Собор Покрова на Рву: расположение, история постройки и фото

Этот храм известен далеко за пределами России, ведь стоит он на Красной площади. Первоначальный облик собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву историки знают только из записей иностранцев, посещавших Москву в период с шестнадцатого по восемнадцатый века. В русских летописях упоминаний об архитектурном шедевре практически нет.

Взятие Казани

Взятие Казани

В 1552 году царь Иоанн III Грозный предпринял третий и последний поход на Казанское Ханство. Перед выступлением государь долго молился и дал Богу обет - в случае успешного исхода построить храм невиданной красоты. В результате наступления Казань вошла в состав Российского государства, а в 1555 году на Красной Площади началось строительство собора Покрова на Рву.

Царь призвал зодчих для строительства обещанного храма. Митрополит Макарий предложил посвятить строящийся на рву собор Покрову Богородицы, ведь поход на Казань начался 1 октября, когда православные отмечают этот праздник. Государю идея понравилась, и он поставил перед строителями сложную задачу: построить такой храм, который символизировал бы рай на земле.

Собор Покрова

Храм Покрова на Рву было решено строить в форме символа праздника - звезды Пресвятой Богородицы. Для этого зодчие возвели ансамбль из девяти отдельных храмов на едином фундаменте. Все вместе церкви образуют фигуру Вифлеемской Звезды. Особенно хорошо это видно на фотографиях с высоты.

Вид сверху напоминает звезду на иконах Пресвятой Богородицы.

неопалимая купина

Василий Блаженный

Мать будущего святого молилась на паперти Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра в Ело­хо­ве, когда начались схватки. Роды были столь стремительны, что малыш появился на свет прямо на ступенях храма. Младенца нарекли Василием.

Подросшего мальчика было решено обучать сапожному мастерству, так как его родители считали это ремесло достаточно прибыльным. Отрок Василий прилежно учился, а однажды так удивил своего начальника, что тот понял - юноша не обычный человек. В мастерскую обратился купец с просьбой сшить такие сапоги, которым "не будет сносу". Василий, опередив мастера, выпалил: "Будут тебе такие, что не сносишь во век!"

Удивленный сапожник хотел было отругать подмастерье за такие вольности, но Василий пояснил, что купец умрет, прежде чем примерит изделие. Когда пророчество сбылось, мастер понял, что его ученик наделен даром от Господа.

Став совершеннолетним, Василий ушел от своего учителя в Москву, где добровольно принял на себя один из тяжелейших путей спасения души - подвиг юродства. В стольном граде святой в любое время года ходил обнаженным, пугая прохожих.

Василий Блаженный

Сначала над блаженным потешались, иногда даже били, но вскоре признали его прозорливым и даже побаивались. Уважал Василия и царь Иван Грозный.

Однажды на юродивого набросилась толпа людей. Разгневанные горожане побили Василия за то, что он разбил надвратную икону Божьей Матери у Варваринского входа в Кремль. Господь сохранил своего верного сына от убиения, а толпа внезапно успокоилась.

Тогда Василий попросил удалить с разбитой иконы верхний слой краски и люди увидели под святым образом Богоматери дьявольскую рожу. Это был хитрый план сатанистов. Ничего не подозревающий народ, проходивший в ворота, крестился и кланялся изображению дьявола.

исцеление слепой

Блаженный не раз обличал нечистых на руку торговцев, заставляя их признаться в хитрости. Исцелял больных и помогал тем, кто помощи не просил, но очень в ней нуждался. Отпугивал бесов от домов праведных людей и молился об обращении в истинную веру грешников.

Однажды Василий, приглашенный на праздник к государю, трижды пролил на пол вино. Царь с недоумением спросил его о причинах такого поведения, а святой ответил, что тушит пожар в Новгороде. Через некоторое время к Ивану Грозному прибыли гонцы с вестью о пожаре, который потушил неизвестный старик.

Архитектура ансамбля

Церкви Покрова на Рву:

  • Василия Блаженного;
  • Александра Свирского;
  • Варлаама Хутынского;
  • Входа Господня в Иерусалим;
  • Григория Армянского;
  • Киприана и Иустины;
  • Николы Великорецкого;
  • Святой Троицы;
  • Трех Патриархов;
  • Покрова Пресвятой Богородицы (центральная);
  • Иоанна Блаженного.
Собор Василия Блаженного

Церковь Святой Троицы

Василий Блаженный не имел жилья и другой собственности в Москве. Чаще всего люди находили его в храме Святой Троицы, на месте которой сегодня стоит собор Покрова Богородицы на Рву. В 1557 году святой заболел и умер. Ему было 88 лет. Похоронили Василия Блаженного в ограде храма Святой Троицы, который к тому моменту уже был снесен. На его месте как раз строился собор Покрова на Рву. В память о юродивом старце Иван Грозный в 1588 повелел пристроить еще одну, десятую по счету церковь.

Она работала круглосуточно, принимала паломников и странников, давала им кров и тепло. Церковь Василия Блаженного на подклете храма Покрова на Рву была единственным отапливаемым помещением ансамбля. Божественная Литургия проводилась в храме каждый день. Со временем именем Василия Блаженного стали называть весь ансамбль собора Покрова на Рву.

Храм преподобного Александра Свирского

Юго-восточная церковь получила имя святого в честь битвы во время похода на Казань. В конце лета 1553 года на Арском поле была разгромлена конница царевича Япанчи. Благодаря этому осада Казани завершилась удачно, ведь войско царевича шло навыручку хану.

Храм Александра Свирского - это одна из малых церквей в ансамбле собора Покрова на Рву. Высота ее около пятнадцати метров. Стены церкви расписаны имитацией кирпичной кладки, а купол украшен "кирпичной спиралью", символизирующей вечность. Внутреннее убранство храма неоднократно реставрировалось, последний раз - в восьмидесятых годах прошлого века.

Церковь Варлаама Хутынского

Эта часть ансамбля также приурочена к важной дате Казанского похода. В ноябре 1552 года в день памяти святого Варлаама (основателя Хутынского монастыря) Иван Грозный торжественно вернулся в Москву с победой. Царь любил этого святого, его отец, Василий Третий, перед смертью принял иноческий постриг с именем Варлаам. Игумена почитают как покровителя царей.

Как и храм Александра Свирского, церковь возвышается на пятнадцать метров. Строение имеет изюминку - аспиду неправильной формы. Такой изъян объясняется наличием прохода в центральный храм ансамбля. Церковь Варлаама Хутынского освещает паникадило пятнадцатого века, самое древнее из имеющихся в соборе.

В храме есть интересная икона «Видение пономаря Тарасия». Сюжет иконы изображает сцену из жития святого Варлаама. Пономарь Хутынского монастыря пережил видение многочисленных бед, грозящих Новгороду. Кроме основного сюжета, икона содержит сцены быта древних жителей города и очень точную карту того времени.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Западный храм ансамбля, один из четырех больших. Именно в нем совершалась Божественная Литургия в Вербное Воскресение. Храм действительно очень большой и торжественный. Иконостас позаимствован в разобранной ныне церкви Александра Невского. Из того же собора перенесена икона благоверного князя.

Церковь Григория Армянского

Еще одно малое сооружение, названное в честь просветителя Армении. Память святителя совершается 13 октября, как раз в этот день в Казани была взята Арская башня. В церкви нарушена симметрия из-за прохода в центральную часть. Внутренний интерьер сохранен полностью, даже старинные светильники.

Церковь Киприана и Иустины

Как и другие храмы ансамбля, названа по дню празднования. 15 октября, в день памяти христианских мучеников, была штурмом взята Казань. В конце восемнадцатого века на стенах церкви появилась масляная роспись.

Храм Покрова

Архитектурный ансамбль сегодня

После революции из собора сделали музей. Но москвоведы говорят, что и в годы советской власти в храме продолжались богослужения, вплоть до 1930 года. После шестидесятилетнего перерыва в 1991 году в соборе вновь зазвучал православный хор. Сегодня памятник архитектуры находится в совместном использовании музея и церкви. Литургия там бывает еженедельно по воскресеньям и в престольные праздники.

Собор Василия Блаженного доступен для посещения с десяти часов утра.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.