Чувственное познание и его место в процессе отражения действительности

То, как человек начинает постигать мир, происходит способом так называемого «живого созерцания». Обычно под ним понимают чувственное познание, или же отражение реальности в виде ощущений, восприятий и представлений. Между различными философскими течениями возник спор о том, обусловлены ли все эти типы понимания общественной практикой, или же их можно свести к психической деятельности (преимущественно пассивной) отдельно взятого индивида. Кроме того, в этом споре поднималась еще проблема о том, что главное в этом процессе – то, как действует на нас созерцаемый объект, или то, как мы своей мозговой деятельностью этот предмет конструируем.

Чувственное познание начинается с ощущения. Оно возникает в связи с тем, что какие-то явления или их отдельные свойства непосредственно влияют на органы чувств человека и создают первое отражение этих феноменов в нашем сознании. Поэтому даже появилась теория о том, что нам дано только «ухватить» некие свойства, а реальны ли связи между ними, которые мы якобы устанавливаем, еще неизвестно. Как бы там ни было, связывая субъект с внешним миром и будучи одним из источников информации, ощущения дают неполную, очень ограниченную и одностороннюю картину действительности. Ярким примером этому является знаменитая притча о слоне и четырех слепцах, которые не могли связать воедино того, что нащупали.

Чувственное познание как процесс продолжается следующей, более сложной ступенью – восприятием. Оно уже отражает совокупность свойств, присущих предметам и феноменам. То есть эта стадия постижения дает нам более целостный образ, который мы можем разделить на множество аспектов и нюансов. При этом, несмотря на то, что фундаментом восприятия являются ощущения, оно не сводится только к их механической сумме. Это уже совершенно иная форма, которая не только позволяет нам узнавать нечто новое (например, раскрывает нам свойства и черты неких объектов), но также исполняет функцию регулирования этого процесса. Восприятие направляет нашу деятельность, исходя из характерных качеств предметов, которые стали нам известны благодаря ему.

Чувственное познание также создает образы или представления, но исходя не из непосредственного влияния предметов на субъект, а из памяти о следах этого воздействия, которое происходило раньше. Таким образом, это обобщенная картина феномена или объекта, которого мы уже не видим и не слышим. Более того, такой образ может не только воспроизводить прошлое, но и экстраполироваться на будущее, становясь воображением. Интересны в этом отношении теории Локка и Беркли о человеческом сознании как о специфическом зеркале, создающем представление о целом по его частям.

Таким образом, начальные способы познания основываются на более или менее адекватном отражении явления или предмета в нашем мозгу благодаря чувствам. Однако в полной мере их можно считать таковыми лишь в том случае, когда речь идет об определении источника наших сведений о реальности. Ведь информация такого рода только тогда может считаться знанием в философском смысле этого слова, если она связана с дальнейшей мыслительной деятельностью, подчиняется ее категориальному аппарату логики и управляется им. Иными словами, если каждая такая чувственная форма содержит человеческий смысл и значение, тогда ее можно считать первым этапом постижения мира.

Без триады ощущение-восприятие-отражение были бы невозможны основные уровни познания. Однако она ограничена по своей сути и возможностям и не может полностью дать истинного или хотя бы приближенного к нему со значительной степенью вероятности информирования о реальности. Такой уровень достигается уже следующей стадией процесса постижения, выходящей за пределы непосредственного восприятия. Этой высшей формой познания, по сравнению с чувственным, является рациональное мышление.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.