Краплак красный: описание, применение и фото

Обсудить Редактировать статью
 

Краплак – от немецкого krapplack (краплак, крап лак) – краска интенсивно красного цвета, но темнее кармина. Как упомянутый выше пигмент, а также бакан и пурпур, он является красным органическим красителем и применяется еще со времен древнего Египта.

Цвет краплака красного темного (а иногда и светлого) в России называется кумач. Это цвет крови, колер флага первой страны Советов – СССР.

До середины 19 века краплак вырабатывался только из корней растений семейства мареновых (марены красильной, R. tinctorum и других видов), обрабатывался различными методами и широко применялся для получения художественных красок, пигментов для тканей, ковров и т. д., находил применение и в медицине. В зависимости от способа обработки растительного материала получали краску ярких оттенков фиолетового, ярко-красного, и реже используемых: оранжевого, канареечно-желтого и других цветов.

Краплаки из органического сырья были заменены синтетическими аналогами после получения возможности синтезирования органических красителей. Это удешевило и упростило процесс их получения, но до сих пор получение красящих пигментов – сложное и недешевое производство.

Крапплак бутылочка

Натуральная красная краска из растений

Самые яркие краски, которыми пользовались художники всех времен, получали из природных материалов: пурпур – из улиток, кармин – из червецов кошенили, киноварь – из красного минерала ртути, индиго и краплак – из растений и т. д. Способы получения красок были достаточно сложными, из нескольких килограммов сырья получали лишь граммы красящего пигмента. Также сложно получали и рассматриваемое нами сырье, особенно ценился краплак красный.

Натуральные органические красные красители до сих пор, несмотря на довольно приличную стоимость, применяются в косметике и пищевой промышленности, т. к. в отличие от синтетических аналогов они более стойки к свету и менее вредны. Они до сих пор применяются традиционно, например, в ковроткачестве стран Востока. Окрашенные натуральными красителями, включая краплак красного цвета, ковры очень высоко ценятся, т. к. сохраняют яркость и насыщенность тонов веками.

крапплак в интерьере

Красная краска для масляной живописи и акварели

В средние века краплак красный был необходим для выполнения художественных работ при работе над фресками. Использовался для работы над масляными и темперными росписями стен, парусов и плафонов соборов, обычно как дополнительный оттенок красного при кармине и пурпуре. Он давал художникам возможность расширять красный цветовой диапазон палитры.

Тогда краплак был одним из немногих ярких красных пигментов. Им активно пользовались наложением поверх киновари для снятия тусклости этой краски, усиления цвета и придания глубины и звучности красному цвету через лессировку.

Кроме того краплак упрочнял поверхность картины. С его помощью расписывалась одежда знатных людей, драпировки, как на портрете Филлипа IV Веласкеса.

Эль Греко очень часто использовал краплак, нанося его поверх более светлых красок, как это, например, было выполнено на картине «Христос, изгоняющий торговцев из храма».

Вермеер оттенял им щеки и губы, например, у знаменитой «Девушки с жемчужной сережкой». Смесью краплака с черной краской он делал наброски и подмалевки картин, прорисовывал затемненные участки кожи.

Профессиональные темперные, масляные и акварельные наборы до сих пор обязательно включают краску краплак красный в свой состав, наряду с кармином.

крапплак мазки

Получение краплака натурального

Пригодные для получения краски растения – это только три из более, чем 50 видов семейства мареновых. Они представляют собой полукустарники или небольшие кустарники с метельчатыми или кистевидными соцветиями.

Для получения краплака используют подземные части растения. Пигмент краски получают довольно сложно и долго. Вначале сырье высушивается небольшими стопками. Через несколько дней его собирают и еще дополнительно сушат. Затем зачищают от верхнего слоя, измельчают и размалывают до пудры. А такие виды марены, как азиатская, еще и необходимо около года подвергать ферментации и только затем обрабатывать химическими реактивами определенного состава. Иногда высушенное сырье запаривается водой, затем высушивается, а порошок осаждают щелочью на квасцы или подложки из определенных сортов глины. Оловянная протрава сырья давала огненно-красный цвет, с глиноземом (содержит соединения алюминия) – ярко-красный и розовый оттенки.

крапплак химический процесс

Получение синтетических заменителей

Краплак синтетический был впервые приготовлен в 1868 году из алюминиево-кальциевого лака – ализарина.

Сегодня краплаки красные как светлый, так и темный – востребованные синтетические краски. Их массово приготовляют на основе антрахиноновых пигментов, представляющих собой комплексные, интенсивно окрашенные соединения, цвет которых может быть различным в зависимости от состава применяемых соединений (оксиантрахинона и различных осадителей).

Характерные особенности художественных красок

Характерные особенности краплаков состоят в следующем:

  • это сильно лессирующие краски, т. к. они прозрачны или полупрозрачны и легко дают необычные световые эффекты лессировки;
  • пастозное нанесение краплаков не имеет смысла из-за их прозрачности и текучести;
  • обладают большой укрывистостью, т. е при равномерном нанесении способны перекрывать цвет поверхности, на которую были нанесены;
  • краплаки относятся к медленно высыхающим краскам;
  • введение в них лаков или уплотненного масла № 1 или № 2 еще больше повышает их яркость.

Почему нельзя смешивать различные краски друг с другом

Крапплак на палитре

Краски – органические вещества довольно сложного химического состава. При смешивании красок происходят химические реакции, как и при их производстве, одни химические вещества переходят в другие. С изменением состава цвет красок также меняется. Чтобы работа красками не теряла цвет (а иногда и структуру, т. к. состав подложки тоже химическое соединение), не темнела и не становилась белесой сразу при смешении красок или со временем, необходимо знать совместимость отдельных красок. Можно смешивать только четко определенные краски, тогда работа будет долгое время радовать зрителя свежестью своих ярких насыщенных цветов.

Совместимость краплаков с другими красками

В Интернете можно найти множество таблиц совместимости красок. Однако краплаки очень капризны в этом отношении. Они не любят смешиваться с другими красками, портя цвет: другие оттенки буреют, сереют или высветляются.

крапплак эскенс

Очень неудачными можно считать смешивание краплака с белилами: хромовыми, марганцевыми или свинцовыми. Смесь его с ультрамарином и красками кобальта также нежелательны. Особенно их не следует перемешивать с кобальтовыми в малом соотношении. Так краплак фиолетовый дает высветление, белесость тона, если его смешивать с кобальтом.

Неудачно и смешивание краски марганцево-голубой с краплаками: получаем неприятный грязно-голубой цвет. В смеси с марганцевым кадмием состав выявляет голубой пигмент марганцевой краски. Краплак неприятно изменяет свой тон при смешивании его с окисью хрома. Волконскоит и земля зеленая в смеси с этой краской могут вызвать растрескивание, особенно при густом нанесении.

Если смешать краплаки с ультрамарином, то тон красок становится бурым. «Земляные» краски также не рекомендуется смешивать с ними. Особенно не рекомендуется добавлять в краплаки другие краски в малых пропорциях.

Светостойкость

крапплак светлый

Краплаки относятся к среднесветостойким краскам. Но это средняя цифра, т. к. в зависимости от способа производства они могут быть и значительно более светостойкими.

Однако краплак красный прочный (он потемнее) не теряет яркости очень долго, за что и ценится художниками.

Светостойкость – одно из основных требований к краскам и для акварелей. А «Краплак красный светлый» из набора акварельных красок «Ленинград» по гамме № 313 – одна из самых светостойких красок - ***(три звездочки).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.