Коммерческий акт - это... Понятие, определение, необходимые формы и примеры составления

Обсудить Редактировать статью
 

Коммерческий акт это документ, относящийся к бумагам строгой отчетности. Особенности его составления строго регламентированы. Этот документ фиксирует и удостоверяет все обстоятельства, которые дают основания привлечь у имущественной ответственности всех виновных субъектов (транспортную фирму, пассажиров, грузополучателей и отправителей багажа).

Сущность коммерческого акта

По нормам российского Гражданского процессуального кодекса, когда сторона подает иск, она обязана доказать обстоятельства, которыми они обосновываются. Указанные факты должны подтверждаться документальными доказательствами.

Снятие контейнера

По спорам, которые связаны с нарушением условий договора на перевозку грузов, пассажиров, багажа, обстоятельства, которые могут служить причиной привлечения к ответственности материального характера на железной дороге, удостоверяются специальными документами общего типа. Такая бумага это коммерческий акт.

Ответственность грузополучателей, пассажиров, грузополучателей фиксируется документами, которые составляются железнодорожными станциями, согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта.

Цели составления коммерческого акта

Коммерческий акт это документ, который составляется в целях удостоверения следующего перечня обстоятельств:

  • установление несоответствия между названием, количеством или массой грузомест, багажа и сведениями, которые указаны в документах на перевозку;
  • повреждения и порчи груза, багажа или грузобагажа;
  • обнаружение грузобагажа, груза, багажа при отсутствии документов или бумаг без груза, багажа, грузобагажа;
  • возвращение железнодорожной станции украденного груза, багажа, грузобагажа;
  • непередача железнодорожной станцией груза на пути необщего пользования в течение суток после того, как товарная контора станции железной дороги оформила выдачу посылки по документам.

Порядок составления документа

Коммерческий акт это документ, который составляется перевозчиком в тех случаях, когда он обнаружил указанные обстоятельства либо на один из этих фактов указал грузоотправитель или получатель посылки, багажа, грузобагажа.

Порядок заполнения актов коммерческого типа и общих актов устанавливается специальным документом – Правилами грузоперевозок (статья 119 Устава железнодорожного транспорта).

Работник станции

Акт коммерческого типа относится к важнейшим бумагам при рассмотрении оснований и установлении мер ответственности каждого субъекта, задействованного в повреждении, порче, утрате грузобагажа, груза, багажа.

Одновременно с этим такая бумага не считается неопровержимым документом, который окончательно утверждает виновность конкретной стороны при возникновении одной из вышеперечисленных ситуаций. Она должна рассматриваться вместе с прочими документами, прилагаемыми к заявлению претензионного типа.

Акт коммерческого типа составляется исключительно на станциях железной дороги на бланках со строгой отчетностью в трех идентичных экземплярах. Документ заполняется ручкой или посредством печатной машинки, без помарок, исправлений и подчисток.

Момент составления акта

При заполнении коммерческого акта по форме, установленной федеральными нормативно-правовыми актами, важно помнить, что момент заполнения документа строго регламентирован. Если выгрузка товаров производится в местах с общим пользованием, акты коммерческого типа в день осуществления доставки.

В отдельных случаях бумаги заполняются в момент выдачи посылки грузополучателю. Если выгрузка производится в местах, не относящихся к общему пользованию, сведения в документ вносятся в день передачи груза.

Проверка качества и количества товара должна производиться в ходе выгрузки или сразу после нее. В процессе составления бумаги в пути до места остановки железнодорожного состава, станция, которая выявила соответствующие обстоятельства, из-за которых стало необходимо составить акт коммерческого типа, обязана это сделать в этот де день.

Если сделать это в установленные сроки невозможно, соответствующая станция должна зафиксировать сведения в коммерческом акте в течение следующих двадцати четырех часов.

Случаи, когда коммерческий акт не составляется

В некоторых случаях заполнение коммерческого акта по форме, установленной федеральными нормативно-правовыми актами, не предусмотрено. В частности, такой документ не составляется, если разница в весе груза не превышает естественную норму убыли, показатели расхождения в мерах весов или точную норму взвешивания посылки.

В таких ситуациях груз выдается в порядке, который предусмотрен соответствующими Правилами, регулирующими процесс выдачи посылок. На каждом из экземпляров акта проставляется штемпель соответствующей станции.

УЖТ РФ

Один экземпляр отправляется в соответствующую дорожную службу, второй акт выдается получателю груза по требованию, третий – остается в документах на станции, которая ведет указанное дело.

В процессе составления акта коммерческого типа на станции, отправляющей груз, или на обратном пути посылки, второй лист документа прикладывается к ведомости дорожного типа или накладной и направляется вместе с грузом на станцию назначения.

При составлении соответствующего документа делается специальная отметка на обратной стороне ведомости дорожного типа и накладной.

Содержание акта коммерческого характера

При составлении коммерческого акта необходимо помнить, что на все поставленные в бланке вопросы должны даваться четкие ответы. Нельзя прочеркивать и проставлять кавычки вместо повторного указания необходимых данных.

В документе указываются следующие сведения:

  • состояние багажа или груза;
  • обстоятельства, при возникновении которых обнаружили неисправность;
  • проверки правильности размещения, погружения, закрепления груза;
  • наличие защитной маркировки для посылок, которые перевозятся на подвижном открытом составе.

Если товар неправильно загружен, закреплен или размещен, в соответствующем документе указываются виды допущенных нарушений. В акте коммерческого типа не должно содержаться никаких предварительных выводов и предположений относительно причин неисправности доставки или наличия вины перевозчика и грузоотправителя.

В процессе рассмотрения споров, которые связаны с недостачей, повреждением, порчей груза, недопустимо поверхностно оценивать сведения, которые содержаться в актах коммерческого типа.

Например, нужно учитывать, насколько подробно и точно описаны в документе обстоятельства, возникновение которых способствовало обнаружению несохранности груза, и состояние посылки (исправность состава подвижного типа и пломб, отсутствие или наличие следов кражи, правильность и полнота погрузки, крепление и размещение груза, соблюдение погрузочных условий и т.д.).

Судебная практика

Контора «Металлоснабсбыт» подала иск к железнодорожному управлению и грузоотправителю с просьбой взыскать стоимость недостачи одной связанной части труб. Так как в ходе проверки была установлена исправность платформы, на которой доставлялся груз, ответственность была наложена на грузоотправителя.

Выгрузка контейнера

Решение суда было отменено вышестоящей инстанцией по следующим основаниям. По нормам Устава железнодорожного транспорта, перевозчик может быть освобожден от ответственности на подвижном открытом исправном составе при отсутствии перегрузки, наличии защитной маркировки и присутствии других фактов, свидетельствующих о том, что груз доставлялся в сохранности.

В рассматриваемом деле при заполнении коммерческого акта не указывалось состояние посылки, маркировка, вариант размещения и т.д. Поэтому ответственность должна накладываться на железнодорожную компанию-перевозчика.

Субъекты подписания коммерческих актов

Коммерческий акт (образец ниже) должен подписываться только теми гражданами, которые перечислены в Правилах, регулирующих перевозку грузов. Отказ от подписания документа недопустим. Если одна из сторон не согласна с содержанием бумаги, она вправе в письменном виде выразить свою позицию.

Коммерческий акт

Лица, которые составляли или подписывали акт коммерческого типа или документ с общей формой, в котором содержатся сведения, противоречащие действительности, должны нести установленную нормативно-правовыми актами ответственность.

Бумага подписывается одним из следующих субъектов:

  • начальником станции;
  • его заместителем;
  • заведующим районом грузового типа (зав.складом, старшим приемосдатчиком);
  • приемосдатчиком станции;
  • грузополучателем (при его участии в проверке).

Если необходимо, проверка груза и подписание акта могут осуществляться с привлечением других сотрудников перевозчика. Минимальное число субъектов, подписывающих документ, - три.

Случаи отказ от выдачи акта

Коммерческий акт составляется в случаях перевозки грузов, за исключением случаев, когда посылка прибыла с документом с попутных станций. В этой ситуации новая бумага не заполняется. При этом необходимо, чтобы сведения акта коммерческого типа и реальное количество, качество и другие показатели были идентичны.

После проверки соответствия в документе ставится отметка об отсутствии разницы между бумагой и фактической ситуацией. Если в ходе анализа выявлены несоответствия, составляется другой акт коммерческого типа.

Если получатель требует, станция должна в течение трех дней выдать документ, который был составлен по указанной отправке. Грузополучатель имеет право требовать выдачи соответствующей бумаги в течение одного года с момента выдачи посылки.

Необоснованный отказ в выдаче акта

Рассмотрев, в каких случаях составляется коммерческий акт, следует изучить ситуацию, когда станция железной дороги безосновательно отказывает грузополучателю в выдаче акта, либо выдает документ, составленный с нарушениями.

Если грузополучатель утратил документ по своей вине, отправитель не обязан выдавать ему повторную бумагу. При этом предъявлять претензии получатель товара вправе, если к его претензии будет прикреплен накладная с отметкой о составлении акта коммерческого типа перевозчиком.

Поезд с контейнерами

Если станция отказывает в составлении документа, получатель вправе в течение суток с момента анализа состояния груза на месте необщего пользования написать заявление на имя начальника отделения или станции.

Поданная жалоба рассматривается начальником отделения. Если груз считается скоропортящимся продуктом, жалоба по нему рассматривается в течение суток, если нет – в течение трех дней с момента получения бумаги.

Прочие документы

Назначение коммерческого акта – удостоверение отправки и доставки грузов в надлежащем виде. В процессе исполнения договора на перевозку грузов могут возникнуть обстоятельства, служащие основанием возникновения ответственности материального типа или удостоверяющиеся соответствующими документами в случае подачи исков и претензий.

К иным документам относятся следующие бумаги:

  1. Акты с общей формой.
  2. Акты технического состояния контейнеров и вагонов, наличии повреждений.
  3. Акты о недосливе полувагонов бункерного типа или цистерн.
  4. Акты вскрытия контейнеров или вагонов для пограничного или таможенного досмотра.
  5. Иные документы, составление которых предусмотрено правилами перевозки отдельных типов грузов.

Акт с общей формой

В ряде случаев вместо оформления коммерческих актов имеет место заполнение актов общей формы. Этот документ удостоверяет следующие обстоятельства:

Перевозка грузов
  • потерю документов, которые были приложены к накладной грузоотправителем;
  • простой ряда вагонов на конечной станции в ожидании погрузки и выгрузки по причинам, которые зависят от получателя грузов;
  • неочистка внутренности вагонов от мусора и остатков перевезенного груза;
  • иные случаи.

Коммерческий акт о повреждении (при его наличии) и доставке грузов считается важнейшим документом, по которому можно провести сверку отправленного товара и полученного.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.