Статья о дебюте четырех коней

Дебют четырех коней в шахматах – это одно из старейших начал. Если вы недавно играете в шахматы, не уверены в своей дебютной подготовке или просто не хотите много думать в дебюте, то это начало подойдет вам лучше всего. Оно простое и надежное.

Разработка дебюта

На данный момент на высоком уровне игры дебют четырех коней почти не встречается. Записи о теоретических разработках впервые встречаются в заметках Полерио XVI века. В дальнейшем большой вклад в его развитие внесли Луи Паульсен, Акиба Кивелевич Рубинштейн и Фрэнк Джеймс Маршалл. Дебют четырех коней появлялся в поединках чемпионов мира: Эмануэля Ласкера, Рауля Хосе Капабланки и Михаила Ботвинника. Несмотря на симметричное начало, которое ведет к спокойной позиционной борьбе, в нем разработаны острые продолжения.

первое фото

Начало дебюта

Защита четырех коней начинается с продвижений пешек с позиции е обеими сторонами на пункты е4 и е5, соответственно. Двумя следующими ходами соперники поочередно выводят две пары скакунов с начальных позиций на клетки f3, c6, c3 и f6. По теории шахмат конь - это первая легкая фигура, которую стоит сдвигать с начальной позиции. Впоследствии необходимо будет вывести офицера с королевского фланга, и рокировка короля в короткую сторону будет возможна для обеих сторон. Это очень простой дебют, но при этом он довольно надежный. Он отлично подходит новичкам, потому что в нем практически нереально сделать ошибку. После нескольких ходов в дебюте четырех коней разработано несколько систем с ловушками, но об этом чуть позже. Если у вас нет желания играть надоевшие вам дебюты, такие как, например, русская или испанская партия, то всегда можно выбрать это простое начало.

второе фото

Вариант с ходом слона на b5

После трех начальных ходов белые активизируют офицера, нападая им на коня. Основные продолжения за черных - это слон b4 и конь d4. Первое называется двойным испанским вариантом и ведет к полному уравниванию игры. Следом идут обоюдные рокировки и дальнейшая позиционная игра. Компьютер оценивает эту позицию как равную. Дебют продолжается, соперники продолжают развитие фигур и борьбу за пространство в центре доски. Белые разменивают своего офицера на вражеского скакуна на пункте c6. После чего забирают пешку на е5. Черные активизируют ладью с королевского фланга, атакуя скакуна на е5. Белые уводят своего скакуна на d3, после чего черный офицер разменивает себя на вражеского белого коня на пункте с3. Белые бьют dxc3, а оппонент забирает пешку на е4 конем.

третье фото

Контргамбит Рубинштейна

Ход коня на d4 именуется испанским вариантом, контргамбигом Рубинштейна. Белые забирают пешку на е5, а черные разменивают своего коня на белопольного офицера белых на пункте b5. После чего черные пинают коня пешкой с с6. Он отступает на прежнюю стоянку, после чего они проводят d5. Белые вынуждены забрать вражеского пехотинца. Черные выставляют своего скакуна на d5, который предлагает своему визави размен, после чего ферзь с комфортом выходит в центр доски.

четвертое фото

Ловушки в дебюте четырех коней

Знаменитая ловушка, которая называется кривым зеркалом. После разыгрывания этого дебюта четырех коней за белых черные получают мат после симметричной игры со своей стороны. После вывода двух пар скакунов оппоненты развивают офицеров королевского фланга. Они выходят на с4 и с5, соответственно. Затем идет обоюдная рокировка. За ней - продвижение пешек d на одну клетку. Этим соперники укрепляют пешки е и подготавливают диагональ для своих белопольных слонов. Седьмым ходом офицеры выходят на g5 и g4, связывая вражеских коней. На восьмом ходу оппоненты атакуют связанных коней своими, перемещая их на d5 и d4. Девятым ходом ферзи уходят из под связок на d2 и d7. На десятом ходу офицеры разменивают себя на вражеских скакунов, которые защищают короля. На одиннадцатом обнаруживается абсурдность замысла зеркальной игры. Белые дают шах с g7, и по правилам игры черные вынуждены забрать слона, так как это единственный возможный ход. После чего белые объявляют мат в два хода. Вначале объявляют шах с g5, а после отступления короля в угол доски ставят мат с f6.

пятое фото

Ловушка в контргамбите Рубинштейна

Довольно длинная, но от этого не менее красивая ловушка при игре за черных в дебюте четырех коней. После хода черного скакуна на d4 белые забирают пешку на е5. Следом ферзь выходит на е7, и белые защищают его пешкой на f4. Этот ход является ошибкой. Лучше было вернуть его на f3. Следом черный конь разменивает себя на белопольного слона из вражеского лагеря на пункте b5. Черные пинают вражескую лошадь путем d7, и она отступает на f3, где и была ранее. Черный ферзь с шахом забирает пехотинца на е4, и король ретируется на f2, где снова получает шах от вражеской лошади. Он отступает на g3, а вражеский ферзь его преследует, выбирая себе стоянку за своей лошадью на клетке g6, угрожая королю вскрытым шахом. Белый конь атакует вражеского ферзя, и тот отступает на h5. Белые, пользуясь моментом, забирают пешку на с7, объявляют шах королю и готовятся откушать ладью на а8. Король отходит на d8, и белые снова атакуют фигуру в лагере черных, на этот раз пешкой с h3. Конь отходит на f6, а его визави забирает ладью на а8. И тут внезапно черный ферзь приносит себя в жертву, забирая скакуна на h4. Белый король забирает ферзя, и здесь становится ясна задумка с жертвой ферзя. Конь переходит на е4, перекрывая клетку g3 для отступления короля назад, и планирует объявить шах слоном с е7. И, так как король находится в реальной опасности, белые выводят своего ферзя на g5, предлагая черным забрать материал назад. Они на это временно не реагируют, объявляя шах с е7, и этот ферзь закрывает собой короля от шаха, после чего следует размен слона и ферзя. Черные ходят h6 и белые сбрасывают им пешку, продвигая ее вперед на g6. Оппонент принимает вызов, забирая ее. Белые выводят ладью на открытую вертикаль f, после чего получают шах с g5. Они вынуждены двигаться на h5, и там их настигает шах с вилкой с g3, и черные получают решающий материальный перевес с учетом того, что вражеский конь застрял на а8 и вскоре падет.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.