Притча Сократа "Три сита": в чем суть?

Притча Сократа «Три сита», как правило, неизвестна широкой публике. Как и сведения о нем самом. Его учение знаменует собой резкий поворот в философской мысли. От рассмотрения мира и природы он перешел к рассмотрению человека. Таким образом, речь идет об открытии нового русла в античной философии. О притче Сократа «Три сита» и о его методе будет рассказано в статье.

Метод диалектических споров

Сократ и Аспазия

Прежде чем приступить к рассмотрению притчи Сократа «Три сита», уделим внимание его знаменитому методу. Этот философ из Древней Греции, живший в 5-4 вв. до н. э. в Афинах, применял метод анализа понятий (майевтику и диалектику), а также отождествлял положительные качества, присущие человеку и его знания. Тем самым он переключил внимание представителей философской мысли на большое значение личности человека.

Ирония Сократа заключается в скрытой насмешке над самоуверенностью людей, мнящих себя «многознающими». Он, обращаясь с вопросом к собеседнику, прикидывался простаком и задавал вопрос, касающийся той темы, в которой тот являлся сведущим.

Вопросы философа были продуманы заранее, они постепенно заводили в тупик собеседника. В итоге он запутывался в своих суждениях. Этим Сократ лишал своего визави самонадеянности, обнаруживал в его суждениях противоречия и несоответствия. Когда эта часть диалога была пройдена, начинался совместный поиск истинного знания.

Далее перейдем непосредственно к изложению притчи Сократа «Три сита».

Содержание

Великий мыслитель

Беседуя с Сократом, один человек задал ему вопрос:

– А знаешь ли ты, что поведал мне о тебе один из твоих друзей?

– Погоди, – остановил его мыслитель, – сначала нужно просеять через три сита то, что ты хочешь мне сказать.

– Что это такое?

– Запомни, что всегда, прежде чем что-нибудь сказать, необходимо это просеять три раза, через три сита. Начнем с первого из них. Им является сито правды. Скажи, пожалуйста, уверен ли ты, что то, что ты хочешь донести до меня, является чистой правдой?

– Нет, не уверен, мне просто сказали об этом.

– Значит, ты не отвечаешь за то, что твои сведения являются правдой. Тогда перейдем к следующему этапу. Это сито доброты. Подумай и ответь, есть ли у тебя желание сказать что-нибудь хорошее в связи с моим другом?

– Конечно нет, совсем наоборот, я хочу сообщить неприятное известие.

– Следовательно, – продолжил Сократ, – ты хочешь говорить о человеке плохое, будучи не уверенным в том, что это является правдой. Тогда обратимся к третьей ступени – ситу пользы. Как ты считаешь, есть ли необходимость в том, чтобы я услышал то, что ты хочешь поведать мне?

– Я считаю, что особой необходимости в этом нет.

– В итоге получается, – пришел к заключению великий мыслитель, – что в том, что ты задумал мне передать, отсутствуют и правда, и доброта, и польза. Так зачем же об этом говорить?

Мораль

Сократ принимает яд

Посредством данной притчи, приписываемой Сократу, высказывается следующая мысль. Если человеку стала известна некая негативная информация, которая не является существенной, но может каким-то образом принести вред собеседнику, не стоит спешить с ее передачей. Нужно хорошо обдумать, стоит ли совершать этот шаг.

При ближайшем рассмотрении притчи можно найти аналогию с одной из библейских заповедей, которая говорит: «Не судите, и несудимы будете». Комментируя ее, святые отцы советуют меньше рассуждать о людях и их делах, которые не имеют к человеку непосредственного отношения. Ведь, рассуждая, легко впасть в осуждение, зачастую неоправданное.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.