Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста: основные понятия, социальная адаптация

Дети для родителей всегда будут находиться на первом месте. С появлением в жизни человека ребенка меняются его взгляды, мировоззрение, мироощущение, эмоциональный фон. С этого момента жизнь приобретает новый смысл, все действия родителя крутятся вокруг одного лишь малыша. Вместе они преодолевают все кризисы взросления, начиная с первого, годовалого, и заканчивая подростковым и кризисом наступления совершеннолетия. В этой связи не последнее место отведено детским особенностям психологического развития в младшем школьном возрасте.

Психологические особенности в развитии в этом периоде заключаются в целом ряде специфических моментов, которые оказывают влияние на взросление ребенка и становление его характера. Поведение, манеры, проявление реакции, поступки – все это зависит от того, как проходит социальная адаптация ребенка. Но какие основные понятия затрагиваются при изучении данного вопроса? Какие аспекты мышления ребенка и воспитания, оказываемого родителями и учителями, отражают главные психолого-педагогические особенности в младшем школьном возрасте у детей?

Кризис семи лет

В жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда из дошкольного образовательного учреждения приходит время выпускаться. На смену детскому саду и воспитателям приходит школа и учителя. Малыша встречают новые знакомства, новое общение, новые эмоции и впечатления. Именно в этом возрасте ребенок претерпевает так называемый кризис семи лет. В это время, в младшем школьном возрасте, психологические особенности которого резко дают о себе знать изменением в поведении ребенка:

  • Во-первых, ребенок теряет свою непосредственность. Это основополагающая особенность в психолого-педагогическом развитии детей младшего школьного возраста. Если раньше мышление крохи не способно было разделять слова от мыслей, и он вел себя по принципу «что думаю, то и говорю», то в этот период все резко меняется. Не зря данный этап именуется кризисом: малыш претерпевает определенные изменения в своем сознании, и это отражается внешне на его повадках. Он может начать манерничать, кривляться, паясничать, видоизменять голос, менять походку, пытаться шутить и работать на реакцию родителей, одноклассников, окружающих. Все эти проявления свидетельствуют о взрослении малыша и его переходе на новый этап развития.
  • Во-вторых, начинает проявляться нарочито взрослое поведение. Ребенок стремится отстоять свою собственную позицию. Он проявляет отрицание, если ему что-то не нравится, пытается себя вести так, как будто уже дорос до того уровня, когда можно немного поважничать. Вместе с тем возникает заинтересованность к своему внешнему виду, проявляется требовательность к себе. Ребенок примеряет на себя элементы самонаблюдения, самонаказания, саморегуляции, самоконтроля. Со взрослыми он начинает знакомиться заново, как бы вступая в ролевое взаимодействие, подчиняясь условиям той ситуации, в которой находится. Ему удается разграничивать общение: манера разговора меняется в зависимости от того, со взрослыми он беседует или со сверстниками, знакомые это люди или незнакомые. Он начинает проявлять интерес к одноклассникам, в ходе завязывания взаимоотношений появляется привязанность, симпатия, дружба.
  • В-третьих, у детей особенность младшего школьного возраста в психолого-педагогическом аспекте подразумевает появление возможности улучить правильный момент для начала образовательного процесса. То есть семь лет – это тот самый возраст, когда ребенок готов обучаться, принимать информацию, познавать новое. И здесь уже работает вовлеченность родителей и педагогов в процесс, поскольку в дальнейшем это определяет способность или неспособность малыша хорошо учиться.
Зарождение дружбы

Способность или неспособность

Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста у детей проявляются также и в готовности обучаться: ребенок осознает уровень своих возможностей, он способен идти на контакт, подчиняться тому, что ему говорят старшие. Ни в одном возрастном периоде не выражена способность отвечать требованиям и предписаниям педагогов и родителей так, как в это время. Своеобразная покладистость связана с этапом взросления и изменения элементов мыслительного процесса ребенка. Не удивительно, что первоклассники всегда считаются старательными учениками и послушными воспитанниками на уроках. С этого момента начинается их полноценное психологическое развитие, ведь это – первый социальный статус каждого малыша: первоклассник, школьник. В зависимости от того, насколько внимательно отнесутся к этому этапу жизни своего ребенка родители, насколько вовлечены они в детский учебный процесс, будет зависеть, способным или неспособным окажется малыш в дальнейшем.

Все дети рождаются способными. Неспособных детей нет. Неспособными они могут стать лишь в результате некорректного воспитания. Но есть и обратная сторона медали: воспитание не всесильно, есть и природные задатки: у кого-то они развиты в большей мере, у кого-то в меньшей степени. Здесь важно родительское участие и поддержание в ребенке тех первоначальных наклонностей, которые он проявляет лучше всего.

Работа педагогов и родителей сообща

Учебная деятельность

Еще одна психолого-педагогическая особенность учащихся младшего школьного возраста – это принятие учебы за ведущую деятельность. Самое главное, что на этом этапе развития беспокоит школьника – образовательный процесс. Он познает новые моменты, усваивает новые навыки, приобретает новые умения, выстраивает доверительные отношения с учителем, видя в нем нечто очень значимое, то, что помогает ему взрослеть и становиться умнее. Для ребенка учитель – социально значимый авторитет. Но если педагог допустит лояльность в вопросе дисциплины и правил, для ребенка эти правила сразу потеряют свою существенность.

Общение со сверстниками

Удивительно, но факт: многочисленными исследованиями было доказано, что наиболее эффективно ребенок усваивает материал именно в кругу своих сверстников, в процессе общения с ними. Коэффициент усвоения учебной темы более высок при групповом изучении ребятами какого-либо явления, нежели один на один с учителем. Это еще одна психолого-педагогическая особенность детей младшего школьного возраста.

Важно отметить, что препятствовать общению с одноклассниками ни в коем случае нельзя. Во-первых, для ребенка это и так серьезный шаг – начать коммуницировать с другими людьми, с ребятами, которых он не знает. Во-вторых, из-за замкнутости в раннем детстве во взрослой жизни такие индивидуумы становятся нелюдимыми, социально неактивными, одинокими, поэтому рассматриваемый возраст – хороший старт для зарождения правильных и нужных коммуникаций.

Совместное проведение времени

9 семейных заповедей

Кроме учебы и сверстников важнейшая роль отводится семейному уюту, комфорту и дружеской атмосфере дома. Родители должны усвоить несколько основных правил развития детей, от соблюдения которых будет зависеть дальнейшее воспитание ребенка. В чем они заключаются?

  • Необходимо принимать малыша таким, какой он есть.
  • Нельзя отдавать приказания ребенку из собственной прихоти – все просьбы, предписания и наставления должны иметь основания, быть обоснованными.
  • Необходимо уметь держать баланс: невмешательство в жизнь ребенка так же чревато, как излишняя навязчивость и назойливость.
  • Стоит обратить внимание на свое поведение и пристально его контролировать – ребенок всегда будет смотреть на своих родителей, как на предмет для подражания. Нужно избавиться от вредных привычек, прекратить сквернословить и помнить о ровности своего тона (никогда не повышать голос).
  • Нужно наладить доверительный контакт между собой и своим ребенком. Ваше чадо должно вам верить, только тогда вы будете знать о его маленьких секретах и сможете повлиять на мировоззрение, поведение, принимаемые решения.
  • Исключайте излишнее задабривание детей подарками – ребенок не должен быть разбалован чрезмерным вниманием, проявляющимся в извечных потаканиях его прихотям, желаниям и пока еще необоснованным потребностям в игрушках и сладостях. Иначе вы рискуете вырастить эгоиста в семье.
  • Принимайте все решения сообща – ребенок должен видеть, что он вносит свою лепту в семейные советы, что его голос тоже что-то значит.
  • Привыкайте в семье делить все поровну. Так вы воспитаете в ребенке осознание того, что нужно уметь делиться с ближним.
  • Никогда, обижаясь, не вводите в привычку равнодушное молчание в ответ на вопросы провинившегося дитя. Этот метод морального давления может пагубно сказаться на поведении ребенка в дальнейшем, он просто-напросто начнет общаться с вами в таком же духе.

Эти простые жизненные ценности имеют прямое и непосредственное отношение к личностному развитию детей и психологическим особенностям младшего школьного возраста. Кратко в современной семейной психологии их называют девятью семейными заповедями.

Правильный климат дома

Благополучная обстановка для ребенка

Залогом правильного, этически корректного воспитания ребенка и возрастного развития является пребывание в дружелюбной атмосфере дома и в школе. Энергетический фон ребенка портится, если в доме происходят частые скандалы, слышны постоянные крики, ругань, нецензурная брать. Многое зависит от обстановки в школе: если одноклассники испытывают к ребенку неприязнь, относятся к нему, как к изгою, желание обучаться и развиваться пропадает. Обязанность родителей – создать благополучную обстановку для ребенка дома, а обязанность учителей – следить за взаимоотношениями ребят на уроках, переменах, наблюдать за их разногласиями и сразу же мирить их в случае появления конфликтов. Это еще один важный момент, влияющий на развитие и возрастные психологические особенности младшего школьного возраста.

Социальная адаптация

Физическое развитие

Неотъемлемой частью образовательного процесса являются занятия физической культурой. И речь идет не только об упражнениях, выполняемых на уроках, но и о тех занятиях, которые с ребенком должны проводить дома родители. Приучайте малыша с детства к утренней зарядке. Это не только дисциплинирует кроху, но и приучает к режимности, дает возможность понять и принять необходимость занятия спортом с самого раннего детства. Активная физическая часть тесно перекликается с мышлением ребенка, с его осознанием необходимости жить в активном движении.

Восприятие

В дошкольном возрасте понимание ребенком окружающего мира отличается неустойчивостью, неорганизованностью, размытостью. Поэтому дальнейшее знакомство с восприятием становится существенным элементом познания в младшем школьном возрасте, психологическая особенность и характеристика которой отражается главным образом в ответственности за дальнейшую мыслительную и поведенческую модель у детей. То есть, иными словами, от того, как ребенок воспримет полученную информацию, зависит то, как он ее растолкует впоследствии и то, как поведет себя в качестве реакции на восприятие.

Примечательно, что к концу первой ступени школы восприятие детей становится более аналитическим: они начинают постоянно анализировать увиденное, услышанное, дифференцировать различные вещи (разграничивать на «плохо» или «хорошо», «можно» или «нельзя») - познание окружающего мира малышом принимает более организованный характер.

Особенности психологии ребенка

Внимание

Внимание как педагогическая особенность детей младшего школьного возраста должно также активно развиваться и всячески поддерживаться родителями. Малыш должен быть вовлечен, его необходимо заинтересовать. Этот момент – начальная школа – невероятно важен в общем комплексном образовательном процессе. Если упустить внимание ребенка на начальном этапе, впоследствии можно сетовать лишь на себя, а не злословить о неспособностях ребенка. В силу возрастного развития и природных задатков в младшем школьном возрасте внимание малыша претерпевает несколько этапов:

  1. Сначала является недостаточно устойчивым, ограниченным по времени.
  2. Несколько повышается, но все еще концентрируется на некоторых неинтересных действиях, отвлекающих и мешающих заниматься основным делом.
  3. Включается непроизвольное, мимовольное внимание.
  4. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения.
    Работа в коллективе

Речь

Речевой фактор – еще одна психологическая особенность младшего школьного возраста. Социально активная позиция заключается в том, что за счет речи ребенок начинает коммуницировать с окружающими его людьми, он становится частью команды, группы людей (одноклассников), превращается в социальную единицу, в часть общества. Отсюда вытекают и проявления социальной адаптации. То, насколько ребенок уверенно себя чувствует в кругу своих сверстников, зачастую проявляется в степени его речевой активности – разговорных коммуникациях с другими детьми.

Это что касается междоусобной речи как необходимого аспекта общения малыша с окружающим его миром. Но есть еще и другая сторона, касающаяся правильности ведения ребенком разговора, корректности выговариваемых им слов. Здесь слаженная работа педагогов и родителей должна быть такой образом, чтобы ребенок, выговаривая слова неправильно или произнося некорректные фразы, постоянно подвергался исправлению со стороны взрослых. Такая помощь позволит ребенку быстрее избавиться от дефектов дикции, неправильного понимания слов и неверного употребления их в повседневной речи.

Мышление

Начальное образование берет за основу развития мыслительные процессы начинающих школьников. В переходе от эмоционально-образного к развернутому абстрактно-логическому мышлению педагоги пытаются научить малыша понимать предметы и явления на уровне причинно-следственных связей. При этом в зависимости от склада ума дети уже изначально подразделяются психологами на школьников-теоретиков (так называемых мыслителей) – они решают в основном учебные задания, детей-практиков, опирающихся на наглядный материал в своих размышлениях, и малышей-художников, у которых наблюдается яркое образное мышление.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.