Алексей Храмов, жизнь и творчество

Статью о художнике хочется начать с того, что родился он на Урале. А это место и люди, живущие там, не столько суровы, сколько серьезны, трудолюбивы и красивы. Именно это и раскрывается нам в живописных работах Алексея Васильевича. Картины Алексея Храмова как бы неторопливо ведут сказ о горах Уральских, которые появляются в работах художника то синим задним фоном, то камнями породы или огромными валунами выползают на передний план. А еще Урал славится своими темными зелеными хвойными лесами с цветущими полянами, своими ручейками и реками, извивающимися и поблескивающими между берегами, поросшими травой и цветами, которые в изумрудной траве сверкают самоцветами…

Биография художника

Город Белебей

В 1909 году в городе Белебее, под Уфой, в семье купца Василия Храмова и дочери известного уфимского торговца Михаила Андреевича Степанова-Зорина, Прасковьи Степановой, родился сын, назвали его Алексеем. Но время было суровым: отец художника, Василий Храмов, был расстрелян, мать, Прасковья Михайловна, осталась одна с четырьмя детьми на руках. Эта женщина подняла и воспитала их всех.

В 1930 году Алексей Храмов заканчивает художественное отделение техникума искусств в Уфе. Рисует много маслом на холсте. Но в те времена учиться в вузы принимали только детей рабочих и крестьян. Не одну судьбу покорежило это решение правительства. Вот и художник Храмов Алексей Васильевич, имеющий по родителям происхождение купеческое, не смог поступить и учиться в Академии художеств, как хотел. Более того, ему запрещали продавать картины. Зарабатывал Алексей Храмов гроши, и живущей в Уфе семье ( художнику, его жене и двум сыновьям) приходилось существовать на более чем скромную зарплату, что приносила в дом его жена, работавшая учительницей. Но живопись Алексей Васильевич не бросал, активно занимался и общественной работой.

Он принял живейшее участие в организации молодежной секции уфимской «Ассоциации художников революционной России» в 1928 году, участвовал в создании товарищества башкирских художников в 1932-м, создавал Башкирский филиал Союза художников России, открытый в 1937-м, был также членом правления этого Союза с 1937-го и в послевоенное время.

Война в жизни художника

Война в жизни Алексея Храмова возникла неожиданно, перевернув все планы. Он прошел ее всю. С 1941 по 1945 годы. Участвовал в боях на передовой и в обороне Ленинграда, в сражениях под Сталинградом, форсировал Днепр, попадал во вражеское окружение, штурмовал Кенигсберг. Домой Алексей Васильевич вернулся только после победы над милитаристской Японией. И художник вновь начал рисовать. Он попал на фронт уже не мальчишкой, поэтому сумел выжить, но война привнесла в его полотна ощущение хрупкости и ненадежности гармонии и покоя, не нарушив яркости и цветового богатства палитры.

В энциклопедиях на фото Алексей Храмов предстает чеканным суровым солдатом Великой отечественной, чьи военные заслуги отмечены орденом Красной Звезды и боевыми медалями.

Послевоенная деятельность

Картина художника

Большинство живописных работ, выполненных художником после войны, относится к пейзажам, но есть и удачные портреты, натюрморты и жанровые картины. В 1974 году Алексей Васильевич получает звание Заслуженного художника БАССР. Его работы экспонируются на художественных выставках в СССР и за рубежом.

Но прошедшие всю войну, имеющие ранения, контузии и подорванное здоровье солдаты не живут долго. В Уфе 14 ноября 1978 года художника не стало.

Художественные особенности работ Алексея Храмова

Все работы художника залиты солнцем, независимо от времени года и суток. Даже в дождь у него идет перекличка ярких зеленого и красного цветов, сияют оттенки желтого. Даже закат у него теплый, светлый и мягко-красный. Большое количество работ художника Алексея Храмова выполнено как бы лентами, а перспектива передается их наложением. Яркость цветов приглушена размытостью контура. На одном из полотен любимая река Дема у художника оранжевая, так как она отражает осенний убор прибрежных трав, кустов, деревьев.

Есть еще одна особенность работ: большое количество дорог, не шоссейных, не грунтованных, а разбитых колесами, взъерошенных дождями, неровных и длинных-длинных. Это дань памяти о войне, бесконечным, с ума сводящим пехотинцев фронтовым дорогам, которых художник за пять военных лет повидал немало. Только одну эту память о фронтах Отечественной войны впустил на свои полотна Алексей Васильевич, все остальные ужасы и тяготы сражений остались в его сердце.

Портрет Салавата Юлаева

Работа «Салават Юлаев на коне» (1959 г.) отличается нестандартным взглядом на вожака восставших башкир, которые примкнули к яицким казакам Пугачева, хотя должны были усмирить бунт. На портрете не великан-богатырь, не величественный хан на роскошном скакуне. Обыкновенный невысокий всадник, простой конь. Но чего стоит поза всадника! Уверенность во всей фигуре, во вдетой в стремя ноге, обутой в сапог. А еще хорош взгляд Салавата. Это взгляд «в себя», в будущее. Это взгляд умного и доброго человека, каким и был Салават Юлаев.

А еще Салават был поэтом-импровизатором, его песни о боях с врагами, о природе Урала и о любви долго передавались из уст в уста, распевались сэсэнами. Знал об этом Алексей Храмов, знал о горячей любви простых людей к своему герою и не побоялся взяться за портрет. И он получился.

Сын художника

Сын художника

Один из сыновей художника, Петр Алексеевич Храмов (1939 — 1995), был достаточно известен как художник-монументалист. Его рельефы, росписи и многочисленные мозаики можно увидеть в общественных зданиях Уфы и городов республики: Салавата, Благовещенска и других.

Кроме того, Петр Алексеевич известен как автор неоднократно переиздававшегося романа «Инок».

Наследие художника

Картина дорога

Главные судьи работ художника – зрители. Давно уже нет на свете художника Алексея Васильевича Храмова, а его работы продолжают волновать, интересовать и радовать. В них неподкупная искренность, честность и безграничная любовь к родной природе Урала и его людям. Художники находят, что в работах Храмова есть и философия, и богословие, в них сочетается духовное и социальное. Вот почему выставки его картин регулярно проводятся в городах его родного Урала. Персональная выставка Алексея Храмова в Москве прошла в 2003 году и имела успех.

Картина мастера

У мужчины не было учеников. Никто из современных мастеров не считает себя последователем Алексея Храмова, художника. Многие современные творцы предпочитают намеренно усложнять и декорировать полотна, работают с фотографиями, творят каждый в своей оригинальной манере, не имеющей точек соприкосновения с проникновенными и где-то лаконичными картинами мастера, которые не отличает ни экспрессия, ни необычность цветовой гаммы. Но взгляду внимательного зрителя открывается чудный мир художника Храмова, хрупкий, чуткий, правильный и гармоничный.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.