Экономические законы: величина спроса

Спрос – это количество услуг или товаров, которое потребитель готов приобрести в течение определенного времени по некоторой цене. Величина спроса зависит как от цены товара, так и от вкуса, дохода и числа покупателей. Основным фактором, влияющим на нее, является цена. Связь между объемом спроса покупателей и ценой на товар отражается законом спроса. Его смысл описывает следующая зависимость: чем дороже товар, тем ниже количество покупателей, готовых его приобрести, соответственно, ниже спрос. И, наоборот, при наличии других равных условий величина спроса растет при снижении цены. Следовательно, между данными показателями установлена и отрицательная, обратная зависимость.

Данная связь объясняется следующими причинами:

Установившаяся высокая цена вызывает нежелание у потребителя приобретать товар, а пониженная увеличивает количество покупок и число покупателей, в результате чего возрастает спрос и величина спроса.

На потребление оказывает воздействие принцип предельной убывающей полезности, который показывает, что приобретение последующих единиц определенного товара приносит меньше удовлетворения, а покупка дополнительного количества товара возможна лишь при условии снижения цены.

Экономический закон спроса объясняется и эффектом замещения дохода, который указывает, что более низкая цена позволяет человеку приобрести больший объем данного товара, при этом он не отказывает себе в покупке других альтернативных продуктов. Сам же эффект замещения отмечает стремление покупателя заменить дорогие товары более дешевыми.

Изменение величины спроса

Кроме цены на спрос оказывают влияние и многие другие факторы:

Во-первых, изменение вкуса потребителей (популярность физического здоровья вызывает увеличение спроса на спортивные товары).

Во-вторых, изменение количества покупателей (уменьшение рождаемости снижает потребление и спрос на товары для детей).

Изменение дохода (повышение благосостояния увеличивает потребление фруктов, мяса, одновременно снижает спрос на хлеб, картофель, макаронные изделия и т.д.).

Изменение цен на сопряженные услуги и товары (уменьшение тарифов на авиаперевозки пассажиров минимизирует спрос на билеты на другие виды транспорта).

Изменение ожиданий покупателей (появление информации о снижении закупок импортного подсолнечного масла вызовет повышение цены на данный товар и расширение текущего спроса на масло).

Изменения экономической политики страны (снижение ставок налогов приводит к повышению доходов, и, как следствие, к увеличению спроса и потребления).

Закон спроса придает поведению продавцов и покупателей экономическую объективную оценку, что позволяет предвидеть их реакцию на изменение цен.

Но, как показывает практика, возникают ситуации – исключения из закона спроса. К примеру, при увеличении цены на продукты первой необходимости (мясо, картофель, соль, хлеб) величина спроса на них продолжает увеличиваться. В данном случае повышение спроса спровоцировано наметившейся тенденцией к увеличению цен. Покупатели ждут еще большего повышения и увеличивают закупки данных товаров.

Исключения из правил закона спроса описывает эффект Гиффена. Этот английский экономист установил, что понижение цен на товары роскоши не вызывает увеличения спроса, а, наоборот, провоцирует его снижение. Установлено, что данные товары покупаются не только из-за высоких потребительских свойств, а во многом для показа высокого статуса человека, а уменьшение цены снижает их привлекательность.

Имеет место также эффект Веблена, согласно которому в краткосрочной перспективе рост цены на товар повышает и величину спроса. В данном случае можно говорить о потребительских ожиданиях нового увеличения в ближайшее время цены на товар.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.