Ценовая эластичность: коротко о главном

Первый закон экономики утверждает, что между спросом на товар и ценой на него имеется обратная зависимость. Однако это слишком общее утверждение. Для экономистов не менее важно измерять степень реакции потребителей на изменяющуюся цену, ведь на разных рынках при одном и том же изменении стоимости товара, количество, которое желает приобрести потребитель, меняется по-разному. 

ценовая эластичность

Понятие ценовой эластичности

Для измерения чувствительности спроса или реакции изменения величины спроса на изменение стоимости товара используется показатель, который называется "эластичность по цене". Иными словами, эластичность представляет собой отношение выраженного в процентах изменения спроса к выраженному в процентах изменению стоимости товара.

Количественная мера получила название "коэффициент эластичности", который дает понять, на сколько процентов поменяется величина спроса после изменения цены товара на один процент. В связи с наличием обратной зависимости между стоимостью товара и величиной спроса на него, коэффициент эластичности всегда принимает значение меньше нуля. Однако для целей сравнения экономисты минусом пренебрегают, используя абсолютную величину коэффициента.

Интерпретация коэффициента эластичности

Значение, которое приобретает ценовая эластичность в каждом отдельном случае, позволяет судить экономистам о степени эластичности спроса на изучаемый товар. В зависимости от этого выделяют следующие группы товаров: 

эластичность по цене

  1. Товары, спрос на которые эластичен. У них коэффициент эластичности принимает значение больше единицы. В этом случае имеет место чуткая реакция покупателей на изменение стоимости товара, вследствие чего спрос меняется в большей степени, чем стоимость. При такой ситуации изменение стоимости товара влечет изменение совокупной выручки от его продажи в обратном направлении.
  2. Товары с неэластичным спросом. Ценовая эластичность, рассчитанная для них, принимает значение меньше единицы. В случае снижения цены на товары, имеющие неэластичный спрос, увеличение спроса недостаточно для компенсации упавшей выручки, в результате вслед за ценой выручка от продаж падает.
  3. Товары, ценовая эластичность которых равна единице. Цена и величина спроса в таком случае изменяются одинаково, в результате ни снижение, ни увеличение стоимости не изменяет выручку от продажи. 
    точечная эластичность спроса по цене

Методы вычисления эластичности

Коэффициент эластичности можно вычислить двумя способами:

- При расчете дуговой эластичности во внимание берутся две точки, между которыми и измеряется значение эластичности.

- Точечная эластичность спроса по цене представляет изменение величины спроса при бесконечно маленьком изменении цены. Дело в том, что график спроса имеет выпуклую форму. Все это ведет к тому, что ценовая эластичность в каждой точке графика принимает различные значения.

Определение ценовой эластичности порой вызывает трудности в понимании, но без этого не обойтись ни одной компании. В процессе принятия решений по поводу ценовой политики, организации должны руководствоваться эластичностью спроса на товар, чтобы изменение выручки вслед за изменением стоимости не стало неожиданным.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.