Теологическая теория происхождения государства в эпоху средневековья

В различные эпохи существовали совершенно разные теории происхождения государства и права. Во многих государствах Древнего Востока, например, считалось, что эти элементы политической системы возникли не благодаря развитию человеческих взаимоотношений, а установлены свыше. В древнем Вавилоне, Египте, Китае правитель, царь, император считался представителем богов на земле, сыном небес, и даже воплощением богов. Он обладал атрибутами верховной власти, данной сакральным образом. Поскольку верили в то, что небесные существа организовали первобытный хаос, создав мир, и земные правители, как небожители, должны были упорядочивать и организовывать земную жизнь.

Довольно часто можно прочесть, что теологическая теория происхождения государства и права, господствовавшая в средневековье под влиянием западной, латинской версии христианства, представляла собой идею, благодаря которой происходило обожествление институтов власти. При этом в научно-популярных статьях часто ссылаются на слова апостола Павла о том, что нет власти, которая не от Бога, поэтому следует покоряться государству, установленному по Божьей воле. Однако если подойти к этой проблеме серьезно, мы увидим, что на самом деле все было несколько сложнее.

Средневековое общество в Западной Европе не представляло собой монолитное единое целое. В эпоху феодализма было множество уровней правления, связанных с запутанной системой вассальных взаимоотношений. Кроме полномочий, которыми был наделен император и многочисленные короли (часто бывшие только номинальными распорядителями), графы, виконты и прочие князья, существовала власть Церкви как светского правителя (папская, архиепископская, епископская и так далее). Все эти субъекты были объединены между собой как враждебными, так и союзническими связями. Поэтому теологическая теория происхождения государства существовала в нескольких вариантах.

Прежде всего, считалось, что божественное происхождение имеет не весь государственный институт в целом, а его элементы, например, монархия или военное аристократическое сословие. Далее, слова Апостола переводились и трактовались таким образом, что только та власть настоящая, которая дана от Бога. А вот в этом вопросе были очень разные, и даже противоположные мнения. Господствовавшая в средневековом социуме римско-католическая Церковь считала, что теологическая теория происхождения государства оправдывает господство римского понтифика над всеми остальными светскими властями. Многие папские юристы тех лет писали целые трактаты о том, что Папа замещает Бога на Земле, и потому он является верховным сувереном, а короли и император – его вассалами.

Далеко не все правители и государи, в том числе и мелкие, были с такой концепцией согласны. Например, средневековые императоры постоянно конкурировали и воевали с папами за светскую власть, что отразилось в многолетней борьбе за инвеституру. Многие феодалы помельче точно так же противостояли епископам и аббатам во многих земельных конфликтах, связанных с собственностью. А с романских времен очень популярным христианским идеалом была лишенность власти, pauperitas, отказ от управления, и потому многие религиозные диссиденты вообще проповедовали то, что теологическая теория происхождения государства не имеет ничего общего с истиной. Наоборот, автором всей иерархии господства и подчинения может быть только «князь мира сего», то есть дьявол.

Однако в готическую эпоху западноевропейский средневековый социум, как писал известный британский историк Роберт Мур, сделался «обществом преследования». Большинство оппозиционных религиозных и политических концепций были осуждены Церковью как еретические, всякое сопротивление подавлено, а целые аристократические роды и даже имперские династии, которые этому противились – уничтожены. Господствующей сделалась теологическая теория происхождения государства, которую обосновал Фома Аквинский. Этот самый знаменитый схоласт, создавший основы католической философии, тоже счел государство созданием Бога, желающего обустроить мир и поддерживать в нем порядок. Однако и он заявлял о том, что светская (в том числе и монархическая) власть только тогда имеет божественное происхождение, если она служит Церкви и земным мечом защищает то, что клирики завоевывают мечом духовным.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.