Что такое синтаксическое средство выразительности? Лексические и синтаксические средства выразительности

Сделать речь эмоционально насыщенной, красивой и экспрессивной поможет синтаксическое средство выразительности. Сюда же относятся фонетические и лексические. С их помощью передают информацию и собственные мысли, воздействуют на слушателя или читателя.

Средства выразительности: разновидности

Способы сделать текст выразительным

Синтаксис представляет собой раздел лингвистики, который указывает на связь между словами в предложении и словосочетании. Изучает интонацию, состав предложений, обращение, однородные члены. Все это выполняет несколько функций.

Выделяют несколько видов стилистических фигур:

  1. Анафора – автор повторяет одну и ту же фразу в начале двух соседних предложений.
  2. Эпифора – способ употребления выражений в конце предложения для красочности событий.
  3. Параллелизм при передаче информации усиливает риторический вопрос.
  4. Эллипсис делает речь живой, исключая определенный член предложения.
  5. Градация. Способ усиления каждого последующего слова в предложении.

Как сделать текст выразительным?

Эпитеты и сравнения в тесте: описание природы

Для создания художественного образа понадобятся такие средства выразительности, как анафора, эпитет, параллелизм, градация. С их помощью создают многоплановую картину. Как правило используют не одно синтаксическое средство выразительности, а сразу несколько.

  1. Инверсия. Слова расставлены не в прямом порядке. Синтаксическое средство выразительности делает речь более выразительной.
  2. Умолчание. Автор сознательно что-то не договаривает, чтобы пробудить в читателе чувства и мысли.
  3. Риторическое обращение. Ответ на вопрос не подразумевается. Важно привлечь внимание слушателя.
  4. Антитеза. Противопоставление образов и понятий.

Современные виды

Средства выразительности для описания персонажей

Лексические и синтаксические средства выразительности многочисленны и разнообразны. Четкой классификации нет, но условно их разделяют на три группы: фоника, лексика и фигуры. К первой относятся звуковые особенности, необходимые для придания тексту выразительности. Чаще всего используют звуковой повтор в виде ассонанса, аллитерации, звукоподражания.

В лексике присутствуют слова как нейтральные, которые обозначают понятия без оценивания со стороны рассказчика, так и те, которые передают непосредственное авторское отношение. Ресурсы делятся на две группы: основные и специальные. В первые входят синонимы, антонимы, омонимы, диалектизмы, жаргонизмы, архаизмы. Все чаще можно встретить неологизмы – слова, которые еще не стали привычными. Их количество увеличивается благодаря развитию информационных технологий для передачи предметов и понятий.

Среди специальных синтаксических средств выразительности находятся такие, которые придают тексту смысл, убедительность, особую яркость. К ним относятся эпитеты, сравнения, аллегория, метафора, метонимия, символ, анафора, риторический опрос.

Лексические средства выразительности

Художественные средства в литературе

Основой изобразительной выразительности речи считают слово. Лексическую единицу используют не только в прямом, но и в переносном значении. О человеке говорят, применяя характеристику животного. Например, используют трусливость зайца, неуклюжесть медведя.

Часто помогает полисемия, при которой слова употребляются в разных значениях. Среди лексических и синтаксических средств выразительности есть несколько разновидностей групп:

  1. Омонимы. Звучат одинаково, но отличаются разной смысловой нагрузкой. К ним относятся омографы, которые изменяют значение при изменении ударения (мукА - мУка). Омофоны – слова, которые произносятся одинаково, однако отличаются одной или несколькими буквами. Омоформы звучат одинаково, но являются различными частями речи. (лечу в самолете – лечу грипп).
  2. Синонимы. Синтаксические средства художественной выразительности описывают одно и то же понятие с разных сторон. Отличаются смысловой нагрузкой и стилистической окраской. Помогают построить красивую и яркую фразу, в которой не будет тавтологии. Полные необходимы для одинаковых ситуаций. Семантические - оттеняют. Контекстные красочно и многогранно описывают человека или событие.
  3. Антонимы. Одна часть речи с противоположным значением.

Что представляют собой тропы?

Авторские выражения

Слова, которые употребляются в переносном значении, делают произведения ярким, передают основные признаки образа. Синтаксические средства выразительности речи необходимы в произведениях, чтобы глубже показать происходящее событие или рассказать о человеке.

В баснях употребляют аллегорию. Чтобы преувеличить признаки или совершаемое действие, понадобится гипербола. В 19 веке писатели сатирически описывали пороки общества с помощью гротеска. Когда скрывают истинный смысл передаваемой информации, ее маскируют под ироническими высказываниями. Чтобы неживым существам придать свойства живого, понадобится олицетворение.

Употребление в художественной литературе

В процессе чтения рассказов, романов, поэм читатели обращают внимание, что каждый писатель придерживается своих правил написания. Для раскрытия темы используют различные техники:

  1. Оксюморон – соединяет понятия, которые не могут находиться вместе. Например, мертвые души.
  2. Синекдоха – тип описания целого через какую-то часть. Например, образ человека создается при описании одежды или внешности.
  3. Сравнение – описание двух предметов с использованием союзов как и будто.
  4. Эпитеты – яркие слова-прилагательные.
  5. Метафора – предполагает использование существительных и глаголов в переносном значении.
Средства художественной выразительности

Представленные в таблице синтаксические средства выразительности помогут понять, что хотел сказать автор, какие характеристики присущи человеку или предмету. С помощью слов и выражений складывается полная картина о передаваемых образах.

Жанры рекламы как средство выразительности

В понятие «жанр» входит отображение действительности с рядом устойчивых признаков. Сюда входит взаимодействие автора с картиной бытия, языковое и композиционное оформление. Реклама – это тонкий слог. Она может быть печатной, на радио и телевидении, в интернете.

Выше в таблице синтаксические средства выразительности, которые помогают донести нужную информацию. Реклама может быть в виде листовок, буклетов, журналов. С помощью афиши уведомляют о времени и месте проведения мероприятия.

Чтобы психологически вовлечь читателя, используют «житейские истории». Этот вид напоминает такой литературный жанр, как рассказ. Буклет – это рекламный жанр, в котором совмещается фольклор и бытовая тематика. Фольклорным жанром считают краткое призывное сообщение, которое состоит из одного-двух предложений.

Среди примеров синтаксического средства выразительности телевизионное объявление. Оно может быть в форме видеоклипа, видеофильма, передачи.

Средства выразительности: примеры

Чтобы понять, как используются средства речи, нужно обратить внимание на авторские высказывания:

  1. Анафора. Жди, пока придут дожди, жди, пока не грянут грозы.
  2. Градация. Мы аплодировали громко, оглушительно, шумно.
  3. Инверсия. Платье мы купили великолепное!
  4. Риторический вопрос. А не собраться ли нам всем за столом?
  5. Эпитеты. На печальной поляне бродит одинокая луна.
  6. Олицетворение. Вода молчит, но берег уже рядом.

Чтобы сделать речь убедительной, используют различные выразительные средства. Красочные обороты выручают во время выступления перед публикой, на митингах, в предвыборных компаниях. Нужно помнить, что в официально-деловой речи их не употребляют. Понадобятся точные и убедительные речи.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.