Стасис Красаускас: биография, личная жизнь, творчество

Статья о литовском художнике-гравере, она кратко описывает его жизнь и творчество, раскрывающее его видение мира. В статье описывается влияние работ С.Красаускаса, биография художника, его личная жизнь, последние годы, а также наследие. Дано описание линогравюры «Юность», рассмотрен цикл «Вечно живые» (1973-1975), цикл гравюр «Рождение женщины». Описываются награды и звания художника, а также особенности работ Стасиса Красаускаса.

Влияние работ художника

Гравюра художника 1

Когда поколению 60-70-х говорят о Стасисе Красаускасе, не все вспоминают этого художника, но достаточно показать несколько его работ, как возвращается юность. Его работы были тогда для юношей и девушек маяками во взрослую жизнь, которая, казалось, будет полна романтики, справедливости, добра. Потому отлично помнится и обложка «Юности» с нежным, мягким и добрым девичьим лицом в ореоле ветвей и листьев, и эстампы из серии «Вечно живые».

Биография художника-гравера

Гравюра художника фото

Стасис Красаускас биографию имеет вполне обычную. Родился 1 июня 1929 года во втором по величине городе Литвы Каунасе. Окончил Каунасскую среднюю школу, затем (1948-1952 годы) учился в Вильнюсском институте физкультуры и спорта. Восемь раз был чемпионом Литовской ССР по плаванию, легко завоевывал первые места, плавая разными стилями на разные дистанции.

стасис красаускас фото

Но тяга к искусству победила. Стасис Красаускас, художник по духу и дару, поступил в Вильнюсский Художественный институт Литвы и закончил его с отличием (1952-1958гг). С 1961 года он – преподаватель этого же института.

Не достигнув и тридцати лет, Стасис Красаускас уже получает признание как один из лучших графиков Литвы. Артистичный по натуре, он пробует и находит себя везде: поет, играет в театре, снимается в кино. Ему интересна и журналистика. И во всех начинаниях его ждал успех, как будто он учился и шел к этому долгие годы.

Личная жизнь

Гравюра Стасиса

Стасис Красаускас женился в 1953 году. Его жена – чудесная женщина Ниеле Лещу-Кайтите. Именно она всегда был рядом, не раз проглядывался в самых разных работах мастера ее образ как женщины и матери, именно чувствами к ней и детям наполнены его работы. Таких женщин называют музами художников. Ниеле родила художнику двух дочерей: Расу в 1955 году, а Айсте в 1960-м.

Наследие

Гравюра 2

Стасис Красаускас гравюры выполнял по-разному: работал в техниках ксилографии, литографии, выполнял линогравюры и офорты. Его резцу принадлежат станковые гравюры и иллюстрации к работам классиков (шекспировские сонеты, «Песнь песней»). Особенно много гравюр по произведениям современников: Межелайтиса, Марцинкявичюса и др. Его наследие составляет громадное количество рисунков. Он автор целого ксилографического цикла, иллюстрирующего поэмы Ю. Марцинкявичюса, «Кровь и пепел» (1960), автоцинкографических работ цикла «Стена» (1969), иллюстраций в технике ксилографии к книге стихов Э. Межелайтиса «Человек» (1961—1962), гравюр к сборникам Э. Межелайтиса «Кардиограмма» и «Авиаэтюды», к работе А. Т. Венцловы «Знаешь ли ты тот край?» (1964).

Он иллюстрировал поэму своего близкого друга Роберта Рождественского «Реквием» (1961), озвучив яркими образами потрясающие строки памяти.

В технике автоцинкографии выполнены художником иллюстрации к «Сонетам» Шекспира (1966). Не оставил своим вниманием он близкую ему по духу и относящуюся к библейскому «Ветхому завету», исполненную нежной любви «Песню песней» царя Соломона. Ему принадлежат также гравюры к поэме «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского (1970).

Линогравюра «Юность»

Известнейшее произведение Стасиса - линогравюра «Юность» (1961), она была взята журналом «Юность» в качестве эмблемы и реально стала эмблемой молодежи 70-80-х годов прошлого века, как знаменитый рисунок Пабло Пикассо женщины с голубем – эмблемой мира. Зеленые листья нежно вплетены в волосы и лицо (хотя гравюра черно-белая), все кажется молодым и нежным, составляя одно целое. Также она изображена на надгробной плите художника.

Могила художника

Можно и нужно отметить цикл из серии гравюр «Движение» (1971), где автор кажется увлеченным движением и вовлеченным им же в хаос бытия.

Гравюра Стрелец

Цикл Стасиса Красаускаса «Вечно живые» (1973-1975)

«Борьба», «Память», «Грезы», «Жизнь» - эти, по обычаю художника, краткие и емкие обозначения всех частей цикла гравюр охватывают все этапы человеческой жизни от рождения до конца, круг замкнулся - «Вечно живые».

Эстампы этого цикла заставляют остановиться и задуматься каждого, кто их видел. Зрители часто называют их «мрачными», многие редко досматривают весь цикл полностью. Но память вновь возвращает эти необыкновенные работы, возвращает к необходимости помнить тех, кто отдал жизни за светлое будущее, чтобы рождались и вырастали дети, любили друг друга юноши и девушки, и жизнь продолжалась без войн и гибели людей.

Художник сам пережил Вторую мировую войну, когда был ребенком. Трагедия вовлеченных в хаос и ужас войны людей навсегда осталась в его памяти и в его работах.

В цикле эстампов Стасиса Красаускаса «Вечно живые» использован сюжет фрески «Сеятель» из Зеленополья Калининградской области, созданной на фасаде кирхи Берхерсдорфа неизвестным художником в память о солдатах, павших в Первую мировую войну.

Гравюра солдаты

Цикл гравюр «Рождение женщины»

У Стасиса Красаускаса рождение женщины на листах гравюр осуществляется медленно, постепенно. На каждом листе автоцинкографии идет преображение: от незнания к познанию самой себя, к познанию материнства как главной задачи, к пониманию смысла жизни. Следующий этап развития - преображение от юности к зрелости, совершенству, познанию всего мира.

Весь цикл пронизан эпикурейской радостью бытия, радостью материнства, но и пониманием неоднозначности и сложности жизни.

Женщина цикла - прообраз Евы. Реальность и космос соседствуют, дружат, переливаются из формы в форму, идут, взявшись за руки. Именно женщина олицетворяет для Красаускаса такие понятия как Красота, Жизнь и Вечность.

Гравюра художника №4

Награды и звания художника

За цикл «Вечно живые» художник Стасис Красаускас получил в 1976 году Государственную премию СССР.

Кроме того, его картины неоднократно отмечались как лучшие, художник награждался орденом «Знак Почета», Бронзовой медалью в Лейпциге как иллюстратор книги «Человек» Эдуардаса Межелайтиса.

Стасис Красаускас получает звания заслуженного деятеля искусств Литовской ССР (1968) и народного художника Литвы (1977).

Особенности работ

Гравюра женщина

Одна из главных особенностей творчества художника – лаконичность. Он выбирает из всех возможных средств изображения именно линию. Из всего цветового многообразия – монохромию белого и черного. И создает гравюры, полные философского смысла, как Дюрер, но без его многофигурной сложности, символики и изысканности. У него все просто.

По простоте и доходчивости гравюры мастера ближе всего к традициям народной литовской культуры: деревянной резьбе и скульптуре. Они же дали экспрессию, выразительность и законченность каждой линии.

Так похожи гравюры мастера на прорисовки античных амфор и другой посуды, где монохромия подчеркивает изящество линии или контура рисунка. Как на древних амфорах художник изображает знакомый ему мир своим собственным простым языком. Его линии то плавные и неторопливо нежные, то скомканы и резки, как у экспрессионистов («Порыв» Кольвица и др.), когда отражают жесткость мира и войну. Покой и негу в его циклах вдруг сменяют разорванность и острота внезапно появившихся войн, конфликтов, драм человеческих.

По стилю большинство работ мастера можно отнести к романтизму. Будучи сам, по отзывам друзей, романтиком, он и в работах остается верным себе, поэтизирует окружающую действительность, ищет и находит героев и прославляет их подвиги. Поездки были неотъемлемой частью жизни художника. Результатом впечатлений его творческих командировок была выполненная в 1966 году линия его эстампов, где Дальний восток предстает деловитым и многообразным.

Когда смотришь на картины Стасиса Красаускаса, невольно вспоминаешь работы Пабло Пикассо, слишком много взято у мэтра живописи, который не уставал экспериментировать с цветом и формой всю жизнь. Но Пикассо давал такой заряд энергии каждой своей новой работой, что практически никто из современников не смог избежать его влияния. Модильяни уничтожал свои работы, если замечал в них влияние Пикассо. Вполне понятно, что соединение плоско-линеарной системы построения рисунка и скульптурно-объемной традиционной для Европейской культуры систем у Красаускаса и Пабло Пикассо похожи.

Рисунок художника

Начиная с 50-х годов особенно в рисунке Стасис Красаускас все больше проявляет свою особую манеру. Иллюстрирование занимает все большее место в жизни художника, позволяет воплощать и переосмысливать поэтические строчки в видимые образы. При этом художник использует традиции изобразительного искусства от древнего Египта до Возрождения, но и все четче вырабатывает свой собственный стиль. Особенно близки ему работы слияния природы и человека, их неразрывности. Стасис Красаускас гравюры наполняет этим чувством причастности к необыкновенному и прекрасному, за существование которого людям надо платить, иногда ценой собственных жизней.

Последние годы жизни

Художник всегда был в гуще новых творческих идей и замыслов, всегда был полон энергии и деятелен. Как настоящий романтик, он всю жизнь пытался понять причины человеческих заблуждений, суть и причины жестокости. Жизнь его была подобна вспышке, короткой и яркой (умер в 47лет). Преодоление страданий во имя любви, во имя счастья всего человечества - главная линия творчества художника. С. А. Красаускас умер от рака гортани 10 февраля 1977 года в Москве в онкологическом институте имени П. А. Герцена. Похоронен на Антакльнисском кладбище в Вильнюсе. Надгробие художника выполнено в виде линогравюры «Юность».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.