«Виждь» – это что такое? Данная лексема используется в речи довольно редко. Встречается она в основном в поэтической речи, когда требуется придать тексту возвышенную окраску. Это слово известно широкой публике из стихотворения А. С. Пушкина под названием «Пророк». Подробнее о значении «виждь» можно узнать из статьи.
Неопределенная форма
Слово «виждь» является глаголом в повелительном наклонении, его начальная форма – «видеть». Для лучшего уяснения сути вопроса целесообразным будет освежить касающиеся его знания о свойствах глагола.
Каждый из них имеет особую, начальную форму, еще называемую неопределенной или инфинитивом. Именно она представляет глагол в словаре. Вопросы, на которые она отвечает, это «что делать?» и «что сделать?». В нашем случае, как уже сказано выше, неопределенная форма это – «видеть».
Изучая вопрос о том, что это – виждь, нужно рассмотреть словарное толкование инфинитива.
Значение глагола
В словаре указано несколько значений этого слова:
- Иметь зрительную способность, обладать зрением. Пример: «Человек плохо видит в темноте».
- Воспринимать зрением какой-либо предмет. Пример: «Никто не видел, когда он успел схватить вещи и перемахнуть через забор».
- В переносном смысле это значит встречаться с кем-нибудь. Пример: «Так получилось, что Андрей не видел Ольгу уже целую неделю».
- Также в переносном значении это понимать, осознавать что-нибудь. Пример: «Она ясно видела, что власть ее над этим мужчиной заканчивается, ее чары перестают действовать».
Разобравшись с толкованием глагола в неопределенной форме, можно перейти к непосредственному рассмотрению значения слова «виждь».
Повелительное наклонение
Глаголы употребляются в трех формах наклонений. Речь идет о (об):
- Изъявительном – действия, происходящие, происходившие и те, что будут происходить.
- Условном – действие, которое возможно произойдет в определенных обстоятельствах.
- Повелительном – призыв к действию.
Что касается рассматриваемого глагола, то «виждь» – это третья из указанных форм глагола «видеть», которую еще называют императивом. Он может выражаться в виде просьбы, приказа, совета, призыва. Данная форма является устаревшей. Она взята из старославянского языка, поэтому носит архаичный характер.
Современный синоним «виждь» – это просторечная форма – «видь». Что касается современного литературного языка, то в нем повелительное наклонение от глагола «видеть» не образуется. Устаревшая форма применяется тогда, когда есть стремление придать тексту возвышенную окраску, особый патетический смысл, сделать отсыл к преемственности, к истории.
В заключении рассмотрения значения слова «виждь» следует сказать о самом известном случае его употребления.
«Пророк»
Так называется стихотворение А. С. Пушкина, где есть слова: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли…». В воспоминаниях Александры Осиповны Смирновой, фрейлины русского императорского двора, урожденной Россет, которая была другом и собеседником великого поэта, есть интересный эпизод, связанный с созданием этого произведения. Он был записан со слов самого Александра Сергеевича.
Стихотворение было написано после того, как поэт в очередной раз посетил Святогорский монастырь. Оказавшись в монашеской келье, он увидел, что на столе лежит Библия, которая открыта на шестой главе – Книге пророка Исаии. Пушкин прочел отрывок, который затем перефразировал в стихотворении «Пророк».
Этот отрывок поразил поэта и преследовал его несколько дней. Однажды ночью он написал стихотворение. Пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом, у него имеется множество предсказаний о пришествии Богочеловека – Иисуса Христа. Стихотворение «Пророк» будет названо лучшим среди всех, что ранее были написаны поэтом. Его творческое наследие будет разделено литературоведами на два периода. Начиная с «Пророка», будет обозначен «зрелый» период в творчестве гения русской словесности.
В библейское легенде сказано о том, что пророку Исаии явился Божий посланник – Серафим. Будучи под сильным впечатлением от этой встречи, Исаия стал проповедовать Закон Божий среди неверующих. Автор стихотворения полностью сохранил библейский сюжет с небольшим изменением.
Вместо пророка был изображен поэт, перед которым является Серафим. Поэт готов переродиться в качестве пророка, чтобы приступить к духовному служению обществу. В призвании поэта, как и пророка, Пушкин видел духовное просвещение современников, несение им правды.
Для этого он должен внимательно следить за всем, что происходит в окружающей жизни, понимать ее и пропускать через свое сердце. Чтобы подчеркнуть значение этой высокой миссии, поэт и использует высокую лексику, к которой относится слово «виждь».