Дискреционная фискальная политика

Изменяя налоги и расходы, государство проводит фискальную политику. Она направлена на то, чтобы регулировать уровень активности в экономике и управлять совокупным спросом. Если эти же меры связаны с законодательными, государством ведется дискреционная фискальная политика. О ее проведении правительство, как правило, сообщает официально. Дискреционная фискальная политика сопровождается изменениями в налоговых ставках, трансфертных выплатах, размерах государственных закупок. Достаточной причиной для подобного хода могут послужить колебания в инвестициях. В составе совокупных расходов – это самая неустойчивая их часть, которая дестабилизирует ситуацию в целом. Изменения в инвестициях влекут за собой изменения и в занятости, в объеме производства. Уменьшая или увеличивая налоги и расходы, правительство пытается противодействовать данному эффекту. Такое средство в свое время использовало правительство Т. Рузвельта в Америке.

Известно, что уменьшение налогов оказывает не такое сильное влияние как увеличение расходов. Так происходит, потому что доходы потребителей растут, но полностью не используются. Часть их сохраняется, так как максимальная склонность тратить не достигает единицы. Это явление известно как мультипликатор сбалансированного бюджета. Несложные расчеты позволяют увидеть, что он равен 1. А это значит, что увеличение производства и доходов соответствует росту расходов государства. Эту закономерность может использовать правительство. Когда оно пожелает остановить инфляцию, достаточно уменьшить расходы государства и повысить налоги или поступить наоборот, если нужно расширить экономику. Кажется, что сделать это очень просто. Но на практике дискреционная фискальная политика имеет некоторые сложности в использовании. Это проблемы объема и времени. Первая включает в себя величину регулирования со стороны государства и то, какой силы будет возможный эффект. Вторая проблема заключается в том, что невозможно предсказать, сколько будут длиться временные лаги.

Мировая практика показывает, что дискреционная фискальная политика часто проводится на основании не очень точных данных статистики, в результате чего вместо стабилизирующего эффекта наступает дестабилизирующий.

Чтобы каким-то образом улучшить сложившуюся в стране экономическую ситуацию, используют следующие инструменты фискальной политики:

  1. Изменение тех программ, которые связаны с расходами. В период депрессии, охватившей страну, правительство в первую очередь начинает с реализации тех проектов общественных инвестиций, которые направлены на преодоление безработицы. Часто они являются неэффективными, так как составляются в спешке, непродуманно, лишь бы быстрее обеспечить занятость населения.
  2. Изменение программ растрат перераспределительного типа. Рост трансфертов повышает совокупный спрос. Это имеет место, потому что увеличение социальных выплат повышает и увеличение дохода домашних хозяйств. Если и другие условия такие же, то растут и расходы потребителей. Также увеличений субсидий фирмам позволяет расширить производство. Снижение трансфертных выплат, наоборот, ведет к падению совокупного спроса.
  3. Периодические колебания уровня налогов. Этот инструмент действует в другом направлении. Повышение налогов ведет к снижению расходов на инвестиции и расходов потребительских. Следовательно, падает и совокупный спрос. И, соответственно, уменьшение налогов приводит к его росту и к росту реального ВНП.

В особых ситуациях, например в условиях, когда страна переживает экономический кризис, государством внедряется стимулирующая фискальная политика. В этом случае правительство должно поддержать предложение и совокупный спрос (или хотя бы один из этих параметров). С этой целью государство увеличивает объем закупаемых им услуг и товаров, налоги снижает, а трансферты повышает, насколько это возможно. Даже наименьшее из этих изменений приведет к тому, что совокупный выпуск возрастет, а значит, автоматически возрастет и совокупный спрос. К такому результату приводит применение стимулирующей фискальной политики в большинстве случаев.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.