Источники земельного права

Источниками права в целом и земельного в частности называют особую форму, посредством которой осуществляется выражение правил поведения, определенных законом. Эта форма делает данные правила обязательными к исполнению.

Чтобы источники земельного права были признаны таковыми, они должны представлять собой строго определенную форму закона, указа, инструкции, предписания, постановления и прочих актов.

Следует отметить, что возникающие в рамках рассматриваемой отрасли отношения регулируются не только ее нормами, но и положениями, относящимися к другим отраслям. В связи с этим источники земельного права представлены нормами, содержащимися в смежных дисциплинах. Например, часто применяются гражданские, аграрные, административные и прочие нормы.

Система земельного права включает в себя достаточно большое количество законов. Эти акты, наделенные высшей юридической силой, создают легальную основу для правового регулирования отношений, возникающих в рассматриваемой сфере. Земельное Законодательство РФ представлено нормами, содержащимися в кодифицированных актах. Регулирующей функцией обладают также Лесной, Водный кодексы.

Источники земельного права включают в себя международные нормативные акты. Эти акты в той или другой степени регулируют правоотношения, возникшие внутри государства. В соответствии с положениями Основного Закона страны они считаются составной частью ее юридической структуры и наделены приоритетным значением. В случае если в международном договоре установлены правила, отличные от внутренних норм, применяются первые из них.

Источники земельного права – это и положения Конституции. Основным законом регулируются отношения, возникающие в разных сферах. Статьи Конституции определяют основы строя, свободы, а также возможности людей и граждан. Вместе с этим в Основном Законе закрепляются принципы, формирующие цели, формы, методы регулирования отношений, в том числе и в земельной сфере.

Природные ресурсы, согласно статье 9, являются одной из основ жизнедеятельности населения, проживающего на определенной территории. В соответствии с этим положением осуществляется природопользование и природоохранная деятельность. Те или иные природные объекты могут находиться в государственной, частной, муниципальной и прочей форме собственности. Положения Конституции разрешают свободное пользование земельными ресурсами, если это не наносит вреда окружающей среде, не противоречит правам и законным интересам других лиц. При этом в Основном Законе установлено, что порядок и условия использования земли осуществляются в соответствии с федеральным законом.

Большое значение при регулировании отношений в рассматриваемой отрасли имеют конституционные предписания, касающиеся формирования компетенции России и ее субъектов. Так, в тексте статьи 72 установлено, что совместное ведение государства и его субъектов распространяется на охрану, пользование и обеспечение безопасности окружающей среды, ряда определенных территорий, памятников культуры и истории.

При регулировании земельных отношений особое значение имеет Закон, наделяющий граждан правом продажи и получения в частную собственность земельных наделов для ведения подсобного или дачного хозяйства.

В структуре нормативных актов рассматриваемой отрасли большое значение имеют Указы Президента. Их роль значительна в связи с существующими пробелами в нормативной структуре, регулирующей деятельность по пользованию и охране природных ресурсов. Многие Указы стали основой для проведения необходимых преобразований в аграрной сфере, реформирования существовавшей длительный период колхозно-совхозной системы хозяйствования.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.