Материя является одним из важнейших философских понятий. Данная концепция является основополагающей в учении материализма, а также в его частных концепциях – гносеологии и онтологии. Это понятие достаточно распространено в различных областях знания – таких как культурология, социология, когнитивные науки.
Первоистоки учения
Понятие материи как философской категории впервые зародилось еще во времена Древней Греции. Происходит данное понятие от латинского materia - "вещество". Считается, что первыми философами, стоявшими у истоков материализма, были Демокрит, Лукреций Кар, а также Эпикур. Одним из основных свойств материализма всегда было уважение к возможностям человеческого разума, а также к естественным наукам, техническим достижениям.
Исторически субстанции всегда противопоставлялась душа. Понятие материи использовалось древнегреческим философом Платоном. Субстанция противопоставлялась им идее духовного. Признавал существование материи и Аристотель. Позже возникли такие понятия, как материальное и идеальное. На первой стадии развития данной концепции материя отождествлялась с той или иной силой природы. Фалес считал, что ее первоистоком является вода, Гераклит приписывал эту функцию огню. Демокрит придерживался мнения о том, что материя образуется атомами. Данный этап в философской науке получил особое название – стихийный материализм древних.
Стадия механистического материализма
Данный этап носит название механистического, или же метафизического. Следующий этап был характерен для мыслителей Нового времени. В XII-XIII веках начинает интенсивно развиваться математика, что способствовало изучению природных явлений, а также укреплению позиция материализма. В европейской философии нового времени субстанция наделялась целым рядом свойств, хорошо изученных исследователями той эпохи – массой, протяженностью, неделимостью. Считалось, что непосредственными носителями данных свойств являлись атомы, корпускулы, первоэлементы. В эту эпоху завершается построение механистической картины мира. Основное понятие этого времени – движение. Весь мир понимался в качестве совокупности огромнейшего множества атомов, которые перемещались в пространственно-временном континууме. В качестве источника данного движения мыслители предполагали некий первичный толчок, который, по их мнению, находился за пределами видимого мира. Отсюда произошло и название – метафизический материализм.
Третий этап
Данная стадия получила название диалектической. В ней окончательно разделились научный и философский подходы к субстанции. Из огромного многообразия всех ее атрибутов выделили такое свойство, как объективность – иными словами, независимость от человеческого восприятия. Необходимо заметить, что данное свойство в диалектическом материализме не только относится к явлениям природы, но и является применимым по отношению к процессам, протекающим в социуме.
Три основные концепции
Итак, понимание материи как философской категории кратко описывается в следующих трех основных подходах, существовавших в разное время:
- Субстанциональная. Материя может быть определена только через вещи. Данная идея была широко реализована у древнегреческих философов.
- Атрибутивная. Материя определяется посредством ее свойств: через ее первичные качества (размер, вес), а также через вторичные особенности (вкус, запах).
- Диалектико-материалистическая. Концепция субстанции определяется через ее взаимоотношения с сознанием человека. Данный подход, возникший в конце XIX века вместе с научным прорывом, смог снять противоречия между научным и философским познанием.
Особенности понимания идеи субстанции
Материя как фундаментальная философская категория представляет собой высшую абстракцию, ведь данная концепция порождена чистой мыслью. Однако данное понятие совершенно нельзя назвать вздорным – оно, прежде всего, является научным. Однако исследователи предостерегают, что попытки отыскать некое вещество или материю бесплодны. Если человек хочет сделать это, то подобная ситуация может быть сравнима с желанием отыскать вместо груш, вишен или яблок плод как таковой; вместо кошек и собак – найти млекопитающее и т. д.
Современное понимание материи
В той концепции материи, которая принята сегодня, отражаются наиболее общие свойства бесконечного множества различных вещей и явлений, которые воспринимаются человеком чувственным образом. Субстанция не может существовать вне предметов реального мира и тех процессов, которые происходят с ними. Именно поэтому важной задачей является фиксация свойств, которые отличали бы эту категорию от других.
Есть одно из наиболее популярных определений данного понятия, однако не все знают, кто в действительности его автор. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности. Она дается человеку посредством ощущений и может быть скопирована и отображена им, при этом существуя независимо от восприятия человека», - данная фраза принадлежит В. И. Ленину и впервые была упомянута в его труде под названием «Материализм и эмпириокритицизм». В этих словах получили продолжение идеи, которые были намечены еще Гольбахом, а также были развиты и другими философами – например, Н. Г. Чернышевским, а также Г. В. Плехановым.
Иными словами, материя как философская категория является концепцией, введенной для обозначения объективной реальности – того мира, который существует вне зависимости от особенностей восприятия человека. Определений данного понятия существует немало. Но можно выделить наиболее общепринятое: материя представляет собой объективную реальность, которая существует независимо от восприятия, однако может отображаться восприятием человека.
Компоненты субстанции
Что же означает материя как философская категория? Прежде всего, под этим понятием имеется в виду живая и неживая природа – в том числе и человек в совокупности с его сознанием. Практически с самого начала тех времен, когда возникла классическая механика, и вплоть до формирования теперешней картины мира данная концепция является основополагающей. Понятие материи является одним из важнейших элементов и в таких научных направлениях, как биология, социология, физиология процессов высшей нервной деятельности человека.
Таким образом, материя как основная философская категория состоит из следующих составных компонентов:
- Неживая природа.
- Живая природа.
- Человеческое общество.
Отношение к сознанию
Материя как философская категория является первичной по отношению к сознанию, поскольку представляет собой объективную реальность. Не нужно никакой причины, чтобы она существовала; и напротив, она требовалась для того, чтобы возникло сознание. Спиноза называл ее причиной самой себя. Материя при этом не определялась философом в качестве сверхчувственной реальности – она непосредственно дается людям в ощущениях (которые могут восприниматься также и с помощью специальных приборов, например микроскопа).
Это делает доступными для познания материю и атрибуты материи. Как философская категория субстанция чаще всего обозначается с помощью одного термина. Но что касается понятия «сознание», то здесь иногда применяются и такие термины, как «дух», или же «мышление», и данный вопрос тоже получает другую формулировку – соотношение «духа и материи», или же «мышления и материи». Однако нужно отметить, что идея мышления совершенно не тождественная концепции сознания. Ведь кроме рациональной обработки информации сознание каждого индивида включает в себя и чувственную – сюда входят также эмоции и переживания.
Материя как философская категория: свойства материи
В науке описаны следующие основные атрибуты субстанции:
- Движение. Это одна из основополагающих характеристик данного понятия. При этом выделяется несколько типов движения – механическое, физическое, химическое, биологическое, а также социальное.
- Самоорганизация. Философы давно заметили, что материя обладает отличительным свойством - способностью к самоорганизации. Иными словами, она может воспроизводить и совершенствовать себя без какого-либо участия внешних сил. Наука об особенностях самоорганизации материальных систем получила название синергетики.
- Расположенность во времени и пространстве. Под временем при этом понимается одна из возможных форм существования материи, которая выражает длительность бытия объектов, а также последовательность тех изменений, которые происходят с ними в непрерывном процессе развития. Под пространством в философии понимается одна из форм существования материи, с помощью которой характеризуются ее протяженность, строение, связь отдельных элементов внутри отдельного объекта и между разными объектами.
- Отражение – одно из наиболее всеобщих свойств материи, которое заключается в том, что предметы материального мира способны воспроизводить те признаки, которые свойственны взаимодействующим с ними предметам и материальным системам. Отражение бывает трех типов – физическое, химическое и механическое.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая с точки зрения диалектического подхода имеет следующие свойства:
- Объективность.
- Познаваемость.
- Структурность.
- Субстанциональность.
Особенности противопоставления материи и духа
Противоречивые отношения объективной реальности и человеческого сознания проявляются по-разному:
- В гносеологических образах (тех теоретических конструктах, которые имеются в сознании и отражают ту или иную проблему материального мира) нет ни грамма вещественности. Человеческое знание полностью отвлечено и от самой реальности, и от нейродинамических кодов в его нервной системе.
- Также сознание благодаря своей творческой функции способно создавать новые идеи и концепции, которых не существует в материальном мире, но которые такой статус могут получить в будущем.
Субстанциальный и гносеологический аспекты понимания материи
С точки зрения онтологии материя является субстанцией. Бенедикт Спиноза подчеркивал, что под данным термином понимается то, что существует само по себе и не требует представления какой-либо другой вещи, из которой оно могло бы быть образовано. В аспекте субстанциальности материя является первопричиной собственных изменений. Философы подчеркивают, что нельзя отрывать друг от друга ни познавательный (гносеологический), ни субстанциальный (вещественный) аспекты понимания концепции материального. Эти компоненты неразрывны и дополняют друг друга.
Идея материи в методологии
Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая имеет также и высокое значение в методологии, ведь материализм существенен в конкретно-научных исследованиях. Важность данного понятия в методологии обусловлена, во-первых, актуальностью старых вопросов о том, каким образом понимать явления объективного мира, соотносить имеющиеся теории с практикой. Также исследование частных форм бытия материи выдвигает и большое количество проблем философского характера – например, прерывности и непрерывности бытия, а также исчерпаемости (или неисчерпаемости) познания.