Творческое объединение "Голубая роза"

Творческий союз «Голубая роза» возник в начале 20 столетия, в те годы, когда большой популярностью пользовалось такое направление в искусстве, как символизм. Костяк составили художники Петр Уткин, Павел Кузнецов, скульптор Александр Матвеев. Вскоре появились и другие участники. Художникам-символистам в Советском Союзе делать было нечего, тем не менее большая часть членов «Голубой розы» после революции осталась в России. А некоторые из них внесли вклад в развитие отечественной скульптуры и живописи.

художники голубой розы

Предыстория

В начале XX столетия имена французских символистов Анри Фантен-Латура, Поля Серюзье, Пьера Пюви де Шаванна были всемирно известны. В России это направление было еще мало развито. Представители «Голубой розы» считали своим предшественником Михаила Врубеля. Творчество этого художника было близко к символистам: его полотна привлекали красочностью, тонкостью палитры, стремлением к изображению нереального мира. Однако непосредственное влияние на формирование творческого объединения оказал В. Борисов-Мусатов. Образы на его полотнах окутаны некой дремотой, персонажи обитают в мире покоя.

борисов мусатов призраки

Борисов-Мусатов родился в Саратове, в юности уехал в Париж, но нередко наведывался в родной город. В девяностые годы XIX столетия он познакомился с Павлом Кузнецовым, Александром Матвеевым, Петром Уткиным. Борисов-Мусатов, будучи опытным живописцем, преподал начинающим художникам несколько уроков символизма и экспрессионизма.

Все трое вскоре уехали в Москву, где поступили в Училище живописи, ваяния и зодчества. То есть основателями объединения «Голубая роза» стали уроженцы Саратова и выпускники учебного заведения, которое в дореволюционной России считалось одним из лучших. В годы учебы молодые художники сблизились и с другими живописцами, ставшими впоследствии членами творческого союза.

"Алая роза"

За три года до основания творческого объединения прошла выставка картин Уткина и Кузнецова. Правда, здесь были и полотна других живописцев, в том числе Борисова-Мусатова и Врубеля (таким образом устроители выставки подчеркивали влияние мастеров на их творчество).

Выставка называлась «Алая роза». Откуда взялось такое название, неизвестно. Этот цветок в разное врем вдохновлял и романтиков, и символистов. Через несколько лет прошла еще одна выставка, которая уже называлась так же, как и объединение, основанное Кузнецовым, Уткиным и Матвеевым.

Почему роза?

Голубой нил - сорт роз, выведенный в конце прошлого столетия. К слову, лепестки такой розы не синие, а нежно-сиреневые. На европейских просторах не произрастают цветы насыщенного синего цвета, если не считать комнатную фиалку. Голубую розу вывели только в 2004 году. Все, что встречалось ранее - всего лишь цветы, окрашенные по особой технологии.

Описание голубой розы приводить здесь не будем. Скажем лишь, что цветок этот поэтами воспринимался как символ недостижимого идеала. «Голубая роза» - объединение художников, изображавших на своих полотнах (на раннем этапе творчества) абстрактные образы. Были бы они приверженцами реализма, назвали бы свой союз иначе.

голубой цветок

Раннее творчество основателей «Голубой розы»

На фото ниже - репродукции картин Уткина и Кузнецова. Но в основном это полотна, созданные после основания творческого объединения. Художников связывала многолетняя дружба. Они не раз работали над общими проектами по оформлению частных домов и театральных постановок. От Борисова-Мусатова молодые художники заимствовали пастельно-розовые и серо-голубые дома, от него они узнали о последних тенденциях в искусстве и принципах модного в то время символизма.

картина петра уткина

Другие художники

Члены творческого объединения, с которыми основатели познакомились в годы учебы, - Николай Сапунов, Мартирос Сарьян, Сергей Судейкин, Анатолий Арапов, Николай Крымов, Василий и Николай Милиоти, Николай Феофилактов, Иван Кнабе. Некоторое время с "Голубой розой" сотрудничал и Кузьма Петров-Водкин. Однако он так и не стал ее участником.

Первое время художники трудились преимущественно над театральными декорациями. Еще до основания "Голубой розы" Сапунов и Кузнецов создали эскизы к опере Вагнера "Валькирия". Чуть позже они работали над декорациями в театре "Эрмитаж".

А следует сказать, что творчество молодых художников вызывало неблагоприятные отзывы критиков. Уткин, Кузнецов и Петров-Водкин работали над проектом по росписи одного из известнейших саратовских храмов. Фрески, созданные ими, признали "нехудожественными" и уничтожили.

петр уткин золотая осень

Николай Рябушинский и журнал «Золотое руно»

Объединение «Голубая роза», возможно, не получило бы широкой популярности, если б не известный в ту пору меценат. Николай Рябушинский был редактором журнала «Золотое Руно». Он также организовал первую выставку художников «Голубой розы».

Журнал вышел 1906 году. Рябушинский денег на него не жалел. В журнале было много красочных иллюстраций, каждая страница украшалась виньетками, золотыми вставками. Всего вышло 34 номера «Золотого руна». Четкой концепции этого издания не было. С журналом сотрудничали Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Леонид Андреев, Корней Чуковский. Однако первые номера посвящались исключительно творчеству художников-символистов.

журнал золотое руно

Галерея на Мясницкой

В марте 1907 года благодаря стараниям Рябушинского прошла выставка «Голубая роза», в честь которой названо было позже творческое объединение. В галерее на Мясницкой свои работы представили шестнадцать художников. Почти все они были будущими членами объединения. Это мероприятие прошло уже после смерти главного вдохновителя - Борисова-Мусатова. Идея названия - «Голубая роза» - принадлежала Сапунову, черпавшему вдохновение в работах английского художника Обри Бердслея.

Интерьер дома, в котором прошла выставка, был оформлен соответствующе: повсюду стояли вазы с розами, стены окрашены были в голубые тона. Играла музыка Александра Скрябина.

Картины голуборозовцев вызвали неоднозначную реакцию. Один из видных русских искусствоведов назвал работы художников-символистов несодержательными, близкими к декадентству. Однако критик Сергей Маковский о картинах отозвался весьма восторженно. Работы художников-символистов похвалил и один из самых загадочных русских художников - Казимир Малевич.

В 1909 году Рябушинский организовал еще одну выставку. К этому времени меценат отдавал предпочтение такому направлению, как кубизм. На выставке представлены были картины Дерена, Брака, Матисса, Марке. Выставили свои полотна также Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.

Третья выставка прошла в начале 1910 года. К тому времени журнал «Золотое Руно» уже не публиковался из-за финансовых проблем, в чем и крылась причина непопулярности последнего мероприятия. Однако имена членов «Голубой розы» были хорошо известны и поклонникам искусства, и меценатам. Художников приглашали в различные проекты, но они стремились не только к созданию произведений живописи и скульптуры, но и к синтезу искусств. То есть «Голубая роза» была задумана как союз не только живописцев, но и всех тех, кто отдает в своем творчестве предпочтение символизму.

Как ни странно, общей идеи у членов творческого объединения как таковой не было. После выставки, состоявшейся в январе 1910 года, художники перестали работать над совместными проектами. Да и картины их имели мало общего. Так, Кузнецова, много путешествовавшего по Средней Азии, вдохновляли восточные мотивы. Сарьян писал родные армянские пейзажи. Крымов и Феофилактов прониклись идеями неоклассицизма и сюжетами древнегреческих мифов.

После революции

Эмигрировали Сергей Судейкин, Николай Милиоти, Николай Рябушинский. Остальные, кто так или иначе был связан с организацией «Голубой розы», остались в России. Хотя символизм советская цензура не принимала. Одни занялись преподавательской деятельностью. Другие устроились в государственные учреждения по защите памятников культуры. В конце двадцатых годов Кузнецов, проработавший несколько лет в журнале «Путь освобождения», был уволен из-за отрицательного отзыва о его работах. Стоит рассказать подробнее о самых ярких членах «Голубой розы».

Павел Кузнецов

Будущий художник родился в 1878 году, как уже было сказано, в Саратове. Отец его был иконописцем. В детстве и юности Павел Кузнецов посещал студию живописи и рисования. Здесь он и познакомился в Борисовым-Мусатовым. В 1897 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Дар этого художника сочетался с необыкновенной энергией. Кузнецов прожил долгую, интересную жизнь.

С символистами он сблизился в 1902 году, а прежде всего - с Валерием Брюсовым. Тогда же и началось сотрудничество Кузнецова с журналом «Золотое руно». В 1906 году Кузнецов ездил в Париж. Во французской столице он посетил студии известных художников и принял участие в выставках, в результате чего стал членом еще одного творческого союза.

кузнецов сны наяву

После 1910 года в его творчестве наступил кризис. В картинах Кузнецова наблюдались повторяющиеся мотивы. Казалось, художник исчерпал себя. В его творчестве наметился новый взлет только после посещения Средней Азии. Павел Кузнецов работал до последних дней своей жизни. Умер в 1968 году, в Москве. Известные работы мастера: «Голубой фонтан», «Вечер в степи», «Спящая в кошаре», «Рождение», «Узбечка», «Горная Бухара», «Табачницы».

Голубой фонтан Кузнецова

Петр Уткин

Будущее член объединения «Голубая роза» родился в Тамбове в 1877 году. Начальное художественное образование получил в Саратове. Уткин учился у Серова, Левитана. Большая часть работ этого художника выполнена в голубых тонах. Умер Петр Уткин в 1934 году, в Ленинграде.

Александр Матвеев

Этот скульптор – одна из ярчайших фигур в русском искусстве начала 20 века. Он принимал участие в организации не только «Голубой розы», но и других творческих объединений. После революции Матвеев работал в Петроградском училище технического рисования, внес существенный вклад в развитие советской художественной школы. Большую часть своей жизни занимался преподавательской деятельностью. Умер Матвеев в 1960 году.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.