Социология образования: определение, предмет и задачи

В качестве обособленной дисциплины социология образования была сформирована на рубеже 19-20 веков. Э. Дюркгейм, Д. Дьюи и ряд других ученых-социологов пришли к выводу о необходимости проведения анализа проблем, которые были связаны с ролью и функциями образования. Вместе с тем оно является предметом и объектом изучения педагогики и психологии, истории и философии, где каждая наука исследует ту грань, которая для нее является актуальной. Социология опирается на информацию обобщенного характера, но без которой не могут полноценно функционировать и другие науки. Наряду с этим социология образования ставит перед собой специфичные задачи:

  • изучение потребностей в системе обучения;
  • оценка качества и уровня знаний и их социальной значимости;
  • анализ отношения общества к функционирующей системе;
  • влияние на реформирование образования;
  • определение степени его влияния на динамическое развитие духовных потребностей.

Социология образования
Соответственно, данную науку интересует общественная сторона системы образования: каким образом человек включается в группы и занимает определенные позиции, осваивает роли. В соответствии с этим социология образования является целостной системой социологических знаний, которая состоит из трех уровней:

Основываясь на общих теориях общего уровня, появляются познания среднего уровня,

Предмет социологии образования
к которым и относится изучаемая отрасль.

Определяя предмет социологии образования, акцент делается на его общественную природу: система образования как социальный институт, в котором все системы и подсистемы находятся в активном взаимодействии, в нем прослеживаются отчетливые связи между системами и подуровнями.

Объектом данной отрасли выступает образование как явление социальное: люди, организации и их роль в системе. Здесь мы можем говорить о той среде, где происходит функционирование образовательных процессов, где субъекты взаимодействуют посредством учебных занятий.

Изучая данную систему, социология вычленяет функции, которые лежат в основе

Реформирование образования
деятельности:

  1. Передача последующим поколениям накопленных знаний. Данная функция подлежит осуществлению через семью, учебные заведения.
  2. Обеспечение преемственности социального опыта. Закрепленный в умениях, полученных знаниях и навыках человеческий опыт находится в настоящем, но при этом в себе актуализирует прошлое и приводит к формированию будущего.
  3. Усвоение ценностей, которые определяются господствующей культурой.
  4. Развитие и раскрытие способностей отдельной личности, которые являются предпосылками успешного выполнения той или иной деятельности.
  5. Содействие при движении человека с определенным уровнем полученных знаний и умений к более высокому социальному статусу, благодаря чему оказывается влияние и на мобильность в обществе.

Таким образом, социология образования является отраслью социологического знания, которая определяет роль и место образования в системе общественного воспроизводства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.