Эпоха барокко в музыке

Что такое «барокко»? Барокко – это жемчужина, имеющая неправильную форму (в дословном переводе с португальского). А в итальянском языке это слово обозначает «странный, причудливый». Но главное не перевод, а то, что эпоха барокко, занимавшая собой период с 1600 по 1750 гг., стала началом для распространения западной цивилизации европейцев.

В этот период, так и названный «эпоха барокко», естественность полностью отвергалась, считаясь невежеством и даже дикостью. Женщине, например, необходимо было быть бледной, утянутой в корсет, на голове – вычурная прическа. А юбка платья имела просто невероятные размеры. Женскому полу высшего круга приходилось укутываться даже в знойные летние дни, чтобы сохранить белизну кожи. Ведь малейший загар являлся дурным тоном.

Мужчинам повезло не больше – обязательный парик на голове, никаких усов или бороды – только чисто выбритое лицо. В обязательном порядке нужно было надушиться и напудриться.

Появление новых стилей и технологий стало своеобразным «взрывом» в эпоху барокко. В музыке многое начало меняться. Вокальная музыка постепенно начала сдавать свои позиции, уступая место инструментальной. Этому также способствовало ослабление католической церковью контроля над политикой (эпоха Возрождения). Именно в этот период и зародилась светская музыка.

Постепенно общественность пришла к тому, что звучание музыкальных инструментов начало сливаться в одно целое, что и привело к возникновению оркестров, правда, не столь масштабных, как в наше время. Сначала концерты являлись только церковной музыкой.

Предполагается, что первоначальное значение слова «концерт» имело смысл борьбы или контраста.

Так или иначе, но музыкальная культура барокко сумела перевернуть многие взгляды на музыку, существенно расширив ее возможности.

В конце этой эпохи и появились два великих композитора – Корелли и Вивальди. Их заслугой является то, что они сумели установить и упрочить концерт, причем выйдя за рамки церкви. Каждый солист получил возможность при помощи концерта показать свое мастерство.

Несколько раньше, приблизительно в 1600 году, в самом начале зарождения эпохи барокко, еще два великих композитора, а именно – Кавальери и Монтеверди, написали первые оперы, которые сразу пришлись по вкусу светскому кругу и за несколько лет получили признание, войдя в моду. Основой оперы первоначально был сюжет из древнегреческой или же римской мифологии. Это и стало первоначальной ступенью барокко в музыке.

Опера – драма в художественной форме, она вдохновляла композиторов к воплощению новых способов иллюстраций человеческих эмоций, а также чувств в звучании музыки. Проще говоря, опера использовалась в качестве воздействия на эмоциональное состояние слушателя, это было наиглавнейшей ее целью.

Благодаря творчеству Рамо, Перселла и Генделя, опера получила распространение и на территории Франции и Англии.

Англия внесла свою лепту в эпоху барокко, дав развитие оратории, которая несколько отличается от оперы. Оратория – это звучание музыки, не сопровождающееся сценическим действием. Зачастую оратория была основана на религиозных текстах или же историях. Примером оратории может служить «Мессия», которую написал Гендель. Опера стала своеобразной второй ступенью барокко в музыке.

А вот Германия оперу «не полюбила», поэтому немецкие композиторы остались при своем - написание музыки для церкви.

Еще одним знаменитым, нет, даже великим композитором эпохи барокко является Иоганн Себастьян Бах. Он подходил к музыке несколько своеобразно, открывая в ней безграничные возможности в плане создания произведений. Именно благодаря Баху, появилась первая соната, а клавесин, предшественник фортепиано, стал основным музыкальным инструментом.

Барокко в музыке сыграло свою роль, сделав ее более разносторонней, позволив выйти ей за пределы церкви и начать свое развитие в других стилях.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.