Административно-правовые нормы

Административно-правовые нормы являют собой властное государственное предписание (веление). Они являются общеобязательными и обладают структурной организацией. Реализация административно-правовых норм предусматривает регулирование общественных взаимодействий управленческого характера. Эти отношения формируются в различных сферах общественной жизнедеятельности.

Административно-правовые нормы обладают рядом особенностей. Так, все рассматриваемые предписания считаются разновидностью юридических положений. В качестве объекта регулирования при применении административно-правовых норм выступают специфические управленческие отношения. Рассматриваемые положения представляют собой средство выражения (реализации) общественных интересов в области госуправления.

Административно-правовые нормы устанавливаются уполномоченными государственными органами, представительствами местного самоуправления, администрацией организаций, учреждений, предприятий.

Рассматриваемые положения включены в структуру правовых актов, наделенных разной юридической силой. К таким актам относят, например, законы, подзаконные акты.

Все административно-правовые нормы наделены представительно-обязывающим характером, обеспечиваются особыми мерами по государственному принуждению. Цель создания этих положений – сохранять необходимый управленческий порядок. Отдельные виды административно-правовых норм применяются для регулирования общественных взаимодействий, которые составляют предмет прочих правовых отраслей (экологической, земельной, финансовой, трудовой и др.).

Структура рассматриваемых положений представляет собой внутреннее строение, комплекс элементов, связанных логически. К компонентам административно- правовой нормы относят:

  1. Гипотезу. Эта часть указывает на те условия, при формировании которых начинает действовать положение (норма).
  2. Диспозицию. Данный компонент содержит определенные правила установленного (должного) поведения участников управления.
  3. Санкцию. Этот элемент указывает на последствия, наступающие при нарушении диспозиции.

Среди основных видов административно-правовых норм следует выделить:

  1. В соответствии с предметом регулирования: материальные и процессуальные. В первом случае положения закрепляют юридический статус отношений управленческого характера и непосредственно регулируют их. Процессуальные нормы определяют порядок и условия воплощения материальных положений.
  2. В соответствии с функциями: регулятивные, охранительные. Регулятивные нормы регулируют позитивные (объективные) управленческие взаимодействия. Охранительные положения связаны с обеспечением защиты отношений.
  3. В соответствии с методом правового регулирования: императивные, рекомендательные, диспозитивные, поощрительные. Императивные нормы включают в себя категорические предписания, требования, связанные с вариантом поведения в рамках сферы управления. Диспозитивные положения предусматривают возможность выбора варианта поведения, согласно представленной юридической альтернативе. Рекомендательные нормы предусматривают предложение наиболее целесообразного (эффективного) способа решения той или иной задачи. Поощрительные положения содержат меры поощрения, которые применяются в отношении участников взаимодействий в случае наличия в действиях какой-либо заслуги.
  4. В соответствии с содержанием предписания: запрещающие, обязывающие, наделяющие правом. Первые содержат юридические запреты на осуществление определенной деятельности в области госуправления. Обязывающие положения закрепляют обязанности сторон взаимоотношений, предписывают конкретные варианты поведения. К последней группе относят нормы, закрепляющие субъективные права сторон взаимодействий. Таким образом выражается возможность лица осуществлять деятельность по своему усмотрению в рамках закрепленных требований.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.