Готическая скульптура: описание стиля, особенности, фото

Готика – это период в развитии искусства, существовавший в Центральной, Западной и частично в Восточной Европе в Средние века. Она сменила романский стиль, постепенно вытеснив его. Готика относится ко всем произведениям того периода: к живописи, скульптуре, фрескам, витражам, книжным миниатюрам. Нередко этот стиль характеризуется как «устрашающе величественный». В статье будет рассказано о скульптуре романского и готического стилей.

Устремление вверх

Чтобы разобраться в искусстве готической скульптуры, целесообразным будет сказать несколько слов о направлении в общем. Готика зародилась на севере Франции в середине 12-го века, а в 13-м распространилась на территориях, где сегодня находятся такие страны, как Германия, Австрия, Чехия, Испания, Англия. Позднее она проникла в Италию, а еще позже – в Восточную Европу, продержавшись там до 16-го века.

В отличие от круглых арок, массивных стен и маленьких окон, характерных для романского стиля, готике присущи арки, имеющие заостренный верх, высокие и узкие башни, колонны, фасады, украшенные резными деталями, стрельчатые, многоцветные окна.

Происхождение термина «готика»

Термин «готика» характеризуется необычной историей и коннотацией. Интересно, что современниками этого стиля он никогда не использовался. Наверное, они бы очень удивились, узнав, что величественные монументальные сооружения, украшенные витражами и орнаментами, будут называть словом, являющимся синонимом к слову «варварский».

Сначала термин «готика» был ругательным, так как критиками он трактовался как описывающий отход от классических идей и пропорций. В широком смысле он обозначал здания, имеющие остроконечные арки. В отличие от горизонтального, применяемого в романском стиле, здесь применялся вертикальный стиль.

В романском искусстве

Чтобы понять особенности готической скульптуры, следует сказать и о романском стиле, из которого выросла готика. В Византийской империи скульптура была отвергнута церковью, так как она ассоциировалась с язычеством. В романской же культуре монументальная скульптура, а в особенности рельеф, имеет широкое распространение. Начало ее расцвета относится к 1100 году.

В те времена монументально-декоративное искусство использовалось как инструмент устрашения вероотступников. Возникали величественные комплексы романских соборов, в композициях которых часто присутствовали человеческие фигуры, игравшие в них большую роль. Эти композиции создавались на темы легенд из Священного Писания и назидательных притч.

Центральный образ

Страшный суд, шартр

В романской скульптуре это был Иисус Христос. Его по облику и характеру сближали с Богом-отцом, который рассматривался как страшный судья мира, возвещающий неумолимый приговор человечеству.

На каменном скульптурном ковре зачастую причудливо уживались христианские легенды, притчи, страшные апокалиптические видения, картины Страшного суда и мифологические образы из древних народных поверий то в виде карнавальных масок, то в виде уродов с насмешливыми гримасами.

Далее следует сказать о роли скульптуры в готическом соборе.

Связь с архитектурой

Готическая скульптура Средневековья была теснейшим образом связана с архитектурой, как и романская. Соборы обоих периодов возвышались над городом, обозначая важность и большое влияние религии во всех областях жизни.

Свое начало готический скульптурный стиль берет во Франции. В этом направлении первыми работами считаются статуи, расположенные на портале базилики в Сен-Дени, а также в Шартрском соборе. Впоследствии он распространился по Европе и был популярным до начала Нового времени, когда готику сменило искусство Возрождения, ориентированное на традиции античности.

Вначале готические скульптуры Франции создавались из каменных блоков и в то же время оставались их частью. Тогда самостоятельных, отдельно находящихся статуй не существовало. Медленное развитие пластического мастерства, направленного на ваяние отдельных фигур с пропорционально воплощенными частями тела, началось на заре 13-го столетия.

Для них было характерно множество деталей и излишеств. Если скульптура у греков отражала идеи наглядности и простоты, то готика склонялась к сложности, гротескности, элегантности. Именно такая сложная смесь из идей и элементов дает представление о том, что это фигура, выполненная в данном стиле.

Статуи и рельефы

Скульптуры в Кельнском соборе

Подобно драгоценным камням, украшавшим ювелирные изделия, статуи были декором для новых зданий. Готические скульптуры размещались на фасадах, помогая формировать очертания сооружений и их рисунок, ими украшали порталы, арки и контрфорсы. Наряду с фресками и прочими произведениями изобразительного искусства, в галереях, оконных рамах, фронтонах, за пределами здания и в его интерьере можно увидеть монументальные скульптурные произведения.

Основой композиций, как и в романском искусстве, преимущественно были библейские и евангельские сюжеты. Тела не скрывались в обязательном порядке под одеждой, а ее покровы подчеркивали формы. Мастера проводили эксперименты, пытаясь придать своим творениям больше жизни и подвижности. Так, например, скомканные или глубокие складки, расположенные на платье у статуй, подчеркивали порывистость движений, их резкость при повороте.

Готическая скульптура в Испании и Италии

В Испании она была сориентирована на французскую и поэтому имела с ней множество общих черт. В Италии же сложилась независимая готическая школа пластики. Здесь скульптуру уже больше в обязательном порядке не связывали с архитектурными решениями.

Она больше служила для создания декора как в помещениях, так и на открытых пространствах. Статуи ставились в парках, на городских площадях. Произведения, относящиеся к итальянской школе, все меньше связывались с искусством Византии и все больше тяготели к античным образцам.

В Германии

Скульптуры в Шартрском соборе

Там в начале 13-го столетия преимущественно работали зодчие и скульпторы, которые учились у французских мастеров. Они предпочитали устанавливать статуи во внутренних помещениях. Ярчайший представитель раннегерманской готической пластики – это так называемый Бамбергский мастер. У его скульптурных фигур выразительные лики и крепкие тела.

При этом в Германии в тот период существовали и другие течения готического зодчества. Так, например, скульптуры, украшающие Страсбургский собор, имеют головы, которые сделаны более искусно, чем их тела. Пик развития скульптуры готического периода в Германии пришелся на начало 14 столетия.

Самыми популярными темами было изображение распятого Иисуса Христа или других персонажей, израненных и измученных страданиями. На сходе готического периода стал распространенным тип скульптуры, изображающей «прекрасную Мадонну». Это Дева Мария, держащая на руках младенца. Большое внимание мастера уделяли отделке богатого платья. Саму Марию они изображали как юную, прекрасную, чувственную девушку.

В позднем Средневековье

Готическая скульптура этого периода полностью подчиняется христианской идеологии. Она по-прежнему тесно связывается с архитектурой и создается в соответствии с правилами, касающимися изображения сакральных фигур. Как самостоятельное искусство она также не рассматривается.

Скульптура была предназначена не только для украшения монастырей и храмов, но и служила в качестве несущих частей сложных архитектурных конструкций. А также, наряду с иконами, она являлась объектом почитания.

Символика

Кельнский собор

Как и средневековое искусство в целом, так и готическое в частности, несут в себе символическое значение, являясь своеобразным кодом. Он включает в себя прославление подвигов, совершенных во имя веры христианскими святыми, и другие библейские смыслы. Помимо персонажей Ветхого Завета, Иисуса, Девы Марии и апостолов, готическая скульптура изображала королей, правителей, разных государственных деятелей. В этих произведениях искусства уже начинает отступать средневековая сдержанность, отстраненность и статичность. Она уступает место динамизму, эмоциональности, индивидуализации черт.

Но эти изменения только намечаются, и пока нарочитую упрощенность и схематичность сменит достоверность и гуманизм, присущие эпохе Возрождения, пройдет несколько веков. В трактовку образа Христа готической скульптурой были внесены изменения. Как указывалось выше, в раннем Средневековье, он рассматривался как вседержитель и грозный судья. Теперь он все чаще предстает в виде мудрого пастыря, доброго наставника и учителя. Черты его лица смягчаются, на нем можно увидеть подобие улыбки.

Нужно отметить, что такие изменения не относятся к скульптурам, изображающим распятие. Авторы всеми силами пытаются показать страдания Иисуса на кресте максимально ярко и достоверно. У мастеров той эпохи проявляется интерес к внутреннему миру их героев. Скульпторы изыскивают возможности для того, чтобы передать внутренний мир человека, особенности его характера. Они подмечают индивидуальность черт лица, добиваются реалистичности в изображении поз, жестов, складок одежды.

Выдающиеся произведения

Цари в Нотр-Дам де Пари

Среди шедевров готики нужно отметить находящийся в центре Парижа собор Нотр-Дам. Над одним из его фасадов находится галерея царей, изображающая иудейских правителей, описанных в Ветхом Завете. Этим подчеркивается неразрывная связь двух Заветов. Зритель видит обращенные к нему благообразные лица. Они светятся добротой и как будто смотрят на прохожих с улыбкой. В этих ликах удивляет то, что они очень разнообразны, у каждой из скульптур виден свой характер.

Часовня 3-х волхвов, Кельн

Интересными являются и скульптуры, которые украшают раку с находящимися в ней мощами волхвов. Она находится в Кельнском соборе, в алтаре. Каждое из изображений является индивидуальным и выполнено с необычайной точностью.

Близко познакомиться с готической скульптурой позволяют порталы Шартрского собора. Здесь можно увидеть изображения ветхозаветных персонажей, картин Страшного суда, Иисуса Христа и Богородицы. Каждая из работ достойна особого внимания, уникальна по содержанию и исполнению.

Реймсский собор иногда называют царством скульптуры готического стиля. В нем можно увидеть сотни статуй и тысячи рельефов. Создавшие собор мастера вложили в создание скульптур так много динамизма и внутреннего содержания, что архитектурные красоты были отодвинуты на второй план. Имеющаяся здесь статуя «Улыбающегося ангела» буквально завораживает посетителей.

Магдебургский собор, Неразумные девы

В Магдебургском соборе нужно особо отметить скульптурную группу под названием «Неразумные девы». Она выполнена в реалистичной манере и полна эмоционального драматизма. Она также образует самостоятельное произведение, привлекая внимание публики.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.