Закон о недрах: последняя редакция, комментарии

Закон о недрах является одним из важнейших законодательных актов, регулирующих отношения в сфере недропользования в Российской Федерации. Последняя редакция Закона о недрах была принята в 2020 году и внесла ряд существенных изменений в регулирование недропользования.

Основные положения Закона о недрах

Закон о недрах закрепляет, что недра в Российской Федерации находятся в государственной собственности. Участки недр предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Порядок пользования участками недр устанавливается законодательством Российской Федерации. Пользование участками недр может осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями после приобретения права пользования участками недр в соответствии с указанным законодательством.

Открытый карьер огромных размеров с горной техникой, добывающей медную руду

Изменения в Закон о недрах в 2020 году

В 2020 году в закон о недрах был внесен ряд существенных изменений, направленных на совершенствование регулирования отношений недропользования.

Закон РФ "О недрах" в последней редакции дополнен нормой, согласно которой добыча подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Также уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования. В частности, полномочия по выдаче разрешений на захоронение радиоактивных отходов, токсичных и иных опасных отходов в глубоких недрах переданы от Росприроднадзора к Минприроды России.

Права пользователей недр

"Закон о недрах и недропользовании" закрепляет права пользователей недр. К таким правам относятся:

  • использование предоставленного участка недр в соответствии с условиями лицензии;
  • самостоятельное установление системы недропользования в границах своего участка;
  • использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств;
  • возводить здания, сооружения и другие объекты, связанные с пользованием недрами;
  • получать в собственность добытое из недр минеральное сырье.

Пользователи недр также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Кусок золотой руды освещен лампой, видны блестящие прожилки золота

"Комментарии закона о недрах"

Принятие последней редакции Закона о недрах вызвало неоднозначную реакцию экспертного сообщества. Ряд экспертов положительно оценили уточнение полномочий госорганов и введение новых норм, регулирующих пользование подземными водами. Однако некоторые специалисты считают, что отдельные нормы требуют доработки.

По мнению экспертов РАН, в Закон о недрах необходимо внести более детальные требования в части проведения геологоразведочных работ пользователями недр. Это позволит получать более полные и достоверные данные о запасах полезных ископаемых.

Также высказывались опасения, что новые нормы могут привести к сокращению объемов геологоразведки в России и снижению открытия новых месторождений полезных ископаемых. В целом можно констатировать, что принятые изменения требуют дальнейшего анализа их практического применения.

Региональное регулирование отношений недропользования

Наряду с федеральным законодательством, регулирование отношений недропользования осуществляется также на уровне субъектов Российской Федерации.

Региональные законы о недрах устанавливают полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования, порядок предоставления права пользования участками недр местного значения, особенности использования полезных ископаемых и иные вопросы.

Нормы региональных законов о недрах не могут противоречить федеральному законодательству. В случае коллизии действуют нормы федерального Закона о недрах и иных федеральных законов.

Таким образом, правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации основывается на сочетании федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.

Можно отметить, что последняя редакция федерального "закон о недрах" несколько расширила полномочия регионов в части установления дополнительных требований при пользовании недрами на соответствующих территориях.

Направления совершенствования законодательства о недрах

Несмотря на внесение ряда изменений в 2020 году, законодательство о недрах в Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования. Среди основных направлений можно выделить:

  • Уточнение процедур предоставления права пользования недрами и проведения аукционов.
  • Введение стимулов для привлечения частных инвестиций в геологоразведку.
  • Ужесточение экологических требований при разработке месторождений.
  • Повышение ответственности недропользователей за нарушение условий лицензионных соглашений.

Также актуальной задачей остается гармонизация российского законодательства о недропользовании с нормами международного права и лучшими мировыми практиками регулирования данной сферы.

Решение указанных задач позволит повысить эффективность недропользования в России и обеспечить более полное извлечение полезных ископаемых из недр в интересах устойчивого развития страны.

Спорные вопросы в трактовке законодательства о недрах

Несмотря на наличие федерального закона и подзаконных актов, регулирующих сферу недропользования, на практике возникает множество спорных вопросов в трактовке и применении данного законодательства.

Одним из таких вопросов является определение порядка использования участков недр, содержащих месторождения нефти и газа. В частности, зачастую возникают разногласия относительно применимости к таким участкам лицензионных соглашений на разведку и добычу или соглашений о разделе продукции.

Другой спорный момент - условия проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Здесь на практике нередко возникают коллизии между нормативными актами федерального и регионального уровня.

Еще одна проблема связана с отсутствием в законодательстве четких критериев отнесения месторождений полезных ископаемых к федеральному или региональному значению.

Зарубежный опыт регулирования недропользования

Анализируя российское законодательство о недрах, полезно обратиться и к зарубежному опыту правового регулирования недропользования.

В большинстве развитых стран недра также находятся в государственной собственности. Вместе с тем, существуют некоторые особенности.

Например, в США федеральное правительство владеет недрами только на землях федерального значения. На остальных территориях недра принадлежат штатам или частным лицам.

В Канаде недра являются собственностью провинций, а не федерального правительства. Провинции могут предоставлять лицензии частным компаниям на разработку месторождений.

В целом в западных странах больше возможностей для участия частного бизнеса в освоении недр. Эффективным механизмом стимулирования геологоразведки являются налоговые льготы для недропользователей.

Экологические аспекты регулирования недропользования

В условиях возрастающей экологической нагрузки особое значение приобретает введение более жестких экологических требований к процессам геологоразведки и добычи полезных ископаемых.

Необходимо на законодательном уровне установить для недропользователей обязанность применять наилучшие доступные технологии, минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду.

Также целесообразно расширить полномочия органов государственного экологического надзора за процессами недропользования и ужесточить санкции за экологические нарушения в этой сфере.

Внедрение передовых "зеленых" технологий добычи полезных ископаемых должно стать одним из приоритетов государственной политики недропользования в России.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.