Вертикальное соглашение: понятие и примеры. Пункт 19 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции"

Когда два предприятия договариваются о предоставлении услуг или товаров в письменной или устной форме, они заключают производственный договор. Вертикальное соглашение представляет собой взаимоотношения хозяйствующих субъектов. Один из них продает свою продукцию, другой — покупает. Закон, защищающий конкуренцию по организационным правовым основам, работает на улучшение рыночной экономики.

Соперничать не получается при односторонним влиянии на товарооборот, но в существующем, скрупулезно разработанном законе 135 ФЗ, где главы, разделы и параграфы посвящены регулировке монопольных отношений, пресечению недобросовестных мероприятий, уделено внимание этому явлению в торговле. При вертикальных соглашениях не применяют антимонопольных требований и ограничений. Доставка товара происходит с использованием опосредованного способа.

Продажа авто

Какие виды монопольных союзов существуют?

Вертикальные соглашения имеют разновидности. При реализации замечены характерные признаки:

  • поддерживающие цены во время перепродаж при фиксации розничных цен от производителя или с верхним, нижним пределом;
  • распределяют работу в определенной местности или с конкретными клиентами, продукцией;
  • ограничивают конкурентов на ведение дел с производителем или оптовым закупщиком;
  • навязывают торгово-посреднической фирме покупку товаров в определенном ассортименте;
  • договариваются о закупке товаров в минимальном объеме, предел которых нельзя нарушать.

Подобные договоренности означают, что участникам запрещены другие вертикальные соглашения, кроме допустимых.

Признаки запретных форм

В хозяйственных отношениях невозможно некорректное поведение между субъектами. Когда договором:

  1. Устанавливают стоимость продукции при ее перепродаже.
  2. Продавец требует от покупателя не пускать на рынок конкурентов.

Допустимыми договоренности считаются:

  • соглашения в письменной форме, если они коммерческие;
  • заключение договоров между хозяйствующими предприятиями, кроме финансовых организаций, при долях на товарных рынках, не превышающих 20 %;
  • действия согласованы и не способствуют устранению конкурентов.

В результате получают:

  1. Усовершенствованное производство.
  2. Эффективную реализацию товаров.
  3. Стимуляцию труда по техническому, экономическому прогрессу.

Важным признаком эксклюзивных соглашений служит повышенная конкурентоспособность российской продукции в условиях мирового рынка.

Что означают термины?

Торговая система эффективно не заработает без основных инструментов — его исполнителей. К примеру, дилерами стали называть реализаторов. К ним относятся фирмы или физические лица, которые закупают товар оптом, затем — распродают. Дистрибьютеры — это участники сделок, те же торговцы, но работают они от имени производителя. Дилерские соглашения заключают стороны с обязательством:

  • приобретения товара, продвижения и реализации, территорию которой ограничивает договор;
  • предоставление продукции только дилеру, не распространяя товар самостоятельно или третьим лицам.
Участь посредника

Какие правила существуют?

Составление договора предусматривает правила:

  • отражения перечня определенных изделий;
  • установления эксклюзивных прав на территорию.

Эксклюзивность указывает на территориальные рамки и определенного поставщика, с которым заключено дилерское соглашение. В контракте имеются подробные указания:

  • по содержанию;
  • правам и обязанностям сторон;
  • процедуре по обмену документами;
  • времени доставки продукции.

Если в соглашении отсутствуют правила о порядке выполнения взятых обязательств, они приравниваются к обычному деловому договору по обороту материальных средств.

Мировые автосалоны

Что регулирует закон?

Защита конкуренции по правовому положению распространена на хозяйствующих субъектов и органы государственной власти. Она оказывает влияние на здоровое соперничество. Закон установил правила на государственные и муниципальные преференции с наличием обязательного согласования антимонопольного органа в условиях прозрачной системы. За нарушения положена ответственность. Конкуренция — область тонкая, в ней закон устанавливает ограничения и запрещения на недобросовестные соревнования. Они наносят ущерб, ущемляют права и доводят до банкротства.

Расчеты дилера

Как классифицируют соперничество?

Соглашение между хозяйствующими субъектами в любом случае приводит к конкуренции. Соперничество по экономическим параметрам, производительности и уровню реализации — нормальное стремление бизнеса. Экономисты выделили состязания по масштабным показателям:

  • местные — на конкретной территории;
  • индивидуальные — представитель рынка выбирает комфортные условия для реализации;
  • отраслевые — предприятия соревнуются по получению доходов;
  • межотраслевые — представители борются за покупателей;
  • национальные — соревнуются региональные производители;
  • глобальные — соперничают компании мирового значения.

Успех конкурентов зависит от многих критериев. Сюда можно включить техническую оснащенность предприятий, транспорт, энергетику, связь.

Деловые люди

Строгость трудовых отношений на примере LADA

Успех продаж во многом зависит от реализатора товара. Если рассматривать на примере автосалонов, допустим, дилер Лада обязан работать в соответствии с новыми правилами, которые установлены дирекцией АвтоВАЗа. Администрация пытается поднять уровень продаж в условиях огромной конкуренции. Она разработала не только режим работы торговых центров, но и красивое оформление помещений, мощную рекламу. Дилер обязан:

  • быть финансово дисциплинированным;
  • рекламу согласовывать с заводоуправлением;
  • проводить гарантийную политику;
  • разрабатывать и доводить до клиентов акции сервиса.

Главным требованием для реализатора является отсутствие у него серых продаж. Выдвинуты условия от руководства, где обязательно должны быть:

  • клиентская парковка;
  • чистота салона, фасада здания, моделей автомобилей;
  • использование фирменных флагов;
  • установлен дресс–код для сотрудников с обязательным обращением к клиентам вежливо и приветливо.

Дилер должен иметь в наличии запас маркетинговых материалов с оригинальными запчастями. Свою деятельность сотрудник осуществляет на основании дилерского договора с руководством АвтоВАЗ.

Российские машины

Особенность обязанностей сторон

Сотрудник заключает договор, в котором указаны обязанности:

  • продажа продуктов по стоимости, указанной в соглашении;
  • рекламную процедуру проводить по регламенту, установленному продавцом;
  • учитывать в специальном журнале покупателей;
  • отчитываться;
  • вежливо обслуживать клиентов;
  • соблюдать коммерческую тайну.

Продавец обязан:

  • предоставлять продукцию в заявленном количестве;
  • доводить сведения об изменениях товара;
  • проводить обучающие курсы;
  • предоставлять модель на презентацию.
Продажа продукта

Оплата и передача

В приложении к соглашению указывают:

  • цену;
  • количество;
  • способы оплаты;
  • методы поставки продукции.

В договоре отражают предоставление клиентам возможных скидок и бонусов. Необходимо описать штрафные санкции, удержания, если возникнут нарушения взятых обязательств. Документ подписывают обе стороны, это говорит о согласии со всеми пунктами соглашения. Подробности можно узнать из образца.

Образец договора

Стороны могут расторгнуть соглашение, если наступит один из случаев:

  • дилер нарушил авторские права;
  • продукция предоставляется клиентам не по условиям, разработанным руководством компании;
  • реализатор разгласил коммерческую тайну;
  • задержка передачи денежных средств за продажу;
  • прекращено производство.

Претензии дилера:

  • нарушаются сроки и условия поставки продукции;
  • не выполняются взятые обязательства продавцом.

На АвтоВАЗе дилеров принимают после согласования с комиссией. Сотрудник разрабатывает мероприятия своей деятельности, намерения указывает в протоколе. Устраняет возможные несоответствия с требованиями стандартов. Контроль над работой автосалонов осуществляют специальные подразделения компании.

В этом случае соглашение хоть и подходит под ФЗ № 135, но не представляет стороны как конкурирующие, это пример для пункта 19 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", где один участник договоренности является покупателем товара, а другой — его производителем. Эта часть законодательного акта утверждает о наличии добросовестности между сторонами, их взаимоотношениями.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.