Ультрафиолетовое излучение и его свойства

Ультрафиолетовое излучение — это электромагнитное излучение, длина волн которого колеблется от границы фиолетового спектра до границы рентгеновских лучей. Стоит отметить, что первые упоминания о данном явлении возникли еще в тринадцатом веке. Именно тогда индийские философы в своих трудах описали атмосферу, в которой содержались фиолетовые лучи, невидимые невооруженным глазом.

ультрафиолетовое излучение

В конце 17 века, когда был обнаружен инфракрасный спектр, ученые всего мира принялись за изучение излучений в противоположном конце светового спектра. Именно так и было впервые обнаружено и изучено ультрафиолетовое излучение. В 1801 году И. В. Риттер обнаружил, что оксид серебра темнеет быстрее при воздействии невидимого света, относящегося к фиолетовой части спектра.

Примерно в то же время ученые пришли к выводу, что свет состоит из трех отдельных частей. Это так называемый видимый свет (или осветительный компонент), инфракрасное и ультрафиолетовое излучение (оно же восстановительное). В дальнейшем научные сотрудники активно исследовали влияние ультрафиолета на живой организм, а также его роль в природе.

Ультрафиолетовое излучение: свойства и классификация

На сегодняшний день ультрафиолетовые лучи принято разделять на три основных типа, каждый из которых имеет собственные характеристики:

• УФ-С, которые более известны под названием гамма-излучения. Стоит сразу же отметить, что они весьма опасны для здоровья человеческого организма. К счастью, подобное излучение практически полностью поглощается кислородом, озоновым шаром и водным паром еще при прохождении сквозь атмосферу планеты.
  • УФ-В — еще один тип излучения, который также почти полностью поглощается газовой оболочкой Земли. До поверхности доходит не более десяти процентов. Кстати, именно под воздействием этих лучей происходит выработка меланина в коже человека.

ультрафиолетовое излучение свойства

• УФ-А. Данный тип лучей почти полностью доходит до поверхности планеты и практически неопасен для живых организмов. При длительном воздействии вызывает ускоренное старение кожи.

Что же касается свойств, то для начала стоит отметить, что ультрафиолетовое излучение невидимо невооруженным глазом. Кроме того, оно обладает высокой химической активностью и является катализатором для множества естественных реакций. Высокие концентрации ультрафиолета обладают антибактериальными свойствами. И, конечно же, нельзя забывать о том, что в небольших дозах он положительно влияет на человеческий организм.

Ультрафиолетовое излучение и его влияние на человеческий организм

инфракрасное и ультрафиолетовое излучение

Сразу же стоит отметить, что именно ультрафиолетовые лучи способствуют образованию в человеческой коже витамина Д, который, в свою очередь, обеспечивает нормальный обмен кальция в организме и хорошее состояние костной системы. Кроме того, лучи именно этого спектра отвечают за биологические ритмы живого организма. Доказано, что ультрафиолет увеличивает в крови уровень так называемого «гормона бодрости», который обеспечивает нормальное эмоциональное состояние.

К сожалению, ультрафиолетовое излучение полезно и необходимо лишь в небольших дозах. Слишком сильное воздействие этих лучей вызывает противоположный эффект. Например, при длительном воздействии на кожу ультрафиолет ускоряет процессы старения, а в некоторых случаях вызывает и ожоги. Иногда излучение приводит к мутациям клеток, которые впоследствии могут переродиться в злокачественные опухоли.

Усиленное ультрафиолетовое излучение неблаготворно сказывается и на сетчатке глаз, вызывая ожог. Поэтому в солнечное время года просто необходимо пользоваться специальными защитными очками.