Совершенная и несовершенная конкуренция: сущность, характеристика, основные модели

Совершенная и несовершенная конкуренция, их формы, модели, отличительные признаки вот уже на протяжении нескольких столетий будоражат умы ведущих экономистов мира.

Совершенная и несовершенная конкуренция

Конкуренция, как известно, является важнейшим признаком рыночной экономики. Она представляет собой процесс взаимодействия продавцов и покупателей, при котором у последних присутствует неограниченная ничем свобода выбора, при этом каждый из продавцов должен доказать ему, что именно его вариант является наиболее приемлемым.

Конкуренция уже достаточно давно привлекает к себе различных ученых-экономистов, однако если раньше никто не сомневался в ее возможностях регулировать рынок, то в последние десятилетия все громче звучат голоса о том, что следует различать такие понятия, как совершенная и несовершенная конкуренция.

Все дело в том, что долгое время апологеты так называемого свободного рынка утверждали, что именно он может решить все экономические проблемы того или иного общества, определить вектор развития государства. Стержневым признаком такой экономической модели они видели чистую конкуренцию, при которой производством того или иного товара занималось бы как можно большее количество компаний и частных лиц, причем вклад каждого из них в общий объем производства был бы столь незначительным, что никто из них самостоятельно не мог бы оказать решающего влияния на формирование цены.

Характеристика совершенной конкуренции

Помимо вышеперечисленного, характеристика рынка совершенной конкуренции предполагала отсутствие сколько-либо серьезных затрат на рекламу и продвижение товара на другие рынки. Все состязание между товаропроизводителями должно было вестись исключительно на уровне цены и качества товара. Любая компания в любой момент времени имела возможность покинуть рынок без всяких для себя последствий.

Однако, как показала история, чистый рынок оказался скорее иллюзией, чем реальной действительностью. Разговоры о том, что совершенная и несовершенная конкуренция в равной степени присущи любому рынку, а преобладание той или иной формы зависит от уровня экономического развития общества, оказались не более чем благими пожеланиями. Несовершенная конкуренция, как оказалось, играла и играет в жизни человечества более значимую роль.

В настоящее время известны следующие модели несовершенной конкуренции:

Модели несовершенной конкуренции

1. Конкуренция между крупными фирмами-монополистами. Эта модель характерна именно для глобального экономического пространства, когда тот или иной сектор оказался поделен между крупными компаниями, каждая из которых имеет все возможности, чтобы стать единоличным продавцом в отдельно взятой стране. Именно эта модель лучше всего подходит для понимания дилеммы «совершенная и несовершенная конкуренция». В то же время, если взять весь мировой рынок в целом, то здесь ни у одного производителя нет решающих рычагов, которые могли бы повлиять на ценообразование. Характерный пример – рынок спортивной одежды и инвентаря.

2. Олигополия. Эта модель предполагает, что рынок тех или иных товаров или услуг поделен между небольшим количеством крупных компаний, которые, скорее всего, находятся друг с другом в сговоре. Что касается цен в условиях олигополии, то компании договариваются по поводу системообразующих понятий, в то время как стоимость неосновных товаров может быть различной. Пример – рынок по производству цветных металлов.

3. Чистая монополия, когда на данном рынке действует один игрок, определяющий и цену, и качество, и номенклатуру товаров и услуг. Никакие другие компании в это экономическое пространство не допускаются, реклама производителю практически не нужна. Пример – ОАО «Газпром».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.