Методы активного социально-психологического обучения: понятие и классификация

Долгие годы, обучая взрослых, специалисты не могли получить высоких результатов. Целью профессионального обучения было повысить эффективность деятельности слушателей на производстве. Да и сами обучаемые не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу. Для повышения интереса людей к науке были разработаны методы, о которых будем говорить в этой статье.

Общая характеристика

Для начала разберем понятие активного социально-психологического обучения. Это особая психолого-педагогическая форма, которая способствует совершенствованию и выработке различных знаний, умений и навыков, осуществляется при работе в группе. Активное обучение применяется в разных направлениях. Это может быть целенаправленное формирование различных коммуникативных умений у представителей некоторых профессий, а также для повышения уровня психологической компетентности или для того, чтобы упорядочить культуру психической деятельности определенной организации.

Есть три основных блока в методах активного социально-психологического обучения:

  1. Методы, реализация которых возможна в ходе дискуссий.
  2. Методы, предусматривающие проведение различных игр.
  3. Различные социально-психологические тренинги, которые также имеют свою классификацию.

Эта классификация методов активного социально-психологического обучения наиболее распространена. Но существует еще множество подобных, которые также считаются правильными и рассматриваются современными учеными. Далее более подробно остановимся на каждом разделе из этого перечня.

психолого-педагогические проблемы

Принципы взаимодействия с группой

Кроме методов воздействия, существуют определенные принципы активного социально-психологического обучения, которых следует придерживаться при работе с группой:

  • принцип добровольности;
  • принцип персонификации высказываний;
  • принцип общения на равных;
  • принцип "здесь и теперь";
  • принцип активности;
  • принцип открытости и искренности;
  • принцип соблюдения конфиденциальности.

Важно помнить, что во время работы не только педагог воздействует на группу, но и сами обучаемые имеют влияние на специалиста.

Механизмы

Еще, кроме основных методов социально-психологического обучения, следует выделить и его механизмы, которые также имеют немаловажную роль. Они имеют свою классификацию и определения.

Заражение - это процесс, во время которого один индивид посредством психофизического контакта передает свое эмоциональное состояние другому. Этот обмен может происходить как самостоятельный или же в "сотрудничестве" со смысловым воздействием. Заражение происходит в виде сопереживания, которое возможно между людьми, находящимися в одном психическом состоянии. Причем эмоции в этот момент усиливаются во много раз.

Внушение - это процесс воздействия одного или нескольких человек на других индивидов. Во время применения этого механизма индивид, на которого оказывают воздействие, просто принимает информацию как факт. Психолог никак не аргументирует информацию, не объясняет ее значимости и направленности.

Подражание - индивид осознанно или нет копирует действия других людей. Группе лиц предлагают эталон, за которым они должны следовать. Причем в данном случае они копируют не только манеру поведения, но и внешние особенности идеала. К воспроизведению такого механизма чаще всего прибегают при работе с группой людей. Поскольку здесь легче создать определенные правила, которых должен придерживаться каждый участник.

Убеждение - это еще один способ воздействия на сознание человека или отдельной группы людей. Во время применения этого метода психологи ставят себе цель - изменить мнения, взгляды. Убеждающий должен сделать так, чтобы индивид принял его позицию и придерживался ее в любой своей деятельности. Метод убеждения можно применять только в том случае, если вы владеете достаточной аргументацией, сможете привести доказательства того, что ваша точка зрения единственно верная, а также выстроить логическую цепочку.

В перечисленных методах кроется сущность и содержание активного социально-психологического обучения. Далее более подробно рассмотрим процесс работы с группами людей и особенности его проведения.

принципы активного социально-психологического обучения

Дискуссионные методы

К методам активного социально-психологического обучения относится дискуссия. Такой метод применяется во время процесса решения различных задач. Во время применения подобного метода группа людей обсуждает мнения других, каждый участник может приводить свои доводы, высказывать собственное мнение, доказывать другим, что именно их позиция является верной.

Групповая дискуссия - это метод, который позволяет воздействовать на мнения, взгляды и установки индивидов через общение и обмен информацией между участниками.

Впервые о дискуссиях заговорил психолог Жан Пиаже в двадцатом веке. В своих работах он показал, что даже обычный школьник через дискуссию покидает свои эгоцентричные мысли и принимает позицию людей, в группе с которыми он работает. Хотя всем известно, что переубедить подростка не так просто. Многие психологи выделили ряд преимуществ в применении такого метода:

  1. Во время дискуссии можно рассматривать проблему с нескольких сторон и выбирать наиболее верное решение для некоторых серьезных проблем.
  2. Если во время лекции человек просто слушает предлагаемую информацию, то в дискуссии он может принимать активное участие, высказывать свое мнение, а также выслушивать мнение других участников. Таким образом в голове индивида откладывается намного больше знаний, он учится самостоятельно анализировать, задумываться над тем, что, возможно, ему следует изменить свои взгляды.
  3. Во время дискуссии индивиды учатся работать в группе. Здесь они не только могут выражать свои собственные мысли, но и выслушивать других. Участники анализируют услышанное и сопоставляют со своими мыслями, а также могут научиться отстаивать свою собственную позицию, объяснять, почему именно к их мнению стоит прислушаться.
  4. В ходе дискуссии группа людей может прийти к одному общему решению, рассмотрев и проанализировав мнения каждого. Здесь учащиеся могут самореализоваться и самоутвердиться.
  5. При реализации этого метода можно четко увидеть, насколько точно люди понимают, о чем говорят, и готовы ли они прийти к единому решению проблемы.
методы активного социально-психологического обучения учебное пособие

Виды дискуссий

Если рассмотреть теорию Панина, то он выделяет несколько основных видов групповых дискуссий, которые являются наиболее результативными.

  • Панельная дискуссия, которая проводится только при наличии большой группы, когда в обсуждении принимают участие более сорока человек.
  • "Снежный ком" - в обсуждении проблемы должен принимать участие каждый, кто входит в состав группы. Целью этого обсуждения является выявление и согласование всех имеющихся мнений, а также принятие единого решения.
  • "Квадро" - во время такого обсуждения нужно установить обратную связь с группой. Преподаватель или любой участник может высказать свое мнение и привести аргументацию, а перед каждым участником стоит задача выразить собственное видение и проанализировать позицию другого.
  • "Приоритеты" - здесь снова будет происходить сопоставление всех имеющихся мнений, а также рассмотрено их разнообразие. Ведь каждый член обсуждения будет иметь свои взгляды, которые могут быть верными или нет.
  • "Мозговой штурм" - это наиболее простой способ проведения дискуссии. Здесь каждый может в любой момент включиться в обсуждение или покинуть его. Любой член группы абсолютно свободно выражает свои мысли, высказывает собственное мнение и критикует чужое. Мозговой штурм используют в тех случаях, когда необходимо принять коллективное решение, когда группа людей рассматривает каждое отдельное мнение и берет из него что-то.

Игровой метод

К активным методам социально-психологического обучения можно смело отнести игры. Этот вид человеческой деятельности имеет место во многих сферах и науках. Сейчас существует множество видов игр, которые имеют не только детское направление. В этом разделе мы подробно ознакомимся с их ролью в психологии. В этой науке под игрой подразумевают создание ситуации для получения определенного психологического результата. Таким результатом могут быть:

  • Эмоции.
  • Знания, умения, навыки.
  • Достижения побед.
  • Налаживание отношений с окружающими.
  • Развитие определенных качеств личности.

Многие задаются вопросом, почему же игра - такой популярный метод? Это связано с тем, что за время проигрывания ситуации ее можно повторять не один раз, чтобы достичь того результата, которого ожидает группа. Кроме этого, в процессе игры можно осуществлять работу вместе с людьми, а не над ними, тем самым добиться положительного результата. Для проведения этого метода вам понадобится:

  • Технология будущей игры.
  • Специальный игровой набор.
  • А также игровое взаимодействие, за которое несет ответственность не только группа, но и организатор.
понятие активного социально-психологического обучения

Основные виды игр

Деловая. В ее основу закладывается социальное или предметное содержание какого-либо вида деятельности, который близок участникам. В ходе игры необходимо постараться максимально точно смоделировать отношения, которые характерны для этого вида практики. Создается имитация деятельности, и группа должна воссоздать ту динамику и условия, которые должны быть в реальных условиях.

Можно выделить основные признаки такого вида игры, чтобы отличить ее от любых других:

  • Система отношений, которая присуща тому или иному виду практической деятельности, а также воссоздание социального и предметного содержания, которое характерно для определенной профессии.
  • Во время деловой игры моделируется определенная проблема, и каждый участник предлагает свое решение, которое затем необходимо реализовать.
  • Обязательно определяются роли, которые должны быть распределены между участниками.
  • При поиске решений участник, у которого есть своя роль, должен думать только со своей позиции.
  • Вся группа должна взаимодействовать друг с другом.
  • Перед коллективом ставится общая цель, которой они могут достичь только путем взаимодействия и подчинения своих второстепенных целей и задач одной.
  • Группа вырабатывает коллективное решение проблемы.
  • Имеется множество альтернатив для принятия решения.
  • Эмоциональное напряжение в группе присутствует, однако преподаватель может легко им управлять.
  • Существует определенная система оценивания деятельности группы.

Ролевая. Во время ролевой игры каждый участник группы получает определенную роль, которая имеет для него большое значение в повседневной жизни. Самым главным атрибутом для такого вида игры считается сама роль, а отношения между людьми – это связи, в которые закладывается цель и некоторые предписания.

Цель ролевой игры – подготовить каждого участника к некоторым ситуациям, с которыми они могут столкнуться. А также подготовить людей решать проблемы и разбирать трудные ситуации, научить их рационально мыслить во время непредвиденных происшествий, решать различные психолого-педагогические проблемы.

При проведении ролевых игры участники сталкиваются с определенными ситуациями, которые встречались в их реальной жизни. А от самих участников требуется, чтобы они нашли действительно верные решения, изменили модель поведения, которая не приводит к устранению проблем. Психолог Платов выделил некоторые признаки, по которым можно легко отличить этот вид игры от любого другого:

  • В структуру игры включена определенная коммуникация, которая встречается в социально-экономических системах.
  • Между участниками распределены роли.
  • Каждая роль имеет цель, которая отличается от остальных.
  • Работа осуществляется только при полном взаимодействии.
  • Имеется множество альтернатив для принятия единого решения.
  • Есть система, по которой проводится групповая и индивидуальная оценка всего, что происходит во время игры.
  • Эмоциональное напряжение в коллективе находится под контролем.

Имитационная. Исходя из названия, можно сделать вывод, что во время проведения этой игры происходит некоторая имитация действий. Здесь существуют правила и соревнование между участниками и не предусматривается проигрывание ролей, как это было в предыдущем разделе. При проведении такой игры ни один из участников не получает роли, жизненные ситуации не воссоздаются, есть лишь немного приближенные к реальности условия. Наиболее эффективна имитация будет в том случае, если вам нужно определить уровень межличностных отношений, способность людей работать в коллективе, принимать общие решения.

Признаки:

  • Создается модель определенных условий.
  • Руководитель оглашает правила.
  • В большинстве случаев имеется несколько периодов проведения.
  • Полученный результат поддается количественной оценке.
  • Оттачивается мастерство по принятию общих и индивидуальных решений.
мозговой штурм

Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг как комплексная форма активного социально-психологического обучения может иметь несколько значений, и самые распространенные из них - подготовка, обучение, воспитание, тренировка. Тренинг направлен на то, чтобы преднамеренно изменить психологические феномены одного человека или целой группы. А вот его целью является создать гармонию между профессиональным и личностным бытием человека. Для проведения этой формы социально-психологического обучения создается тренинговая группа, в которой осуществляется взаимодействие между психологом и участниками.

Первые тренинги были проведены в 1946 году, и их целью было исследовать межличностные отношения и повысить уровень общения. А тренинг как отдельный психологический метод был определен Форвергом в 1950 году. Сейчас психологи активно используют этот метод при работе с детьми, родителями, трудными подростками, работниками и сотрудниками различных предприятий.

социально-психологическое обучение это

Преимущества работы в группе

  1. Работая в группе, человек учится решать межличностные проблемы, которые могут встретиться в жизни.
  2. Группа – это своего рода общество, только в миниатюре.
  3. В группе можно установить обратную связь, а участники получают поддержку от тех, кто сталкивался с подобными проблемами.
  4. Участник группы может получить совершенно новые знания и умения, а также попробовать осуществить эксперименты в отношениях с партнерами.
  5. Возможна идентификация участников друг с другом.
  6. При работе в группе нарастает напряжение, а значит, психолог может определить, какие психологические проблемы есть у каждого члена коллектива.
  7. В коллективе человеку легче осуществлять процесс самопознания, самораскрытия и самоисследования.
  8. Даже в экономическом аспекте групповая работа намного выгоднее.
групповая дискуссия

Этапы проведения тренинга

Такой последовательности придерживается Н. В. Матяш.

На первом месте стоит разминка или разогрев, когда участники начинают включаться в работу, знакомятся друг с другом и с правилами тренинга. Хорошо, если психолог проведет специальные упражнения, которые помогут людям познакомиться, сплотиться, стать единой группой.

Далее следует основная часть. Здесь коллектив знакомится с поставленной проблемой, проводится работа по отработке коммуникативных умений, которые прописаны в программе, созданной специально для проведения тренинга. Здесь психолог работает с заданиями и техниками, которые он разработал заранее, проработал самостоятельно и теперь может смело применять на практике.

Третий этап, заключительный. Здесь проводится анализ всей работы, которая была проделана на протяжении занятия. Участники обмениваются мнениями и получают домашнее задание. Психолог проводит так называемый ритуал прощания под названием "Умирание группы".

Подготовка к занятию

Существует специальная модель для подготовки к тренинговому занятию:

  1. Психолог должен четко определить тему и идею будущего занятия.
  2. Заранее нужно определиться с тем, кто будет входить в состав группы.
  3. Нужно знать, как долго будет длиться занятие и сколько раз его необходимо провести.
  4. Сформулировать психолого-педагогическую проблему, которая будет решаться в ходе занятия. Она должна быть четко и ясно прописана.
  5. Кроме этого, должны существовать задачи, которые нужно поставить перед собранной группой.
  6. Обязательно подобрать психотехники, по которым можно работать именно с этой группой.
  7. Вся тренинговая программа должна быть разделена на блоки, а в каждом блоке должны быть прописаны определенные занятия.
  8. Должен существовать план, по которому будет работать психолог.
  9. Для каждого занятия должен иметься свой краткий план, в котором нужно указать все занятия.

По окончании тренинга психолог должен провести анализ проведенного занятия, определить, чего удалось добиться, решены ли все задачи и достигнута ли оставленная цель. После этого можно приступать к подготовке к следующему тренингу. Практический психолог может пользоваться по методам активного социально-психологического обучения учебным пособием, которое может помочь в организации работы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.