Сонатно-симфонический цикл: характеристика видов, строение, жанры и количество частей

Сонатно-симфонический цикл - сложная форма, состоящая из многих частей. Она давно известна, и остается актуальной для сочинения музыкальных произведений до сих пор. Жанры сонатно-симфонического цикла применяются для написания сонат, инструментальных ансамблей (квартет, трио, квинтет) и концертов, а также симфоний. Становление современного вида этой формы произошло еще в начале XVIII века, а зарождение еще раньше.

Строение классического сонатно-симфонического цикла произошло во времена творения таких авторов, как В.А. Моцарт и Й. Гайдн. Отдельно следует выделить Бетховена, ведь он стал основоположником симфонии, написав 104 музыкальных произведения в этом жанре. Все эти музыканты относятся к венской школе. А теперь необходимо разобраться, какие жанры имеют форму сонатно-симфонического цикла.

Композиторы венской школы.

Жанры

Такая музыкальная форма в виде цикла относится к одному из следующих видов:

  • Симфония.
  • Соната.
  • Концерт.
  • Инструментальный ансамбль.

Классический сонатно-симфонический цикл

Характерные черты:

  1. Гомофонно - гармонический склад (это значит, что один из голосов является мелодией, а другие вторят, подчиняются ему. Этому термину обычно противопоставляют полифонию – многоголосие).
  2. Темы внутри каждой части контрастны (не считая старинных форм).
  3. Цельное развитие.
  4. Все части имеют индивидуальное содержание, форму и скорость (темп).
  5. Каждая часть сменяется контрастной.

Строение

А теперь стоит подробнее остановиться на строении сонатно-симфонического цикла.

Прежде всего, каждая партия в нем имеет определенную тональность, настроение и темп. Итак, сколько частей в сонатно-симфоническом цикле? Расположение составляющих не случайно и имеет важное значение. Классификация М. Г. Арановского, российского музыковеда, дает следующий порядок:

  • 1 часть «Человек действующий»;
  • 2 часть «Человек размышляющий»;
  • 3 часть «Человек играющий»;
  • 4 часть «Человек в обществе».
Сонатная форма.

Сонатная форма

Как говорилось выше, обычно единственная часть (в большинстве случаев первая) создается в форме сонаты – высшей музыкальной форме, по мнению большинства музыкантов, ведь именно она позволяет автору описать сложные жизненные ситуации, события. Если говорить о том, какая часть сонатно-симфонического цикла является определяющей, то, скорее всего, это будет непосредственно часть, написанная в сонатной форме.

Говоря о сонате, можно провести аналогию с драмой. Это литературные произведения, предназначенные для театральной постановки. Строится она по следующему принципу:

  • завязка (знакомство с героями, зарождение основного конфликта);
  • развитие (события, которые более глубоко раскрывают личности героев, изменяют их);
  • развязка (разрешение главного конфликта, результат, к которому приходят герои).

Сонатная форма, от которой напрямую зависит строение сонатно-симфонического цикла, состоит из:

  • экспозиции – изложение основных тем музыкального произведения;
  • разработки – развитие уже знакомых тем, их изменение;
  • репризы – возвращение изначальных тем в измененном виде.

Состав и применение сонатной формы

Сфера использования:

  1. Первая часть или финал концертов, сонат и симфоний.
  2. Симфоническая пьеса или увертюра.
  3. Хоровые произведения, хотя такое происходит довольно редко.

А теперь конкретно рассмотрим, из каких частей состоит сонатная форма.

  • Экспозиция. Главная партия (основная линия, пишется обычно в основной тональности). Связующая (призвана соединить главную и побочную партии, обеспечить переход из одной тональности в другую). Побочная партия (тема, которая противопоставляется главной, пишется обычно в тональности V ступени – доминанты тональности главной партии для мажора и III ступени для минора); Заключительная (завершающая часть экспозиции, обычно закрепляет тональность побочной партии. При этом стоит отметить, что заключительная и связующая партии медленной части сонатно-симфонического цикла не являются самостоятельными, основаны на музыкальном материале главной и побочной тем и не влияют на развитие идеи. Это закономерность, а не строгое правило, может варьироваться в зависимости от желания автора. Ведь для композитора главное – передать суть содержания, а не соблюсти все тональные и тактовые закономерности. Например, это касается творчества В.А. Моцарта (сонаты №11 и №14).
  • Разработка. В этой части произведение может развиваться по нескольким сценариям. Использование только главной и побочной партий для достижения художественных задач не всегда позволяет сделать соблюсти все музыкальные нормы. В качестве примера музыкальных произведений с наиболее простой разработкой можно назвать Й. Гайдна (соната №37), С. С. Прокофьева (симфония №1). Иногда вступление в произведении сонатной формы играет особенную роль. Оно контролирует скорость развития (Л. Бетховен, симфония №5, соната №8; Франц Шуберт, симфония №8). Сонаты ХХ века имеют активное развитие тем в разработке (С.С. Прокофьев, соната №2; Н. К. Метнер «Соната-фантазия»). Концепция автора может подразумевать следующие варианты развития: будущее развитие главной и побочной партий; возникновение новой темы; созревание связующей и заключительной партий.
  • Реприза. Задача этой части – вернуться к темам экспозиции, преобразовав тональность побочной темы в основную, а не доминантовую. Здесь также возможны отклонения. Реприза может продолжить развитие средней части или же появиться на пике кульминации. Например, как в симфонии №4 П.И. Чайковского.

Также есть музыкальные произведения в сонатной форме, которые не заканчиваются на репризе, а имеют дополнительную часть под названием «кода». Это итоговый раздел, который звучит после репризы. Помогает дополнить или расширить структуру формы. Может содержать в себе общие темы или только одну, которой композитор по важности в драматургии отвел первое место (И. Брамс, рапсодия си минор; В.А. Моцарт, соната №14).

Анализируя сонатную форму, важно определить основные темы и тональности, в которых они написаны. А также постараться выявить закономерности появлений таких партий и замысел их взаимодействия в произведении.

Интересно отметить, что сочиняется сонатная форма обычно для сольного инструмента.

Состав оркестра.

Симфония и симфонический оркестр

Изначально словом «симфония» обозначали любое звуковое сочетание. Позже этот термин трансформировался в понятие «увертюра» - вступление к опере, к оркестровой сюите.

Лишь к началу XVIII века симфония превратилась в самостоятельное концертное произведение из четырех частей, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром. По своему содержанию симфония обычно рисует картину мира. Все части имеют свой индивидуальный образ, смысловое значение, а также форму и темп. В целом каждую из частей можно охарактеризовать примерно так:

  1. Эта часть наиболее насыщена событиями, которые происходят в жизни какого-либо человека. Пишется в форме сонаты, отличается быстрым темпом. Первую часть симфонического произведения принято именовать «сонатное allegro».
  2. Представляет собой уединение человека с самим собой, его углубление в себя, размышление о смысле жизни, лирическое отступление в общей идее музыкального произведения. Характеризуется медленным темпом в трехчастной или вариационной форме.
  3. В контрасте со второй частью, показывает не внутренние переживания героя, а окружающую его жизнь. Чтобы наиболее ярко описать ее, композиторы в основном использовали менуэт, а позже появилась такая форма, как скерцо, для которого характерны подвижный темп в сложной трехчастной форме с трио в середине партии.
  4. Итоговая часть, финал. В ней обобщается смысловое содержание всей симфонии. Очень часто композиторы основывают ее на народных мотивах в быстром темпе. Отличает эту часть сонатная форма, рондо или рондо-соната.

Безусловно, что у каждого композитора свое видение картины мира, что делает музыкальные произведения по-настоящему уникальными. Если кратко говорить о сонатно-симфоническом цикле, для каждого из них присущ свой тип и особенности.

Состав симфонического оркестра

Как говорилось выше, симфонии пишутся в основном для исполнения большим оркестром смешанного состава. Такой оркестр называется «симфонический». В него входят 4 группы инструментов:

  • Ударные (литавры, тарелки). Самая обширная группа, применяется для создания глобальности произведения, увеличению звучности.
  • Деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот).
  • Духовые (труба, туба, тромбон, валторна). С помощью приема «tutti», то есть совместной игры, дополняют музыкальное произведение своим мощным звучанием.
  • Струнно-смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Инструменты этой группы обычно играют главную роль, ведут тему.

Иногда используются как солирующие инструменты, но чаще вторят партии струнных, дополняют ее.

При необходимости в состав добавляют отдельные инструменты: арфу, орган, фортепиано, челесту, клавесин. В малом составе симфонический оркестр может включать в себя не более 50 исполнителей, тогда как в большой оркестр может входить до 110 музыкантов.

Малые симфонические оркестры чаще можно встретить в небольших городах, так как для исполнения большей части классической музыки их использование нецелесообразно. Чаще они исполняют камерную музыку и музыку ранних эпох, для которых характерно наличие небольшого количества инструментов.

Для обозначения размеров оркестра очень часто используют понятие «двойные» и «тройные». Такое название происходит от количества используемых духовых инструментов (пары флейт, гобоев, валторн и др.). В четверном и пятерном составе добавляют альтовую флейту, пикколо, валторновые трубы, басовые тубы, чимбассо.

Группы оркестра.

Иные формы

Кроме исполнения части сонатно - симфонического цикла симфоническим оркестром, симфонии могут быть написаны для духового, струнного, камерного оркестра. Причем дополнительно могут добавлять хор или отдельные партии.

Помимо симфонии, есть и другие разновидности жанра. Например, симфония – концерт, для которого характерно исполнение произведения оркестром с одним солирующим инструментом. А если количество соло увеличивается (от 2 до 9 в разных случаях), то такой поджанр называется «концертная симфония».

Все эти разновидности похожи по своему строению.

Также симфонией называют произведения для хора (хоровая симфония) и инструментов (например, органа или фортепиано).

Симфония может преобразовываться в иные, смешанные произведения с помощью других музыкальных жанров. А именно:

  • симфония – фантазия;
  • симфония – сюита:
  • симфония – поэма;
  • симфония – кантата.
Симфонический оркестр.

Трехчастная форма

Какие жанры имеют форму сонатно-симфонического цикла? К ним также относится и трехчастная форма. Эта разновидность, в свою очередь, подразделяется на несколько типов:

  • Простая. Простая трехчастная форма состоит из нескольких разделов: a – b –a. a – первая часть, которая показывает основную тему в форме периода. b – средний раздел, в котором происходит развитие заявленной темы или появление новой, похожей на нее. c – третья часть, музыка которой повторяет первый раздел. Это повторение может быть точным, сокращенным или с некоторыми изменениями.
  • Сложная трехчастная форма: A – B – A. A – сочиняется в простой форме, которая может состоять из тех или двух частей (ab или aba). B - средняя часть представляет собой трио. A – реприза, которая может точно повторять первую партию, быть измененной или динамической.

Становление

Изменение сонатно-симфонического цикла происходило поэтапно. Музыканты из Италии и Германии сыграли в этом немаловажную роль. К ним относятся:

  • Арканджело Корелли.
  • Антонио Вивальдии.
  • Доменико Скарлатти. Его кончерти гросси, сонаты соло и трио постепенно сформировали особенности сонатно-симфонического цикла.

Помимо венской школы, немаловажную роль сыграли композиторы мангеймской школы:

  • Святослав Рихтер.
  • Карл Каннабих.
  • Карл Филипп Стамиц.
Становление цикла.

В это время строение сонатно-симфонического цикла базировалось на четырех разделах. Затем появилась новая разновидность классического оркестра.

Все эти моменты подготовили возникновение классического сонатно-симфонического цикла в творчестве Й. Гайдна. Его конкретные характерные особенности перешли из старинной сонаты, но появились и новые черты.

Гайдн

Всего этим композитором было написано 104 симфонии. Первое музыкальное произведение в этом жанре он создал в 1759 году, а заключительное – в 1795-м.

По творчеству можно проследить эволюцию сонатно-симфонического цикла Гайдна. Начиная с образцов бытовой и камерной музыки, он продвинулся до Парижской и Лондонской симфоний.

Влияние Гайдна.

Парижские симфонии

Это цикл произведений с классическим (парным) составом оркестра. Композиция отличается медленным вступлением с последующим контрастным развитием.

Симфоническому стилю Й. Гайдна в целом свойственно возрастание образной контрастности, индивидуальности содержания.

"6 Парижских симфоний" были созданы в 80-е годы XVIII века. Большинство названий симфонических произведений этого композитора связаны с обстоятельствами, при которых были написаны или исполнены.

Лондонские симфонии

Цикл из 12 произведений по праву считается одним из высших творений данного композитора. Лондонские симфонии имеют особенную живость и жизнерадостность, не отягощены серьезными проблемами, ведь главной задачей автора было заинтересовать искушенного слушателя.

Парный оркестровый состав уравновешивает звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Это способствует гармоничному и стройному облику симфонии. Гайдновские симфонии направлены на слушателя и создают ощущение открытости. Немаловажное значение в этом имеет использование композитором песенных и танцевальных, а также бытовых мотивов, которые часто были заимствованы из народного творчества. Их простота, вплетенная в сложную систему симфонического развития, приобретает новые динамические и образные возможности.

Классический состав оркестра, который включает в себя все пять группы музыкальных инструментов, установился в симфоническом творчестве Й. Гайдна в более позднем периоде. В этих симфониях самые разные стороны жизни представлены в едином уравновешенном виде. Это касается лирико-философских размышлений, серьезных драматических событий и юмористических ситуаций, если обобщить и говорить кратко.

Сонатно-симфонический цикл Й. Гайдна содержит 3, 4 или 5 частей. Иногда композитор менял привычную расположенность партий, для того чтобы создать особое настроение. Импровизационные моменты его произведений позволяют легко воспринять даже самые масштабные и серьезные инструментальные жанры.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
Огромная благодарность за статью! Всё понятно и интересно)
Подскажите, пожалуйста, разве Бетховен написал 104 симфонии?
"Отдельно следует выделить Бетховена, ведь он стал основоположником симфонии, написав 104 музыкальных произведения в этом жанре. Все эти музыканты относятся к венской школе"
Возможно вы перепутали с Гайдном
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.