Александр Александрович Киселев: биография и творчество

Произведения художника Киселева Александра Александровича (1838 – 1911) относятся к лучшим образцам русской пейзажной живописи. Киселев обладал исключительным трудолюбием и стремлением к совершенствованию, он по достоинству был оценен современниками как пейзажист, учитель и деятель искусства. Талантливый живописец, педагог и публицист, активный участник объединения художников-передвижников, профессор академии художеств, Александр Александрович Киселев оставил грядущим поколениям богатое творческое наследие. На сегодняшний день известно о 120 его произведениях, находящихся в музеях бывших союзных республик, и еще приблизительно о 800 работах, которые фигурируют в частных и музейных коллекциях по всему миру. Однако судьба многих произведений пейзажиста остается неизвестной.

Портрет А.А.Киселева

Ранние годы

Родился Александр Александрович Киселев недалеко от Хельсинки в городке Свеаборг, в семье русского офицера, возглавлявшего местный гарнизон. С 1852 года 14-летний Киселев по настоянию отца учился во 2-м кадетском корпусе Санкт-Петербурга. Военные занятия ему давались с трудом, юноша увлекался стихосложением и рисованием. Проучившись кадетом шесть лет и не окончив курс военного образования, Киселев поступил на факультет филологии Петербургского университета. Через три года, в 1861-м, из-за студенческих волнений университет был временно закрыт. Это событие положило начало творческой биографии Александра Александровича Киселева в качестве пейзажиста.

Начинания в живописи

В том же году, после закрытия университета, Киселев посещает Императорскую академию художеств в качестве вольноприходящего слушателя. Через год молодой человек был зачислен в академию студентом и учился в классе известного пейзажиста С. М. Воробьева. В период обучения Киселев за одну из своих работ удостоился большой серебряной медали от академии и одобрения публики за другое, ставшее впоследствии знаменитым произведение «Вид окрестностей Москвы», которое представил на академической выставке.

1865 год стал завершающим в академическом образовании молодого живописца, и дипломированный художник третьей степени Киселев Александр Александрович решил покинуть Санкт-Петербург.

Малороссийский период

Он переехал в Харьков и снял вдвоем с товарищем жилье на городской окраине. Поначалу Киселев проводил время за этюдами и в занятиях иконописью, подрабатывая уроками рисования. Когда художник женился на дочери харьковского профессора и в семье появились дети, Александр Александрович устроился в местный Земельный банк. Там, на должности секретаря он прослужил почти 10 лет. Стабильный заработок позволял обеспечивать семейство и заниматься живописью. В тот период написаны его пейзажи колоритной украинской природы, среди которых самые известные: «Дворик в Малороссии», «Близ Харькова», «Святогорский монастырь», «Парк осенью». Пейзажи изображались по академическим канонам и напоминали полотна его учителя Воробьева: три плана перспективы и кулисное построение композиции.

"Забытая мельница" 1891

Товарищество передвижников

Как-то в Харьков приехала передвижная выставка московского Товарищества художников, после которой Киселев дерзнул изменить свою жизнь и посвятить себя живописи. Александру Александровичу Киселеву на тот момент исполнилось 37 лет, и он был главой многодетного семейства. Художник послал свой пейзаж «Вид в окрестностях Харькова» в Товарищество передвижников. Жюри приняло его работу для экспозиции. Через несколько месяцев, весной 1876 года, Товарищество единогласно избрало художника членом своего объединения, после чего Александр Александрович ежегодно экспонировал свои полотна в передвижных выставках.

"Летний пейзаж", 1895.

Московский период

С 1877 года Киселев со своим семейством, в котором уже было семеро ребятишек, обосновался в Москве. Чтобы содержать семью, он преподавал рисунок и живопись в женских гимназиях и давал уроки частным образом. Среди его учеников были известные художники рубежа XIX – XX веков: Остроухов, Якунчикова-Вебер, Досекин, Переплетчиков, Ярцев. Он обучал потомков известных купеческих династий, ставших впоследствии меценатами, коллекционерами, деятелями искусства: Ивана и Михаила Морозовых, Анну Боткину, Михаила Мамонтова.

Киселев много работал над своими пейзажными полотнами. Он рисовал московские окрестности и ездил по другим местам России, привозя множество этюдов. Летом семья Киселевых снимала сельскую усадьбу в живописных московских окрестностях, и за сезон художник делал до 50 пейзажных этюдов с натуры. В 1891 году, когда Киселевы гостили в Богимово, помещичьем имении Былим-Колосовского, здесь же лето проводил А.П. Чехов, который подружился с художником.

"Южный Украинский пейзаж"

Александр Александрович постоянно выставлял работы на многих московских и петербургских выставках, регулярно участвовал в клубных собраниях, таких как «Шмаровинские среды», рисовальных вечерах у Мамонтова и Поленова. Он часто посещал симфонические концерты, спектакли в Большом и Малом театре, много общался с другими художниками и писателями, дружил с Репиным и Максимовым. Обо всем он подробно рассказывал в своем дневнике.

К концу 1880 годов окончательно сложилось его творческое мировоззрение, сформировалась индивидуальная живописная манера, тематика и характер пейзажей. Известнейшие работы московского периода: «На пруду», «Забытая мельница», «Собирание хвороста», «Перед грозой», «С горы», «Дождь».

«Старый Сурамский перевал» 1891

Заслуженный успех

Русская знать и коллекционеры охотно покупали картины художника Киселева. Александр Александрович побывал в Крыму и на Кавказе, после чего его горные пейзажи получили особенно большой успех. В 1883 году после очередной выставки передвижников Павел Третьяков «Забытую мельницу» Киселева купил для своей галереи. С 1883 по 1901 год несколько пейзажей приобрели члены императорской семьи, включая самого Александра III. Это были картины: «В Венеции», «Переправа», «По Тереку», «У снежных вершин» «Горная река на Кавказе», «Тихая вода».

«Кадошский мыс в Туапсе»

Киселев получил заслуженные звания и должности. С 1890 года он в журнале «Артист», одном из ведущих театральных изданий государства, возглавил отдел изобразительного искусства и опубликовал немало критических статей. В тот же год Киселев получил звание академика, а через три года его избрали действительным членом в Императорскую академию художеств. С 1895 года Александр Александрович переехал с семьей в Петербург, поскольку Киселева пригласили на должность классного инспектора Высшего художественного училища при Императорской академии художеств. Спустя два года в Академии он занял место руководителя пейзажной мастерской. В этой должности художник оставался до своей кончины. Также Александр Александрович активно участвовал в культурной и общественной жизни России.

"На реке" 1900

Туапсинский период

Купив под городом Туапсе недорогой участок земли, Александр Александрович Киселев к 1902 построил небольшой одноэтажный дом. Усадьба бережно сохранена, и в ней сейчас действует музей Киселева. Когда-то художнику пришлось одалживать деньги, чтобы выстроить эту дачу, в которой он отдыхал и работал каждое лето. Киселев создал обширную серию полотен, темой которых стал Туапсе с его живописными окрестностями, а имя художника превратилось в своеобразный символ города. Пейзажист запечатлел великолепные виды побережья с Кадошскими скалами, и одна из них, самая красивая, названа его именем.

В туапсинский период Киселев посетил многие места Кавказа и Крыма. Путешествовал он также за границей, побывав во Франции, Германии, Венеции, Риме. Самые знаменитые картины Киселева Александр Александровича тех лет: «Старый Сурамский перевал», Кадошские скалы», «Горная речка», «Под облаками. На Военно-Грузинской дороге» «Дача в Крыму», «Базар в Туапсе», «Домик в Туапсе», «Уличка Туапсе», «У подножия Казбека», «Ночь на море», «Через пропасть».

"Кадошские скалы"

Умер Александр Александрович внезапно, во время работы за своим письменным столом. Художника, которому исполнилось 73 года, настиг сердечный приступ. В последние годы своей жизни Киселев добился особой быстроты в работе и необыкновенной живости изображения.

Его жизнерадостные, светлые, немного идеализированные пейзажи отображают искренние чувства автора. Киселев виртуозно умел запечатлеть красоту и безмятежное состояние природы, которое удивительным образом передается зрителю, созерцающему прекрасные полотна пейзажиста.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.