Профессиональные риски в охране труда и их оценка

Центральным принципом трудовой деятельности является право работника на условия труда, которые будут безопасными. Работодатель обязан защищать здоровье и жизнь работников, организуя их деятельность таким образом, чтобы обеспечить безопасные и гигиенические условия для этого с надлежащим применением научных достижений. Одной из основных обязанностей работника является соблюдение правил безопасного труда.

Мы часто слышим термин «профессиональный риск». Что это означает на практике для работодателя и сотрудника? Профессиональный риск - это вероятность возникновения различных несчастных случаев, связанных с выполняемыми обязанностями, которые указаны в трудовом договоре. Он может быть связан с возникновением профессиональных заболеваний, инвалидностью или гибелью людей.

Актуальность

Современные предприятия для удовлетворения постоянно растущих требований как в экономическом, так и в социальном плане должны обновлять свои процессы управления. Одним из них, несомненно, является ответственность за здоровье и безопасность на работе. Обеспечение последней для сотрудников компании при исполнении их служебных обязанностей - самая важная ценность, за которую отвечает работодатель.

Во время трудовой деятельности на рабочем месте могут возникать несчастные случаи, поэтому обязанностью работодателя является оценка профессиональных рисков в охране труда предприятия. Процесс этот должен проходить гладко, а сами результаты должны быть надежными.

профессиональный риск в области охраны труда

Концепция

Под профессиональным риском понимают вероятность появление негативных событий, которые связаны с работой, вызывающих убытки, в частности, возникновение неблагоприятных последствий для здоровья работников в из-за вредного производства.

Другими словами, профессиональный риск трудовой деятельности представляет собой вероятность событий, которые являются нежелательными и вызывают убытки касательно выполнения сотрудниками трудовых функций.

Оценка профессионального риска в охране труда должна проводиться, когда на предприятии:

  • создаются новые рабочие места;
  • происходят изменения в существующих вакансиях;
  • изменяются требования относительно приемлемого уровня факторов рабочей среды;
  • были изменены правила, касающиеся применения мер защиты;
  • другие внешние факторы, которые представляют угрозу для работников этого предприятия.

Необходимость исследования

Оценка профессионального риска в охране труда является основой для выбора работодателем оборудования, химикатов и препаратов, приборов для рабочих станций. Она является основой для принятия мер, выбора методов производства и организации труда, чтобы обеспечить рост защищенности здоровья сотрудников фирмы и интеграции с работой предприятия на всех уровнях управления.

Общие правила по оценке профессионального риска рекомендуют проводить ее периодически, но в обязательном порядке, когда информация о безопасности утратила свою актуальность, особенно в следующих случаях:

  • при создании новых рабочих мест;
  • при внесении изменений на рабочих местах (например, технологических или организационных);
  • после изменения требований, относящихся к оцениваемой должности;
  • после внесения изменений в применяемые защитные меры.

Работодатель должен помнить, что одной из его основных обязанностей является информирование работников о возможных рисках, которые могут повлиять на их здоровье и жизнь (такое положение можно найти в статье 226 Трудового кодекса). Кроме того, он обязан проводить тренинги по охране труда и технике безопасности за свой счет. Невыполнение этих обязательств может привести к финансовым штрафам.

управление профессиональными рисками в области охраны труда

Сущность оценки

Еще одной задачей работодателя является оценка профессионального риска. Что это значит? Это не что иное, как определение того, что на рабочем месте может нанести вред и негативно повлиять на здоровье подчиненных. Здесь стоит отметить, что данная процедура - это не просто очередной этап бюрократии. Это оценка реальных угроз, которые могут возникнуть при исполнении обязанностей. Поэтому выполнение этих формальностей имеет решающее значение, и их несоблюдение может быть строго наказано инспекцией труда. При такой оценке учитываются два фактора:

  • степень опасности, которая может существовать на данном рабочем месте, и их влияние на здоровье и жизнь сотрудников;
  • вероятность возникновения этих рисков.

Такая оценка может проводиться работодателем самостоятельно или с помощью специалистов по охране труда. Независимо от того, кто провел оценку риска, ответственность всегда лежит на руководители предприятия.

Такая оценка заключается в уменьшении количества несчастных случаев. При определении уровня профессионального риска учитывается тип рабочих мест, используемое оборудование и возникновение опасных и вредных факторов труда. Тип работающего персонала также важен, а именно, являются ли они молодыми работниками, людьми с ограниченными возможностями (здесь также учитывается степень инвалидности) или беременными женщинами. Работодатель должен также помнить, что он не может разрешить какую-либо деятельность для работника, который не имеет текущих медицинских осмотров.

Процедура

Оценка профессионального риска в области охраны труда - это процесс анализа данного риска и определения его допустимости. Она относится к обязательствам работодателя, как того требует закон. Процедура учитывает все факторы рабочей среды и способы выполнения трудовой деятельности, которые могут создавать риски для здоровья.

Основной целью такой оценки является обеспечение оптимальных условий для защиты здоровья и жизни работников при осуществлении ими трудовой деятельности. Это может быть достигнуто главным образом за счет устранения связанных с работой опасностей и, если это невозможно, путем адекватного снижения профриска.

Оценка профессиональных рисков в охране труда должна осуществляться систематическим образом и восприниматься как непрерывный процесс, обеспечивающий основу для улучшения условий труда. Участие работников в его реализации может повысить их вовлеченность в решение проблем, которые связаны с безопасностью трудовой деятельности, и способствовать лучшему осуществлению защитных действий, вытекающих из этого. В то же время организация повышает осведомленность о существующих угрозах, что важно для их более эффективного снижения.

положение о профессиональных рисках в охране труда

Этапы оценки

Выделяют три основных этапа проведения этой процедуры на предприятии:

  • процесс анализа, который заключается в сборе информации для оценки, выявлении угроз, расчете значения вероятности проявления и сумм потерь при их возникновении;
  • определение допустимости риска, то есть того, является ли возникновение его безопасным;
  • разработка мероприятий в сфере защиты или снижения уровня угрозы;
  • мониторинг уровня с целью предотвращения их возникновения.
перечень профессиональных рисков в области охраны труда

Методика оценки

Определение степени профессионального риска основано на систематическом рассмотрении всех аспектов работы компании для того, чтобы выявить вероятные причины травмы или нанесение ущерба, проработать действия по устранению угроз, а при отсутствии таковых возможностей, разработать профилактические или защитные меры, необходимые для предотвращения несчастных случаев.

Методы оценки профессиональных рисков в охране труда представлены следующим списком:

  • матричный способ;
  • индикаторный;
  • графический.

Основной метод оценки

Он состоит из четырех этапов:

  • Первый этап - определение и описание зоны возникновения угрозы, для которой будет проводиться оценка.
  • Второй - подготовка списка выявленных угроз.
  • Третий этап - оценка рисков.

Для этого используются три параметра:

  • вероятность несчастного случая (P);
  • время воздействия опасного агента (E);
  • возможные последствия и их серьезность (S).

Эти параметры используются для расчета показателя риска R по формуле:

R = P · E · S.

Оценка параметров, полученных на третьем этапе, проводится по специально разработанным шкалам на нескольких уровнях для каждой опасности.

методы оценки профессиональных рисков в охране труда

Документация

Чтобы соответствовать требованиям управления, важно правильно задокументировать весь процесс. Первый документ из оценки – это тот, который описывает рабочее место, а также положение о профессиональных рисках в охране труда. Он ускорит процесс подготовки и проведение процедуры.

Оценка профессионального риска является одним из основных элементов безопасности трудовой функции работника, и в то же время в основном контролируется инспекторами труда. Обязанность разработать положение о профессиональных рисках в охране труда и ознакомить с ним сотрудников лежит на работодателе.

Тем не менее, на практике, благодаря опыту, знаниям и навыкам, эксперты в области здравоохранения и безопасности обязаны решать задачу оценки рисков. К сожалению, разработка такой документации является не только сложной задачей, но и часами самоотверженной работы. Часто случается, что, несмотря на приложенные усилия, документ хаотичен, непоследователен, и работник не может его прочитать.

Документация готова к внедрению на рабочем месте, но она также может быть основой, которая адаптируется к его потребностям и специфике. Составление акта должно соответствовать действующему законодательству.

Оценка риска должна быть задокументирована. Следующие элементы должны быть включены в него:

  • описание оцениваемого положения;
  • результаты оценки;
  • вероятность возникновения опасностей;
  • превентивные меры по снижению этой вероятности;
  • дата проведения проверки и сведения о лице, которое ее проводило.
профессиональные риски в охране труда

Периодические меры

Методика оценки профессиональных рисков в охране труда предусматривает периодичность ее проведения. После определения уровня допустимости, если нет необходимости выполнять корректирующие или предупреждающие действия, проводят периодически подобную процедуру.

Она должна осуществляться, в первую очередь, на тех позициях, где зарегистрировано много случаев травматизма и заболеваний, а применяемые профилактические меры не уменьшают количество негативных событий. От профессионального опыта специалистов по охране труда зависит время и частота проведения периодической оценки риска.

Основы управления

Основная цель каждой компании - обеспечить собственное существование на рынке и свое развитие. Благодаря такой деятельности прибыль максимизируется, а уровень потерь уменьшается. Последние могут включать ущерб, причиненный в результате травматизма и заболеваемости на рабочем месте.

Управление профессиональными рисками в области охраны труда является важным элементом системы производственной безопасности. Оценка угроз относится к условиям на рабочем месте, а не к сотруднику, выполняющему свои обязанности. Необходимо предоставлять нужную информацию работникам о профессиональном риске труда, связанном с их деятельностью, и знакомить с правилами защиты от них.

Управление рисками

Система управления профессиональными рисками в охране труда - это совокупность взаимосвязанных видов работ, которые включены в структуру менеджмента по безопасности труда компании. В нее входят меры по установлению, оценке и понижению уровня профриска. Задачей системы является формирование безопасных условий труда сотрудников.

Оценка и управление профрисками является обязательной процедурой, проводимой менеджментом организации по защите труда, направленной на формирование и поддержку предупредительных мер для оптимизации угроз и рисков, в том числе недопущение несчастных случаев, травм и профболезней. Элементы такой системы следующие:

  • профессиональная политика управления рисками;
  • осуществление мер безопасности;
  • процедуры;
  • контроль;
  • изучение деятельности системы управления рисками.

Политика управления профессиональными рисками обязана быть частью общей концепции по безопасности труда на предприятии. Обязанность целиком возложена на работодателя. При постановке задач он должен учесть перечень профессиональных рисков в области охраны труда и возможности их устранения.

Управленцы должны создавать, вводить и обновлять программы для достижения задач по управлению рисками, обеспечивать нужные условия труда и здоровья сотрудников. Цели и программы системы управления профрисками следует объяснять работникам на соответствующих уровнях, а также во время обучения, оказания консультаций и т. д. Работодатель должен пересматривать реализацию программ и, по мере необходимости, принимать конструктивные меры для их исправления.

профессиональные риски труда

Заключение

Оценка профессионального риска должна приносить ощутимую пользу работодателям и работникам. Обе стороны получают соответствующую информацию об угрозах. Оценка проводится систематически и воспринимается как непрерывный процесс, который обеспечивает основу для эффективного улучшения условий труда. Кроме того, инспекция должна проводить тщательную проверку документов, связанных с такими испытаниями. Их отсутствие может привести к высоким штрафам, которые должен будет заплатить работодатель.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.