Коллективные трудовые споры

 

Коллективные трудовые споры – это такие конфликты, которые работодатель и работники не смогли разрешить между собой путем проведения переговоров. Они имеют более общий характер, чем те, которые затрагивают интересы отдельного сотрудника.

Коллективные трудовые споры классифицируются по разным критериям. По предмету они делятся на:

- те, которые не связаны с регулированием коллективных договоров;

- те, которые возникают по поводу выполнения или заключения соглашений.

Коллективные трудовые споры разгораются из-за изменений или установления работодателем условий работы. А также тогда, когда он отказывается учитывать мнение органа, представляющего интересы подчиненных, во время принятия какого-то нормативного акта. Подобные споры могут «вспыхнуть» в любой организации. Требования подчиненных в этом случае являются основным предметом разногласий. Работодатель и орган, представляющий трудящихся, выступают сторонами данного вида спора. Он не может появиться на отраслевом, территориальном или региональном уровне.

Коллективные трудовые споры этого вида – это конфликты интересов (то есть экономические), так как происходит столкновение разных взглядов работодателя и работников. Обе стороны стремятся установить такие условия деятельности, которые были бы им наиболее выгодны. При этом они еще и желают закрепить их созданием нормативного акта с соответствующим содержанием. Но юридического права на подобные действия ни одна, ни вторая не имеет.

На практике чаще встречается вторая группа споров. Это связано с функционированием механизма социального партнерства. Эти споры хотя и возникают в связи с процессом заключения коллективных соглашений, все же неоднородны. Поэтому они, в свою очередь, делятся еще на две категории:

- те, которые возникают по причине изменения или заключения коллективных соглашений;

- те, которые возникают вследствие соблюдения или несоблюдения обязательств, оговоренных в коллективно-трудовом акте.

Первая категория связана с проведением переговоров. Предметом данного спора является какое-то условие или условия нормативного акта. Они могут касаться, например, состава той комиссии, которая будет вести переговоры, или определения их процедуры.

Это конфликты интересов. Любая стадия ведения переговоров может быть ими остановлена. То, кто будет выступать сторонами спора, зависит от уровня, на котором он происходит. Это может быть работодатель и орган, представляющий интересы подчиненных. А на региональном, федеральном уровне одной стороной выступает объединение работодателей, а другой – профсоюзы.

Споры, возникающие по причине выполнения коллективных соглашений – это конфликты права (то есть юридические). Они появляются, когда работодатель не выполняет принятые ранее обязательства. Также они могут возникнуть из-за надуманного или реального нарушения прав подчиненных, выплывающего из толкования коллективного нормативного акта. Соответственно и их сторонами выступают следующие: орган, представляющий подчиненных, и работодатель, который не исполнил или исполнил ненадлежащим образом условия, оговоренные в коллективном договоре.

Конфликты данного вида возникают лишь на уровне конкретной организации.

Российское законодательство (в отличие от моделей, принятых за рубежом) устанавливает одну процедуру при разрешении споров любой категорий. В странах с рыночной экономикой совсем другой подход. Там примирительные процедуры применяются только при разрешении «конфликтов интересов». Если трудовые права изначально были предусмотрены подписанным коллективным соглашением, то в судебном порядке их восстановить нельзя.

В нашей стране все происходит иначе. Хотя единый порядок разрешения трудовых споров всех видов является очередным шагом на пути к переменам. Возможно, многое изменит завершение судебной реформы. Есть надежда, что тогда рассмотрение трудовых споров интересов и права будет проводиться с помощью разных процедур.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.