Поэт Лев Озеров: биография и творчество

Не все знают, что автором знаменитого афоризма "талантам надо помогать, бездарности пробьются сами" был Лев Адольфович Озеров, русский советский поэт, доктор филологических наук, профессор кафедры художественного перевода в Литературном институте имени А.М. Горького в Москве. Озеров - широко одаренная личность. Он автор замечательных стихов, переводов, литературоведческих работ. Наконец, он талантливый художник-шаржист, чьи блестящие мимолетные портреты известных литераторов, коллег Озерова по цеху, до сих пор пленяют своим задором, лаконичностью линий и при этом точно передают облик натурщика.

В статье мы расскажем о Льве Озерове и его творчестве.

Биография

Родился Лев Адольфович Гольдберг (это его настоящая фамилия) в 1914 году в семье киевского аптекаря. Учился в школе-семилетке, после ее окончания пробовал себя во множестве профессий - учеником чертежника, оформителем, корреспондентом и даже скрипачом в оркестре. О том, как тяжело жилось в те времена, сам поэт позже вспоминал:

Рожденный в 1914 году, я пережил все войны века и три голода. Особенно голод на Украине 1930-1933 годов, который украинцы называют более сильным словом «голодомор». Висели мы на волоске, как выжили — непостижимо. Я тогда уже прошел скрипичную школу, дирижерскую, были свои сочинения, рисовал, начинал уже писать, получал одобрения, но пришлось из-за голода все бросить и пойти в чернорабочие на киевский «Арсенал». Переносил из инструментального цеха на склад материалы — была сила — и толкал вагонетку. Дома были счастливы, что приносил горстку каши и рыбий хвост...

В возрасте 20 лет будущий поэт Лев Озеров переехал в Москву и стал студентом Московского института философии, литературы и истории. Окончил его в 1939 году, среди выпускников вместе с ним были Александр Твардовский, Давид Самойлов, Константин Симонов, Сергей Наровчатов и др.

Лев Озеров биография

Затем Лев Озеров продолжил обучение в аспирантуре и спустя два года успешно защитил кандидатискую диссертацию. Это произошло в 1941 году. Вскоре молодой кандидат наук был призван на фронт и стал военным корреспондентом. Писал для радио и печати, в том числе репортажи для дивизионной газеты 59-й Гвардейской стрелковой дивизии "Победа за нами".

Важным в биографии Льва Озерова стал 1943 год. Тогда он стал преподавателем в литературном институте, а позже - профессором кафедры художественного перевода, доктором филологических наук. Проявляя себя как замечательный педагог, он обучал студентов литературному мастерству до самой смерти в 1996 году.

Начало пути

Писать стихи Лев Гольдберг начал рано. Позже в своих воспоминаниях он напишет об этом:

Первые стихи в детстве сочинил, не зная, что это такое — писать стихи. Весенний киевский полдень, дождь, вбегаю с улицы в дом и сразу — к столу. Восторг перед весенним дождем диктовал мне строки. Гроза и поэзия породнились.

Впервые его творения были опубликованы, когда поэту уже исполнилось восемнадцать.

К слову сказать, родился и рос Лев на старинной и знаменитой Тарасовке (Тарасовской улице в Киеве) - той самой "улице поэтов", застраивать которую начали еще до середины XIX века. История этой улицы связана с такими именами, как Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Семен Гудзенко, Леся Украинка.

Обложка книги

В юности начинающий поэт зачитывался стихами Эдуарда Багрицкого, Николая Тихонова, Михаила Светлова, с особенным вниманием, по воспоминаниям современников, он относился к поэтическим произведениям Бориса Пастернака. По крайней мере, некоторые доклады в литературной студии под руководством Николая Ушакова, которую Лев Гольдберг тогда посещал, были посвящены творчеству именно этого поэта. Кроме того, сказалось и личное знакомство с ним. Позже литературоведы напишут, что для Озерова Пастернак был выразителем «высокого трагизма», который стал идеологической доминантой поэтического творчества и самого Озерова.

Общался Лев Адольфович и с такими мастерами русской поэзии, как Анна Ахматова, Михаил Зенкевич, Павел Антокольский и Николай Заболоцкий.

Творческая карьера

В 1945-1949 гг. работал в столичном литературном журнале "Октябрь", был членом редколлегии.

Первый поэтический сборник Льва Гольдберга появился в 1940 году, спустя восемь лет после первой публикации стихотворений. Он носил название "Приднепровье". Как и следующие издания стихотворений поэта, книжки были благосклонно встречены критиками, среди которых, в частности, были Илья Сельвинский и Михаил Светлов. Всего при жизни поэта вышло около 20 сборников поэтических произведений.

При жизни Озеров активно публиковался в газетах и журналах - его стихотворения, поэтические произведения, эссеистика выходили в таких изданиях, как "Литературная газета", "Огонек", "Арион" и др.

У Льва Озерова было множество псевдонимов. В начале творческого пути он подписывался и своим настоящим именем, и Корневым, и Бергом... Сам он позже признавался, что долго искал свой псевдоним. Пока не нашел, перебрал штук тридцать самых разных.

Аксельрод М.М., Портрет Озерова

Лев Озеров был мастером и в области художественного перевода. Он переводил с украинского, литовского, абхазского, осетинского, грузинского, армянского языков, а также идиша. Эта деятельность не была чем-то отдельным, каким-то особым занятием для поэта. Сам он говорил, что рассматривает свои переводы как естественное продолжение оригинального творчества.

В 1999 году, спустя три года после смерти, вышла одна из самых знаменитых работ Льва Озерова. Это выполненные техникой свободного стиха и собранные в одной книге "Портреты без рам" - поэтические мемуары, воспоминания о современниках поэта, с которыми Озерову довелось встречаться и разговаривать. Написаны они с неизменным уважением и сочувствием к трудным судьбам современников. Вот, например, концовка верлибра, посвященного прозаику Исааку Бабелю:

Смешинки, лукавинки, искорки глаз,

Крупная голова его привлекает внимание,

Она еще ни бед, ни горестей

Не предвидит,

А они через несколько лет

Тяжко падут на эту голову.

С опозданием ее оплачут.

У людей есть привычка такая,

Но это уже тема другая.

Скончался Лев Озеров на 82-м году жизни. Могила поэта находится на Востряковском кладбище в Москве.

Могила Льва Озерова

Должности и звания

Вскоре после выхода первой книжки Лев Озеров был принят в Союз писателей СССР и оставался в нем до конца жизни. Был награжден орденом "Знак почета".

В 1980 году за работу над переводами с литовского языка Озерова отметили званием "Заслуженный деятель Литовской ССР".

Репутация

Озерова в свое время называли культуртрегером или культурным миссионером. Как исследователь он посвящал свои работы многим поэтам, в том числе тем, о которых в той обстановке принято было скорее молчать, чем говорить. Его перу принадлежат статьи о талантливых поэтах-современниках, чей жизненный путь был омрачен сталинскими репрессиями, о тех, что погибли в годы войны или рано ушли из жизни.

Лев Озеров был отличным наставником - терпеливым, внимательным и дотошным. Много знающим. Всю свою жизнь он посвятил обучению молодых писателей в Литературном институте. В течение десятилетия вел Творческое объединение молодых поэтов при Москвоском автозаводе им. Лихачева.

Литературоведение

Первые научные работы о литературе были написаны Львом Озеровым еще в годы учебы в институте.

Две книги

Статья "Стихотворения Анны Ахматовой", опубликованная в "Литературной газете" 23 июля 1953 года после долгих лет замалчивания, стала настоящим явлением в изучении творчества знаменитой поэтессы. Как известно, сама Ахматова называла статью Озерова "прорывом блокады".

Было множество других исследований - об ахматовской поэзии, о творчестве "шестого акмеиста" Зенкевича. Да и среди стихотворного наследия Льва Адольфовича немало стихотворений, посвященных Ахматовой, Пастернаку, Асееву.

Блестящей научной работой можно считать озеровские комментарии к сборнику Бориса Пастернака (1965). Этот однотомник был подготовлен к печати самим Озеровым и увидел свет в серии "Библиотека поэта". Лев Адольфович на всю жизнь остался верен своему юношескому увлечению творчеством Бориса Пастернака. На видео представлена одна из лекций, прочитанная им на вечере памяти поэта в 1994 году.

Позже были написаны и целые книги - монографические исследования о творчестве Афанасия Фета, Федора Тютчева, Евгения Баратынского, Константина Батюшкова.

К несомненным достижениям Льва Адольфовича можно отнести и "первооткрывательство" для широких масс читателей поэзии Зенкевича, а также Сергея Боброва и Марии Петровых.

Под редакцией Озерова и составленные им же выходили поэтические сборники Петра Семынина, Георгия Оболдуева, Александра Кочеткова. Сборник стихов последнего, озаглавленный "С любимыми не расставайтесь!", выпущенный в 1985 году, стал особенно популярен.

Характер

По воспоминаниям современников Льва Озерова, у него была удивительная и довольно редкая для творческого человека черта - он умел восхищаться своими собратьями по перу. В литературном цеху часто принято смотреть на окружающих свысока (или по крайней мере, не замечать), считая себя и только себя настоящим гением.

Лев Адольфович в этом смысле был скромным человеком. Настоящим интеллигентом. Преклоняясь перед мастерством других писателей, он уважал и ценил их. Нередко он защищал от нападок и, как мог, способствовал продвижению их творчества.

А один из учеников, вспоминая о годах общения с Озеровым во время учебы в литературном институте, писал о нем так:

Некоторым образом он был наивен. Он верил в демократию, в то, что людьми у власти движет что-то светлое, и, когда я ему приводил примеры противоположного свойства, он восклицал: "Как они могут! Но это невозможно! Это бесчестно! Этого не может быть!" И это было так искренне, что я никак не мог заподозрить его в каком-нибудь ханжестве.

Стиль

Собственная поэтическая манера Льва Адольфовича Озерова отличалась лаконичностью и точностью выражений. Не случайно отдельные фразы из его творений становились афоризмами и, что называется, "уходили в народ". Это одна из самых примечательных черт, присущих его поэзии.

Озеров читает стихи

Кстати сказать, не только поэтические произведения - и дневники, которые он вел почти всю жизнь, носят лаконичный, чуть ли не безэмоциональный характер. Только события. О становлении своего стиля поэт писал:

Сперва я устанавливал внешние соответствия в мире, любовался ими и тщился передать их в соответствующих звуках. Потом все ушло вглубь. Суть привлекала своей беспредельностью.

Что касается общего кредо своей поэтической работы, то Лев Озеров выразил его так:

Живу стихом, через стих познаю мир и себя. Как санитарные и пожарные машины, стихи идут на красный свет. Идут впереди статей, переводов, работы педагога. Они пишутся только по зову сердца, которое, кстати сказать, и руководит поступками поэта. Мне хотелось быть не столько ярким, сколько полезным. Быть полезным Отечеству. Внести свою лепту в изменение такого еще несовершенного мира. Без этой — пусть наивной — веры в то, что слово может сдвигать горы, писать нельзя. Без веры тяжело и жить, и работать...

Поэзия

Стихотворения Льва Адольфовича Озерова скорее следовало бы назвать поэтическими миниатюрами - настолько слова в них к месту, связаны друг с другом и ни одного не выкинешь без потери общего смысла. Так, например, совершенно естественны повторы в одном из самых известных лирических миниатюр Льва Озерова ("Думаю о тебе", 1964):

О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.

О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.

О других я хочу думать. Думаю о тебе.

Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.

В другом своем произведении он виртуозно описывает морозный день. В стихотворении Льва Озерова "Мартовские тени на снегу" (1956) передана картинка просыпающейся после зимнего сна природы и то, о чем может рассказать поэту всего-навсего след лыж на рыхлом весеннем снегу:

Мартовские тени на снегу...

Просто наглядеться не могу.

В рыхлые снега, в сиянье дня

Голубая врезана лыжня.

Я догадкой проскользну по ней

К мартовскому солнцу южных дней.

К мартовской теплыни давних лет,

Лет, которых затерялся след.

Вот и оторваться не могу

От теней, дрожащих на снегу.

О силе воздействия музыки на наши души писали многие поэты. Вот как блестяще сделал это в стихотворении "Не умею рассказывать музыку" Лев Озеров:

Не умею рассказывать музыку,

И не смею рассказывать музыку,

И немею, слушая музыку.

Немота моя – не помеха мне,

А для горести и для смеха мне.

Полнота бытия открывается

В час, когда слушаю музыку.

Афоризмы

Тяга к емким, точным по сути высказываниям породила это увлечение поэта Озерова. Вот лишь самая малая толика из известных его афоризмов:

Всю жизнь я собираюсь жить...

Поэзия — горячий цех.

Из рук твоих мне мягок черствый хлеб.

О Ленинграде (ныне Санкт-Петербург):

Великий город с областной судьбой.

А вот еще одно высказывание, ставшее историей. Теперь уже вряд ли кто помнит, что в 1952 году старый памятник Николаю Гоголю (1909) был, согласно пожеланию вождя всех народов, заменен на новый. Прежний монумент показывал задумчивого, грустного, даже скорбного писателя (что очень не нравилось Сталину), новый же, созданный по проекту Томского, скульптора, лауреата нескольких Сталинских премий, в 1952 году явил миру Гоголя улыбающегося. Прежний памятник временно поставили в один из дворов неподалеку, позже он был установлен в парке у музея "Дом Гоголя" на Никитском бульваре. Этому факту и был посвящена фраза-стихотворение Озерова, короткая, как вздох сожаления, которая в то время у многих была на слуху:

Веселый Гоголь на бульваре,

Печальный Гоголь во дворе.

Следующий афоризм о славе и бессмертии - стихи на эту тему мы встретим у любого поэта:

Есть строка на пока,

Есть строка на века...

И наконец, знаменитое высказывание, столь часто цитируемое, что никто уже не помнит имени его автора:

Талантам надо помогать,

Бездарности пробьются сами!

Жаль, что столь замечательный и яркий поэт, эта многогранно одаренная личность, а также сами стихи Льва Озерова оказались почти совершенно забыты в наше время.

Очки и книги

Мы рассказали о русском советском поэте Льве Адольфовиче Озерове.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.