Лион Фейхтвангер, "Гойя, или Тяжкий путь познания": скитания таланта в эпоху надвигающегося прогресса

Жизнь гениев, таланты которых словно дарованы высшими силами и способны влиять на умы нескольких поколений вперед, для нас во многом неясна и загадочна. Как рождаются эти передовые идеи и мысли? Как создаются многовековые шедевры, которые до сих пор заставляют наши сердца трепетать, а души обновляться? В романе немецкого писателя Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания» как раз приоткрывается эта завеса тайной жизни человека, который оказал ощутимое влияние и на современников, и на потомков.

История или вымысел?

В основе произведения лежат реальные события XVIII века и лица, которые в то время вершили судьбу государства. Политические интриги, манипуляции и игры, роскошь с угрозой опалы, любовники и страсть — все это неотъемлемые составляющие правления короля испанского Карла IV и королевы Марии-Луизы. В центре этой сумятицы, на пересечении интересов знати, церкви и рабочих крестьян находится он, Гойя — несомненный талант своего века, признанный гений.

портрет семьи Карлоса 4

Сквозь призму своего искусства он смел изобличать пороки и капризы, создавая одновременно и притягивающие, и отвратительные произведения искусства. И вот здесь Фейхтвангер в "Гойю" вплетает вымысел, нити которого тесно связаны с историческими фактами и лицами, формирует цельную картину, неспособную оставить нас равнодушными так же, как и полотна самого мастера.

Художник и политика

Талант простого парня из семьи среднего достатка не ставился под сомнение, но путь ко всеобщему признанию не был легким. Упорное отрицание Гоей канонов классицизма и академизма могло сыграть злую шутку и настроить против художника инквизицию. Но старой школе пришлось смириться с новым видением вплоть до назначения мастера директором Королевской академии. Навеянная работами передовых писателей и деятелей искусства, в воздухе уже тогда витала потребность сбросить оковы предрассудков, обновиться и прогрессировать.

Гойя у Фейхтвангера — художник с неиссякаемой жаждой нового. Его талант со временем только крепнет и развивается, обрастая новыми гранями и смыслом, что не могли не заметить высшие лица государства. Неоспоримым фактом является то, что мастер был приближенным к королевской чете, являясь ее придворным живописцем. Он написал множество портретов всей высшей знати. Сам того не желая, Гойя вполне мог быть задействован в политических интригах, плетущихся в кулуарах роскошных дворцов.

автопортрет художника

Так порождалась двойственность его личности. Простой работяга, который дрался за свой хлеб, зубоскалил, сквернословил, угрожал, отстаивая место под солнцем, "уживался" с обласканным знатью живописцем, имевшим ближайший доступ к правителям страны. И именно эта внутренняя борьба противоположностей, усиленная талантом и безумием, будила в Гойе чувство справедливости и жгучую боль за судьбу страны, которая получала раны от действий инквизиции. Несмотря на опасность иметь мнение, отличное от признанного, Гойя посмел выразить его в своих картинах, где сцены бытовой жизни изображены и притягательными, и отталкивающими.

Женщины и мастер

Порочность и страсть красной нитью проходят через "Гойю" Фейхтвангера. Эти эмоции, которые художник с лихвой получал от роковых женщин своего времени, порождали в нем безумие, но вдохновляли на лучшие картины. Любовь шла рядом с ненавистью, на равных правах они влияли на душу художника, разрушали его разум и душу. Но именно в период глубинных и диких переживаний мастер мог создавать шедевры, выполненные новаторскими техниками, выплескивая на полотна и боль, и счастье, которые были неразлучны в его судьбе.

Да и сама Испания здесь в роли женщины. Она — маха. Смелая, грубая, вызывающая, бесстрашная, страстная и дерзкая — впивается в душу так, что остается там навечно.

Маха одетая

Такой и была возлюбленная Гойи в романе Фейхтвангера. Их связь исторически не подтверждена, о ней можно было лишь догадываться по работам мастера. Это была опасная женщина, оказывавшая неизгладимое влияние своей порочностью, сладострастием и непокорностью, которые так вдохновляли художника, но разъедали его душу.

Безумие и талант

Основным протестом против закостенелых средневековых уставов и порядков были последние картины Гойи, которые изображали сцены частной жизни и одновременно были олицетворением всех пороков и грязи, которые царствовали в Испании. Мастер же отдавался чувствам вплоть до крайностей, и с возрастом его начало одолевать то безумие, которое словно провоцировало демонов не только в его голове, но и среди людей.

шабаш ведьм

Таким видит Фейхтвангер Гойю — человеком, чувствовавшим мир и окружающих иначе. Это художник отражал в своих полотнах, которые до сих пор порождают в нас ужас, но заставляют смотреть вглубь себя. Осознание того, что сумасшествие и страхи все сильнее поглощали душу художника, разрушали ее болью и страданиями, делают его работы еще более притягательными, глубинными, наполненными смыслом.

Ценность

Живописец в романе — неидеальный человек, истый испанец, которому не безразлична судьба своей страны. Свою горячность и искренность Гойя передает будущим поколениям через свои картины. Его страстная натура помогала создавать будоражащие вещи, ведь без сломленных устоев не будет и новаторства.

Поэтому для Лиона Фейхтвангера "Гойя" — главное произведение за всю его литературную карьеру. А если до этого произведения вы не были знакомы с полотнами художника, то теперь захотите узнать, как выглядела эта израненная, глубокая и любящая душа, понять мастера, увидеть его демонов, чтобы бороться со своими.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.