Образование как социальный институт можно рассматривать в качестве организованной системы связей и социальных норм. Оно объединяет важные общественные процедуры и нормы, необходимые для удовлетворения основных потребностей общества.
Любой функциональный институт возникает и работает, осуществляя некую потребность общества.
Определенные признаки
Рассмотрим основные черты, характеризующие образование как социальный институт:
- установки и примеры поведения: стремление к знаниям, посещаемость занятий;
- культурные символические признаки: песни, эмблема, девиз;
- утилитарные черты: библиотеки, стадионы, классы;
- письменный и устный кодекс – правила поведения учащихся;
- идеологические особенности: прогрессивное образование, академическая свобода, равенство в процессе обучения.
Основными элементами являются:
- учебно-воспитательные учреждения в виде организаций;
- социальные общности: ученики и педагоги;
- учебный процесс.
Развитие образования как социального института предполагает совершенствование всех элементов этой структуры. Только при своевременном внесении изменений можно вести речь о его полноценном развитии и функционировании.
Основные виды
Сфера образования как социальный институт построена по несколько иным принципам. Она имеет несколько рядов звеньев:
- систему дошкольного воспитания;
- школьное обучение;
- профессионально-техническое звено;
- специальное среднее образование;
- высшие учебные заведения;
- послевузовское образование;
- повышение квалификации и переподготовку кадров.
Рассмотрим функции образования каждого звена. Дошкольное воспитание предполагает формирование в подрастающем поколении трудолюбия, основ воспитанности, нравственных качества. Именно дошкольное воспитание имеет особое значение для развития гражданственности.
Структура образования как социального института предполагает заложение в дошкольном возрасте основы личностных человеческих качеств. Детские сады перестали быть банальными «местами присмотра» за детьми, они способствуют умственному, нравственному, физическому развитию школьников.
В тот период, когда в отечественном образовании апробировалось обучение с шестилетнего возраста, детские сады занимались адаптацией малышей к сложному школьному ритму, способствовали формированию у детей навыков самообслуживания.
Образование как социальный институт предполагает поддержку дошкольного воспитания со стороны государства, готовность родителей принимать активное участие в рациональной организации внеурочной деятельности.
В конце прошлого века только половина детей попадала в детские сады, что негативно отражалось на развитии коммуникативных качеств у будущих первоклассников.
В настоящее время система образования как социальный институт направлена на полноценную подготовку всех малышей к жизни в обществе.
Введение в дошкольные российские образовательные учреждения стандартов второго поколения способствовало совершенствованию содержания воспитательной и образовательной программы.
В детских садах педагоги стали акцентировать внимание на гражданственность, всестороннюю воспитанность дошкольников.
Обучающие функции образования были переданы школам.
В настоящее время акцент педагоги делают на изучение основных общественных ценностей, на ориентиры детей и родителей, их реакцию на применение инновационных воспитательных методик.
Школьная ступень
Это образование как социальный институт направлено не только на знакомство учащихся с теоретическими основами различных учебных дисциплин, но и на помощь в выборе профессии. К моменту завершения школьного образования подросток должен остановиться на одном из вариантов своего жизненного пути, роде занятий, профессии.
Образование как социальный институт – база для выполнения заказа общества. Для этого в рамках общеобразовательных школ внесены существенные изменения.
Профоориентационная деятельность
Девятиклассникам предоставляется право на выбор нескольких элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки. Это позволяет им познакомиться со специфическими особенностями научных областей, их прикладным значением, а также познакомиться с миром профессий, проанализировать их востребованность на рынке труда.
Профессионально-техническая ступень
Понятие образование как социальный институт сложно осознать без этой ступени. Именно среднее специальное обучение имеет непосредственную связь с общественными потребностями, считается оперативной и быстрой формой внедрения в жизнь молодых людей.
Осуществляется оно на базе крупных производственных организаций либо в рамках государственной системы образования. Несмотря на попытки перевести на сочетание специального и полного обучения всю российскую систему, даже в наше время профессионально-техническая подготовка считается важнейшим вариантом получения будущей профессии.
Связана ли наука и образование как социальные институты? Для выявления связи социологи должны знать мотивы школьников, эффективность процесса обучения, роль определенных научных областей в решении социальных и экономических проблем общества.
В настоящее время вопрос о профессионализме специалистов стоит особенно остро, именно поэтому масштабное реформирование затронуло не только детские сады, школы, но и профессионально-технические учебные заведения.
Функции образования
Оно тесно связано с различными сферами общественной жизни. Реализация такой взаимосвязи осуществляется через личность, вовлеченную в политические, экономические, социальные, духовные связи. Образование – это единственная специализированная подсистема общества, основная функция которой полностью совпадает с его запросами.
Существуют разные отрасли и сферы хозяйства, производящие духовную и материальную продукцию, услуги, а система образования «выпускает» человека, влияя на его эстетическое, нравственное, физическое, интеллектуальное развитие.
Именно это свидетельствует о наличии ведущей социальной функции образовании – его гуманизации.
Она является объективной потребностью развития общества, направлена на человека.
В качестве метода мышления и принципа деятельности глобальный технократизм и принцип деятельности индустриального общества перешел в социальные отношения, поменял средства и цели местами.
Специфика идеологии
Человек в нашем обществе, который провозглашается в качестве высшей цели, в реальности превратился в типичный «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, в которой основная функция школы заключалась в «подготовке к последующей жизни», под которой и подразумевалась непосредственная трудовая деятельность.
На задний план была отодвинута индивидуальность каждого отдельного человека, ценность представлял только работник. Так как его всегда можно было заменить, то и появился антигуманный тезис о том, что «нет незаменимых людей».
По этой идеологии получалось, что жизнь подростка и ребенка не считалась полноценной жизнью, а рассматривалась в качестве некой подготовки к будущей трудовой деятельности.
Именно подобное отношение привело к негативному отношению общества к инвалидам, пожилым людям. Они считались «отработанным материалом», не заслуживали должного внимания и уважения.
Гуманистическая функция образования
В настоящее время существенных изменений в отношении людей к пожилым гражданам практически не поменялось. Но гуманистическая функция образования стала наполняться обновленным содержанием.
Человек стал рассматриваться в качестве полноценного участника воспитательного и образовательного процесса. Именно поэтому в федеральных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на саморазвитие и самовоспитание.
Особое значение закладыванию основ физического, нравственного, интеллектуального потенциала личности уделяется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что к девятилетнему возрасту интеллект человека формируется почти на 90 процентов.
Современный институт образования
Формирование образовательных общностей, которые связаны вовлечением в образовательные процессы и ценностным отношением к воспитанию, а также их воспроизводством, направлено на социализацию каждого ребенка.
Образование планомерно превращается в основной канал социальных перемещений, что позитивно отражается на детских садах и школах.
Социальная селекция
В отечественном образовании осуществляется разведение индивидов по потокам. Это ярко выражено на старшей ступени обучения. Ребята могут выбирать себе базовую (стандартную) либо профильную школу по тем научным дисциплинам, которые потребуются им в последующей социализации.
Для помощи подросткам предлагаются специальные тесты, проводятся беседы с детскими психологами. В предлагаемых тестовых заданиях содержится некий культурный контекст, понимание которого характеризуется потребностями общества.
Заключение
Несмотря на то что образование выступает в качестве социального института, в последние годы все больше видна связь между социальным положением родителей и образовательной карьерой ребенка. Школа предлагает индивидам неодинаковое образование, неравное формирование навыков и способностей, что подтверждается сертификатами определенных образцов. Это приводит к тому, что уже на школьной скамье наблюдается социальное расслоение подрастающего поколения.
Именно образование формирует в настоящее время профессионально-квалификационный состав населения. С количественной стороны образовательная система отвечает за подготовку высококвалифицированных кадров.
Если в профессию попадают люди, которые не обладают определенной подготовкой, это негативно отражается на профессиональной структуре, приводит к снижению производительности труда.
Происходит разрушение профессиональной культуры, внутри групп появляется неясность отношений, усиливается роль статусов для социального продвижения индивидов.
Для того чтобы избежать подобных "перегибов", в отечественном образовании проводится серьезное реформирование. Оно направлено на перевод с традиционной системы, предполагающей усвоение школьниками только теоретической информации, к варианту воспитания и обучения, направленного на максимальное вовлечение личности в самостоятельную деятельность.
Новые стандарты, внедренные в систему российского дошкольного и школьного образования, отвечают запросам общества. Разработаны специальные требования к личности выпускника детского сада, основной и средней ступени, профессионального училища, учебного заведения высшего звена. Это способствует оптимальной социализации молодого поколения, помогает им выбирать направление профессиональной деятельности.