Эффект Холла: определение, процессы, практическое применение

Эффект Холла - это удивительное явление, которое помогает нам каждый день - в гаджетах, транспорте, медицине. Давайте разберемся, что же это такое, откуда берется, и как человечеству удается приручить непокорный магнетизм в своих целях.

Суть эффекта Холла

Эффект Холла - это возникновение электрического поля в проводнике или полупроводнике, по которому течет электрический ток плотностью j, при наложении на него магнитного поля B перпендикулярно направлению тока. Это явление было открыто американским физиком Эдвином Холлом в 1879 году во время работы над докторской диссертацией в Университете Джонса Хопкинса.

эффект холла

Причина эффекта Холла заключается в том, что при наложении магнитного поля заряженные частицы (электроны или дырки), движущиеся в проводнике, испытывают действие силы Лоренца. Из-за этого частицы с одним знаком заряда накапливаются на одной грани образца, а с другим знаком - на противоположной грани. Так возникает поперечная разность потенциалов:

UH = RH * I * B * d

где:

• UH - холловская разность потенциалов, В
  • RH - постоянная Холла, м3/Кл
  • I - сила тока, А
  • B - магнитная индукция, Тл
  • d - толщина образца, м

Например, для металлической пластинки с RH=10-8 м3/Кл, I=5А, B=0.5Тл и d=2мм холловское напряжение составит UH=10 мкВ.

Для своего времени это было поистине феноменальное открытие, ведь за 18 лет до этого даже не был открыт электрон! Холл сумел с высочайшей точностью измерить микроскопический эффект в своей экспериментальной установке. Его достижение произвело переворот в понимании природы электрических токов в металлах и положило начало новой области физики.

Причины возникновения

Для того чтобы разобраться в причинах возникновения эффекта Холла, нужно понимать природу тока в металлах и полупроводниках. Электрический ток представляет собой направленное движение заряженных частиц - электронов в металле или электронов и дырок в полупроводнике. Скорость их движения называется дрейфовой скоростью.

При наложении магнитного поля B перпендикулярно направлению тока, носители заряда (электроны или дырки) испытывают действие силы Лоренца, которая изменяет их траекторию. В результате одноименные заряды накапливаются по разные стороны образца, создавая на границах разность потенциалов и внутреннее электрическое поле E уравновешивающее силу Лоренца.

эффект холла

Именно это дополнительное электрическое поле, называемое полем Холла, и представляет собой проявление одноименного эффекта. Путем измерения холловской разности потенциалов UH можно определить силу магнитного поля, плотность электрического тока и даже тип носителей заряда в образце.

Для детектирования эффекта Холла используют специальную геометрию электродов по схеме Холла (крест, мостик). Магнитное поле при этом создается постоянным магнитом или электромагнитной катушкой.

В полупроводниках p-типа носителями заряда являются не электроны, а дырки - квазичастицы, представляющие собой вакансии в электронной структуре кристалла. Несмотря на кажущуюся "положительность", дырки по сути также являются движением электронов, поэтому их поведение в магнитном поле полностью эквивалентно.

При измерении эффекта Холла важно следить за однородностью образца, отсутствием примесей и правильным контактированием, чтобы избежать ошибок.

В стандартной схеме Холла разность потенциалов возникает только вдали от токовых контактов, где она не закорочена ими на "нуль". Поэтому нужно выдерживать определенное соотношение длины и ширины образца.

Виды эффекта Холла

Помимо классического, или обычного эффекта Холла, существует несколько его разновидностей, обусловленных особенностями материала или внешних условий.

Одной из наиболее интересных модификаций является квантовый эффект Холла, возникающий в двумерном электронном газе при очень низких температурах и сильных магнитных полях. При этом наблюдается квантование холловского сопротивления с образованием устойчивых плато.

В ферромагнитных материалах помимо обычного эффекта Холла появляется дополнительный аномальный эффект Холла, напрямую зависящий от намагниченности. Его величина может в сотни раз превосходить классический вклад!

Применение эффекта Холла

Благодаря высокой чувствительности к магнитному полю, эффект Холла широко используется в датчиках - магнитометрах, расходомерах, датчиках угла поворота и перемещения.

Принцип действия таких датчиков основан на измерении холловского напряжения, величина которого изменяется при вариациях магнитного поля. Для усиления слабых сигналов применяются специальные микросхемы.

Перспективы применения

Современные исследования направлены на повышение чувствительности холловских датчиков для применения в наноэлектронике, создание элементов магнитной памяти на основе эффекта Холла, а также использование в квантовых компьютерах.

Перспективно применение холловских двигателей в космических аппаратах нового поколения. Их преимущества - высокий КПД, надежность и длительный ресурс работы.

Вопросы для изучения

Несмотря на давнюю историю открытия, эффект Холла до конца не изучен. Остается много вопросов о природе аномального и спинового эффектов Холла, путях повышения чувствительности датчиков, возможности практического использования в новых областях науки и техники.

Также предстоит выяснить, можно ли найти эффекту Холла применение в бытовой технике или медицине будущего.

Современное состояние исследований

Несмотря на 140-летнюю историю, эффект Холла до сих пор привлекает пристальное внимание ученых. Проводятся работы по увеличению чувствительности датчиков, созданию новых материалов и структур для его реализации.

Особый интерес представляет изучение аномального и спинового эффектов Холла, а также поиск новых областей применения, в том числе в наноэлектронике и квантовых технологиях.

Забавные факты об эффекте Холла

• Открытие сделано в Балтиморе, штат Мэриленд, США.
  • В честь Эдвина Холла назван кратер на Луне.
  • Первое промышленное применение нашлось только через 60 лет.
  • Рекорд чувствительности - 10-10 Тл.

Эффект Холла в культуре

Несмотря на кажущуюся сложность, эффект Холла нашел отражение в литературе и кино. Так в фантастическом романе "Марсианин" и одноименном фильме главный герой использует этот эффект для навигации марсохода.

Перспективы дальнейших исследований

Многие тайны эффекта Холла еще предстоит раскрыть. Возможно, в недалеком будущем появятся новые области его применения в навигации, медицине, робототехнике и даже в быту.