учителю В.А.Серову Павел Варфоломеевич Кузнецов писал, что с наступлением осени его душа стремится ввысь и хочет большего, а от красоты его окружающей природы, от золота и серебра красок можно дойти до бреда.

Дом-музей Павла Кузнецова

… Тенистая, мощеная булыжником улица. Большой заросший овраг. Соколовая гора, самая высокая в окрестностях Саратова. Сюда тянутся художники с мольбертами запечатлеть течение великой реки. Склоны — «Берендеево царство» — маленькие лепящиеся друг к другу домики ремесленников, фруктовые сады, Волга и степной манящий левый берег, Собор, и колокольный завод… А по утрам звонят колокола…

Творческое содружество

В годы учебы в МУЖВиЗ Кузнецов с группой студентов создали творческое содружество "Голубая роза".

Две малые серебряные медали Павел Кузнецов получил в 1900–1902 годы за рисунки и живописные этюды. Основное направление художника Павла Варфоломеевича Кузнецова в раннем периоде творчества — движение от импрессионизма (искусства наблюдения реальной действительности) к символизму (стремлению к новаторству, использованию символики). Он стремится в живописи выразить состояние души, что сближает его с музыкой и поэзией. Павел сотрудничает с журналами и принимает участие в оформлении сцен в театрах. Этот период творчества связан с символизмом.

В 1902 году отец Павла Кузнецова уступил подряд по росписи Казанской церкви сыну и его двум товарищам по московскому училищу, не предполагая, чем обернется для молодых художников их высокое искусство, далекое от церковных канонов. В биографии Павла Варфоломеевича Кузнецова есть факт громкого скандала и тяжбы с епархиальными властями по поводу еретической росписи храма. В итоге росписи были уничтожены.

Творчество после окончания училища

Окончив в 1904 году МУЖВиЗ, Кузнецов Павел Варфоломеевич определился с символистской ориентацией в творчестве. Зримый мир растворяется в картинах художника, его работы светятся образами-тенями, отражающих неуловимые колебания души. В его трудах особое место занимает круговорот воды, происходящий в излюбленном с детства фонтане. Он переносит свои детские воспоминания на холсты, показывая тему вечного движения жизни. Картины пленят своими красками, настроением грусти и чего-то невысказанного.

"Голубой фонтан" Павел Кузнецов

Оригинальные приемы работы с темперой позволяют художнику делать разбавленные оттенки цветов, окутывающие образы картины в цветной туман. Наглядная демонстрация этих приемов — в таких картинах, как "Утро" и "Голубой фонтан" (на фото выше), написанные в 1905 году. Это мечты, перелитые в краски. Фигуры без четких очертаний размыты в пространстве картин настолько, что, кажется, они в какой-то миг способны воспарить...

Известность

Известность пришла к русскому художнику Кузнецову Павлу Варфоломеевичу рано. Ему не было 30 лет, когда его работы были представлены в 1906 году в Париже на знаменитой экспозиции русского искусства, устроенной С.П. Дягилевым. Именно после этой выставки Кузнецов был удостоен чести быть избранным в члены Осеннего Салона. Немногим художникам была предоставлена такая возможность.

Весной 1907 года в Москве проходит выставка символистов "Голубая роза", ее непосредственным инициатором является Кузнецов. На ней были продемонстрированы его работы одноименного толка. Среди 16 участников выставки Кузнецов был законодателем моды вкусов.

Художник сотрудничает в области журнальной графики с известными журналами "Искусство" и "Золотое руно". Совместно с художниками Уткиным, Матвеевым и Лансере Кузнецов оформляет известную виллу Я.Е. Жуковского в в Крыму. На фото Кузнецов Павел Варфоломеевич (слева) и А. Т. Матвеев (1909).

П. В. Кузнецов и А. Т. Матвеев. 1909 год

Творческий кризис

Годы, прошедшие после выставки, — не лучшее время в творчестве художника. Его работы символистской ориентации воспринимаются соотечественниками как болезненные, странные. Художник переживает глубокий творческий кризис, понимая, что исчерпал себя и не может оправдать те надежды, которые были возложены на него. Кузнецов принимает решение отправиться путешествовать, чтобы получить новые впечатления и выйти из кризиса. Он посещает Бухару, Самарканд, Ташкент, Киргизские степи. Годы жизни Кузнецова Павла Варфоломеевича на Востоке сыграли решающую роль в дальнейшем его творчестве.

Новый расцвет таланта

Расцвет его таланта знаменует цикл картин "Киргизской сюиты". Это "Спящая в кошаре", "Стрижка овец", "Вечер в степи" и другие. Колорит красок, сила контрастов, узор композиций картин приобретает выразительную простоту.

"Стрижка овец" Павел Кузнецов

Картины степного цикла наделены лирически-проникновенным, поэтическим звучанием. Картины "Чайхана", "В храме буддистов" вызывают у зрителя театральные ассоциации. Кузнецов пишет натюрморты, среди которых выделяется "Натюрморт с японской гравюрой".

Кузнецов Павел Варфоломеевич принимает участие в создании эскизов для декоративного панно "Азиатский базар" и "Сбор плодов", которые украшают Казанский вокзал в Москве. Кузнецов-декоратор работает в стилистике монументального искусства.

Деятельность художника после 1917 года

После революции Павел Варфоломеевич Кузнецов работал в художественной секции Моссовета, участвовал в оформлении праздников. В 1918 году его избирают в Коллегию Наркомпроса, он начинает преподавательскую деятельность в художественных мастерских. В монументальной мастерской работает с 1920 по 1927 годы и получает звание профессора, а с 1927 по 1929 годы он читает курс лекций как профессор фресково-монументального отделения живописного факультета ВХУТЕИНа.

Кузнецов со своими работами участвует в выставках. В 1923 году во Франции принимает участие в галерее "Барбазанж". В 1924 году Кузнецов написал "Парижских комедиантов". В картине декоративный лаконизм стиля неожиданно раскрылся в выразительном, живописном, колоритном проявлении.

"Парижские комедианты" Павел Кузнецов

В 1929 году художник был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его персональные выставки прошли в главных музеях Москвы: Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств. На выставке в Париже (1937) панно Кузнецова "Жизнь колхоза" было отмечено серебряной медалью.

Очередной и уже последний взлет творчества художника приходится на период с конца 20-х до начала 30-х годов двадцатого столетия. Он пишет следующие картины: "Портрет скульптора А.Т.Матвеева", "Мать", "Сортировка хлопка", "Пушбол".

Последние годы жизни

Павел Варфоломеевич

Мастер прожил долгую плодотворную жизнь, достигнув преклонных лет. Многие его сверстники, с кем учился и работал, ушли из жизни, а он продолжал писать до самой смерти. Последними его работами были натюрморты и пейзажи. По мнению экспертов, эти картины художника по тематике и стилю уступали его ранним работам, но поражали творческим долголетием.

Экспозиция работа П.В. Кузнецова

Умер Павел Варфоломеевич Кузнецов в 1968 году 22 февраля в Москве. Его работы находятся в постоянной экспозиции художественных музеев Москвы и Третьяковской галерее. В Саратове, на родине Кузнецова, в доме-музее также постоянно работает выставка его работ. Художник оставил свой след в искусстве как лидер русского живописного символизма.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.