Федеративное устройство России

Федеративное устройство России в целом и его основные нормы установлены положениями Первой главы Конституции. Основной Закон не может быть изменен в обычном режиме. Для его изменения требуется фактически принятие нового проекта. Такое положение ориентировано на принципы Федерации в России, не допускающие кардинального изменения существующей системы. Основы конституционности распространяют суверенитет страны на всю территорию со всеми субъектами без исключения. Государственное устройство России предусматривает верховенство Конституции на территории всей страны.

Только РФ имеет право обеспечивать неприкосновенность и целостность своей территории и всех единиц, ее составляющих.

Федеративное устройство России базируется на конституционных основах. Среди них необходимо выделить:

  1. Государственную целостность.
  2. Единство всей структуры госвласти.
  3. Разграничение между органами госвласти страны и власти субъектов по предметам ведения их полномочий.
  4. Самоопределение и равноправие народов РФ.

Все субъекты страны наделены равноправием между собой в процессе установления взаимоотношений с федеральными органами. При закреплении равноправия для всех субъектов Конституция устанавливает равное и единое гражданство РФ, вне зависимости от оснований, по которым оно было приобретено. Федеративное устройство России предусматривает наличие прав и свобод, а также равных обязанностей, установленных Конституцией, на всей территории страны.

Основные регулирующие вопросы отражены в главе 3. В частности, в тексте 65-й статьи приведен полный перечень субъектов. Кроме того, положение закрепляет национальный и территориальный принцип их формирования. Это указывает на существование федерализма совместно с автономностью и унитарностью. Таким образом, обеспечивается целостное федеративное устройство России как самостоятельной, единой страны. Немаловажным является тот факт, что в тексте закона субъекты указаны поименно. Это свидетельствует о том, что внесение каких-либо изменений в общий состав субъектов потребует как минимум изменения в содержании самой Конституции.

Под государственной целостностью страны понимается отсутствие права на выход из состава Федерации. Таким образом, реализуется право сецессии. В связи с тем, что все субъекты относятся к единой стране, территория которой включает в себя все территории субъектов, отделение какого-либо субъекта будет указывать на нарушение целостности державы. Как правило, в современных странах с рассматриваемой формой правления не предусмотрено в основном законе права добровольного выхода из состава страны. Однако такое право предусматривалось Конституциями Югославии, СССР и Чехословакии. Такое положение было обусловлено марксистско-ленинской идеей о праве наций самоопределяться, вплоть до отделения. Прочие Федерации не признавали этот принцип, однако даже в социалистических федерациях не был закреплен четкий механизм воплощения права субъекта на выход из состава фактически централизованной страны в одностороннем порядке.

Необходимо отметить, что отсутствие права на добровольный выход из состава целостной страны не противоречит демократическим основам и соответствует общепринятым в мире тенденциям. Однако вместе с этим в Конституции РФ предусмотрено принятие в состав страны и формирование нового субъекта в соответствии с законом.

В Основном Законе закреплен статусный характер субъектов. В соответствии с ним положение республики как субъекта определяется самой Конституцией страны и республики. В других же случаях, например, для города, края или области, кроме положений Основного Закона принимаются во внимание и уставы территориальных образований.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.