Инспекционно-досмотровые комплексы: описание, функции, применение, фото

Начиная с осени 2001 года, после трагедии в Америке, почти все страны мира сделали все возможное, чтобы усилить безопасность в аэропортах. Без внимания не остались морские порты и сухопутные пропускные пункты на границах. Через них каждый день проходит огромное количество автомобилей и контейнеров с грузами. Злоумышленники могут пользоваться ими для того, чтобы перевозить наркотики, оружие, контрабанду. Осмотр груза вручную - длительный и дорогостоящий процесс, который требует привлечения огромного людского ресурса. Именно по этой причине досмотр применяют только в самых крайних и сложных случаях, когда есть серьезные опасения или подозрения насчет груза. Чтобы облегчить работу таможенной службы и повысить качество осмотра, были созданы специальные инструменты. Одним из них является инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК).

Что такое ИДК?

ИДК − это специальное техническое средство для таможенного контроля, которое используют для досмотра всех видов транспортных средств и крупногабаритных грузов. Инспекционно-досмотровый комплекс всего за 5 минут без вскрытия контейнера и разгрузки автомобиля выводит на экран изображение, которое показывает, что находится в центре осматриваемого объекта, выдает полное описание и характеристики.

Досмотр большегрузного транспорта

Благодаря комплексу можно идентифицировать перевозимые грузы, обнаруживать предметы, которые запрещены к перевозке, проводить ориентировочную оценку количества перевозимого груза.

История создания

Создание инспекционно-досмотрового комплекса − это вынужденная мера, направленная на то, чтобы решить задачи, поставленные перед таможенной службой. Кстати, эти задачи были поставлены еще в конце 80-х годов ХХ века. Еще в советское время было принято постановление "О мерах по разработке и организации производства технических средств таможенного контроля, обеспечивающих его эффективность, надежность и качество". Целью было создать эффективную и организованную работу системы досмотра грузов на таможне.

В России внедрение инспекционно-досмотровых комплексов таможенных служб началось в 2002 году. Экспериментальный комплекс внедрили на таможенный переход "Брусничное", который находится на границе с Финляндией. Тогда была введена в эксплуатацию мобильная версия, разработанная немецкой компанией Smiths Heimann. Спустя еще 3 года аналогичный комплекс запустили в работу на переходе "Троеборное" на границе с Украиной, а позже стали активно устанавливать на пропускных пунктах с большой проходимостью автомобильных грузов.

Виды ИДК

Сегодня, благодаря активному развитию технологий, появилось несколько модификаций инспекционно-досмотровых комплексов, таких как:

  • стационарные;
  • легковозводимые;
  • мобильные;
  • для контроля железнодорожных вагонов;
  • для контроля авиационных контейнеров.
Комплексы для досмотра железнодорожных вагонов

Основная классификация инспекционно-досмотровых комплексов по типу излучения:

  • оснащенные источником рентгеновского излучения;
  • оснащенные источником гамма-излучения.

По энергии излучения они бывают:

  • с низким уровнем энергетики до 300 кэ;
  • средним уровнем до 2,5 Мэ;
  • высоким уровнем энергетики свыше 4 Мэ.

У каждой системы есть свое определенное назначение и пропускная способность. Чтобы понять, где и как их применяют, нужно рассмотреть характеристики каждой в отдельности.

Стационарные ИДК

Эти системы помогают детально рассмотреть содержимое морских контейнеров и транспортных средств. Как правило, подобные комплексы используются на морских таможенных пунктах. Их пропускная способность - 30 контейнеров в час. Подобные комплексы требуют надежной защиты от радиации и устанавливаются только в стационарных рентгенозащитных сооружениях.

Легковозводимые ИДК

Они значительно уступают стационарным комплексам по своей проникающей способности. Они позволяют получить информацию о соответствии груза, который указан в сопроводительных документах, и дают возможность идентифицировать до 85 % содержимого контейнеров. Эти системы используют на автомобильных пунктах, их пропускная способность до 20 автомобилей в час.

ИДК для автомобилей

Размещать оборудование подобного типа можно в быстровозводимых сооружениях или или бетонных модулях с упрощенной защитой от радиации.

Мобильные ИДК

Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс устанавливается на специальные шасси транспортного средства и требует отведения специальной санитарной зоны. Он позволяет получить информацию о наличии груза в контейнере, проводит идентификацию содержимого на предмет их соответствия сопроводительным документам.

В основном они работают с небольшими объемными плоскостями. Пропускная способность около 20 объектов в час. Используются оперативными подразделениями таможенных служб. Чтобы мобильный комплекс работал качественно и давал максимально правдивую информацию, его нужно установить на ровную площадку, по которой он будет свободно перемещаться относительно объекта досмотра.

Другие виды ИДК

Дополнительно были выпущены инспекционно-досмотровые комплексы для таможенных служб, которые позволяют осмотреть железнодорожные вагоны без вскрытия. Они помогают увидеть на экране изображение всех загруженных вагонов, дают возможность провести идентификацию товаров, узлов и агрегатов вагонов.

Мобильные инспекционно досмотровые комплексы

Были созданы системы, позволяющие провести качественный досмотр авиационных контейнеров. Они позволяют получить изображение только полностью загруженного контейнера и помогают провести идентификацию товаров.

Принцип работы ИДК

Стационарный инспекционно-досмотровый комплекс использует для проверки ионизирующие лучи, благодаря которым удается получить рентгеновское изображение и провести качественный анализ автомобиля и груза (даже самых крупных).

Лучи проникают внутрь объекта, поэтому вскрывать оболочку контейнера не нужно. Лучи возвращаются в виде теневого изображения на экран монитора. Если говорить более простым языком, то рентгеновское излучение, направляющееся от источника, проходит через просвечиваемый объект, предмет, защитное стекло и визуально воспринимается оператором как теневое изображение.

Если теневое изображение проходит через специальный флюорисцентный экран, то он преобразуется в световой рельеф и вызывает свечение. В этом случае оператор воспринимает его как светящееся теневое изображение.

Принцип работы ИДК

Подводя итоги, можно сказать, что принцип работы инспекционно-досмотрового комплекса основывается на свойстве рентгеновского луча получать теневое изображение пронизываемого им насквозь предмета и вызывать его свечение с помощью флюороидных материалов.

Устройство ИДК

Почти все типы инспекционно-досмотровых комплексов состоят из следующих основных систем:

  • излучающая;
  • обработки и регистрации полученных данных;
  • перемещения досматриваемого объекта;
  • обработки полученного изображения, управления полученными данными и обеспечения их надежного хранения;
  • обеспечения взаимодействия с другими информационными системами, комплексами программных ЕАИС таможенного контроля;
  • обеспечения удаленного просмотра полученных данных;
  • управление;
  • транспортирования;
  • безопасности от радиационного излучения;
  • электрического питания.
    Устройство инспекционно досмотрового комплекса

Все системы входят в комплекс и работают слажено, поэтому информация приходит на монитор максимально достоверная и хранится в памяти определенное количество времени.

Основные задачи ИДК

Применение инспекционно-досмотрового комплекса на таможенных пропускных пунктах позволяет решить массу серьезных задач:

  • увеличивают объемы и уровень достоверности поступающей на монитор информации во время проведения таможенного досмотра;
  • ускоряют объемы оборотов товаров через пропускные пункты на границе России;
  • значительно сокращают время на оформление грузов, проходящих таможенный контроль, и транспортных средств;
  • качественная проверка соответствия всех сведений о грузе, указанных в сопроводительных документах;
  • увеличение таможенных сборов в бюджет страны;
  • повышение эффективности выявления запрещенных грузов, таких как оружие, наркотики и контрабанда, которые перемещаются с нарушениями действующего законодательства.

Благодаря инспекционно-досмотровым комплексам в России за последние годы значительно уменьшилось время прохождения таможенной проверки (особенно крупногабаритных грузов), и снизилось количество ввозимых в страну запрещенных грузов.

Плюсы использования ИДК на таможне

После того, как таможенные пропускные пункты были оснащены более современной техникой, такой как ИДК, то прохождение таможни стало не только менее утомительным - улучшилось качество досмотра крупногабаритных грузов. Благодаря внедрению ИДК, таможенные пункты получили массу преимуществ:

  • удалось достигнуть максимальной скорости досмотра поездов;
  • пропускная способность комплексов высокая, сравнить ее можно с эквивалентом стали, толщиной 460 мм;
  • удается получать радиоскопическое изображение контролируемого объекта высокого качества;
  • в несколько раз сокращается время проверки грузов;
  • высокое качество распознаваемого материала;
  • не нужно вскрывать контейнер, чтобы досконально его проверить на наличие запрещенного груза и сверить объекты с данными в сопроводительных документах;
  • автоматически проводится сверка содержимого контейнера и перечня, указанного в документах;
  • высокая эффективность обнаружения запрещенных грузов;
  • возможность работать с системой удаленно, в автоматическом режиме;
  • использование аппаратуры в любых климатических условиях.
    Преимущества ИДК

Благодаря всем этим преимуществам перемещаемые инспекционно-досмотровые комплексы и любые другие виды систем активно используются и продолжают внедряться на все таможенно-пропускные пункты России и других стран.

Итоги работы ИДК на таможенных пунктах России

ИДК − это достаточно дорогая техника. Сегодня на российских границах работает 5 стационарных систем и более 40 мобильных. За последние полгода, благодаря использованию подобных комплексов, удалось досмотреть более двух тысяч транспортных средств и выявить более 500 правонарушителей, которые пытались провести через границу запрещенные для ввоза грузы.

Стоимость одного комплекса обходится в среднем около 100 млн рублей, но как показывают результаты проверки, они оправдывают эту стоимость, так как позволяют быстро распознать даже хорошо замаскированные грузы, например, скрытые под полом или накрытые сталью. В скором времени на всех таможенных пунктах будет увеличено количество комплексов, чтобы снизить время проверки грузов и повысить качество работы таможенных служб.

Заключение

ИДК − это прекрасная современная разработка, которая не просто облегчила работу работников таможенной службы, но и позволила улучшить качество досмотра ввозимого и вывозимого груза. Кроме того, удалось значительно сократить время проверки авиационных контейнеров и железнодорожных вагонов, так как благодаря современным комплексам удается без вскрытия контейнера провести качественную проверку всего содержимого.

Инспекционно-досмотровые комплексы позволили снизить количество ввозимой контрабанды и наркотиков в страну. Слаженная работа оператора комплекса позволяет быстро выявить нарушителя, внести полученные данные в память устройства и после передать их в вышестоящие органы. Все системы мобильно соединены с нужными службами, поэтому работа по выявлению правонарушителей идет слажено. Благодаря системам за последние годы удалось значительно пополнить бюджет России за счет административных штрафов, выписанных нарушителям.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.