В совокупной интерпретации благами является обобщенность средств, требующихся для удовлетворения потребностей индивидуума и всего общества. Национальная экономика включает довольно обширную классификацию благ. В зависимости от их типа и категории, формируются и их сущностные свойства.
Понятие
Общественными благами принято считать те, которые потребляются всем обществом и производятся государством, но только при соблюдении важного критерия – они должны нести весомую выгоду.
Они приводят к эффективным внешним результатам для всех, когда их может получить один гражданин. Например, если один человек спонсирует ремонт в своем подъезде, то результатами этих работ пользуются все его жильцы. Эти блага делятся на разные категории и обладают определенными признаками.
Характеристики
Основными свойствами общественных благ являются:
- Отсутствие конкуренции в потреблении и его неизбирательность. При должном объеме благ, их потребление одним индивидуумом не делает их недоступными для других лиц.
- Неделимость. У потребителей нет возможности каким-либо способом контролировать объемы потребляемых благ.
- Неисключаемость. Никто не вправе ограничивать доступ к определенному благу.
- Территориальные границы потребления. Потребителями могут являться все граждане страны или региона, расположенного на конкретной территории. Но создавать подобные блага могут совершенно другие сообщества.
Практические примеры
В жизни немало образцов, где проявляются свойства общественных благ. Они связаны с разными муниципальными объектами и зонами. Также имеют значение государственные структуры, действующие на пользу стране.
Например, такое свойство общественных благ, как неисключаемость, ярко выражается в парке. Он содержится определенным образом. На это тратятся средства из казны. А гулять там может любой гражданин: хоть нищий, хоть влиятельный бизнесмен.
Определенные свойства общественных благ (неисключаемость и неконкурентность) имеют некоторые аналогии. Их можно трактовать, как коллективные виды. Например, транспортная дорога. По ней позволено ездить и легковым, и грузовым автомобилям, и тракторам, и мотоциклам.
Яркий образец неделимости ОБ – оборона от внешних агрессоров. Это благо предоставляет государство, и им пользуется вся страна. Но многие граждане не знают его объемы, виды и количество задействованных армий и вооружения, не могут повлиять на эти факторы.
По границам применения и предоставления благ есть свои видовые распределения. Их всего три:
- глобальные;
- общенациональные;
- локальные.
Глобальные
Их могут применять все жители планеты или получать определенные регионы или страны. К подобным благам относятся:
- меры по очищению воздуха;
- остановка увеличения озоновой дыры;
- нормы, уменьшающие транзакционные значения, не исключая меры длины и массы;
- важнейшие научные открытия;
- интернациональная стабильность.
При анализе данных благ образуется дилемма с тем, кто их предоставляет. В последние годы активно развивается интеграция под эгидой ЕС. И большинство общественных благ утрачивают национальность, преображаясь в общеевропейские. В итоге происходит следующее:
- Модернизация и изменение функционала большинства институтов ЕС.
- Образование новых систем принятия решений.
- Решение вопросов об уровне компетенции правительства европейских стран.
Общенациональные и локальные виды
К первым причисляются такие блага:
- оборона страны;
- обеспечение правопорядка;
- работа властей: судов, администраций, правительств и т. п.
Вторые – это те общественные блага, свойством которых является их доступность только определенной географической единице: области, городу, поселку, району и т. п.
Спектр их практических примеров довольно широк: от местных экологических мер до освещения на улицах.
Основные разновидности
По своим свойствам и классификациям общественные блага могут быть:
- Чистыми. На практике они не реализуются и представлены лишь в теории. Поскольку абсолютно все его потребители должны применить полный его объем. В реалии это не осуществимо. К примеру, благо – общественный парк. Там можно гулять, дышать воздухом, но сидеть только на свободных скамейках.
- Смешанными. Это основной спектр общественных благ, действующих в реальности. Они могут быть перегружаемыми и переполняемыми. Например, в любом общественном месте может скопиться столько народу, что получится давка.
- Достойными. Это блага, предоставляемые обществом, но мало применяемые индивидами. Поэтому должны создаваться условия для их интенсивного потребления. Примеры данных благ: музеи, театры, образование на бесплатной основе.
- Недостойными. Это те виды, которые требуется ограничивать. Яркий пример – алкогольная продукция.
Наибольшие дилеммы возникают с п. 1. На бумаге свойства чистых общественных благ смотрятся впечатляющими - это неисключаемость и неизбирательность. Однако проявляются они специфически и могут обнаруживаться у двух видов благ. При этом одно свойство проявляется меньше другого.
Чистые блага один индивид получить не может, если в этом не участвуют другие граждане. В итоге получается массовое потребление. И каждый гражданин применяет пользу блага, которая не уменьшается для остальных людей. Например, прогноз погоды. Выгодой от него могут пользоваться все граждане, при этом не снижается его полезность для других.
В свою очередь чистые блага на практике связаны с некоторой конкуренцией. Это и те же примеры со скамейками в парке, и места на пляже, сиденья в автобусе и т. д.
Также существуют такие виды общественных благ:
- информационные (постоянные): ТВ, пресса, радио и т. д.;
- дискретные: полотна в галереях, музейные экспонаты и т. п.;
- бесплатные: патрули полиции на улицах, опорные точки охраны и т. п.;
- с отрицательным и положительным ценниками, пример первых – оплата учебных курсов, вторых – стоимость проезда в общественном транспорте.
Также есть категория квазиобщественных благ.
Неполноценные виды
По сути, это общественные блага, свойства которых ограничены. Еще их называют квазиобщественными видами. Их может получить большинство граждан, но не в полной мере и со специфичными условиями. Наиболее их яркий пример – это образование. Им для своих целей пользуются студенты. Однако их могут отчислить, если у них будет много плохих отметок. К тому же поступление в вуз связано с наличием вступительных экзаменов, которые сдают далеко не все.
Из-за постоянного роста претендентов на получение образование растут расходы на помещения, компьютерное оборудование и зарплаты педагогам. Все это бюджетные траты. Но также в образование вкладываются домохозяйства и компании, организующие подготовку специалистов.
Дилемма потребления
Так как общественные блага обладают свойством неделимости, то на них не действует критерий исключения. Их производитель (государство) не может препятствовать в их потреблении тем гражданам, которые за них не платят.
Польза из блага извлекается потенциальными потребителями. И не имеет значения, внесли ли они плату за него. В результате не определяются их приоритеты. Подобный расклад называется «дилеммой безбилетника».
Она обозначает правительство единственным поставщиком данных благ. И они предоставляются благодаря системе налогообложения. В ином случае они отсутствуют. В итоге показатель рыночного спроса на них значительно занижается или вообще не существует.
Подобный товар, как правило, не компенсирует затраты на его производство. Но выгода от этого процесса может сопоставляться с крайними издержками или их превосходить.
С учетом подобной дилеммы выявляется оптимальный параметр производства конкретного блага. Здесь выстраивается график с двумя кривыми спроса. Первая касается чистого общественного блага. Вторая – его частного аналога. Обе они следуют вниз.
Исходя из свойств общественного блага, все потребители должны получить его полностью. И поэтому на его единицу не ставится цена. В итоге, каков бы ни был показатель предложения его потребления каждым гражданином, он должен быть идентичен показателю предложения.
Образование спроса
В этом вопросе фигурирует показатель П. Он обозначает совокупное количество потребителей конкретного товара.
Для общественного блага показатель П - это одновременно и параметр персонального спроса Da, Db, Dc, Df. Поскольку каждый человек применяет его в определенной степени. По этой причине и показатель совокупного спроса на любое общественное благо характеризует и значение персонального спроса на него. Это выражается в следующей формуле:
Q (e) = q1 = q2 = … =qn
Ввиду свойства общественного блага каждый гражданин может потреблять его в определенном подъеме и оценивать его по-разному. Поэтому общая кривая спроса образуется через сложение персональных кривых Da, Db, Dc, Df и т. д. по вертикальному вектору.
Выявление эффективного производства
Наилучший производственный объем общественного блага можно вычислить, сопоставив предельную выгоду от создания дополнительной товарной единицы (величина 1) с крайними издержками в производстве такого блага (величина 2).
Но нужно учитывать, что здесь величину 1 образует сумма всех оценок, сделанных потребителями. Тогда лучший производственный объем получается, когда сумма первых величин идентична величине 2. Здесь работает следующие правила:
- MR = МС. Касается выпуска товаров.
- MRP = MRC. Определяет расходы, требующиеся для оптимизации дохода.