PEST-анализ на примере предприятия

Помимо внутренних ресурсов и отраслевых факторов компании есть несколько других макроэкономических факторов, которые могут оказать глубокое влияние на производительность компании. В таких ситуациях, как новые проекты или идеи запуска продукта, эти факторы необходимо тщательно проанализировать, чтобы определить, насколько велика их роль в успехе организации. Одним из наиболее часто используемых аналитических инструментов для оценки внешних макроэкономических факторов, связанных с конкретной ситуацией, является анализ PEST. Разберемся в примерах PEST-анализа и расскажем о его преимуществах.

Что такое PEST-анализ?

Рентабельность компании

PEST-анализ является маркетинговым приемом, позволяющим оценить влияние внешней среды на эффективную деятельность фирмы. Чаще всего используется в стратегическом планировании и составляется на срок от 3 – 5 лет. Полученные данные могут использоваться для составления SWOT-анализа. В основном анализ внешней среды представляется в виде матрицы, состоящей из четырех квадратов.

Внешняя среда учитывает:

  • Микросреду (акционеры, покупатели, кредиторы и т. д.)
  • Макросреду (экономика, политические процессы, климатические факторы и т. д.)

Рассмотрим каждый макрофактор по отдельности.

Political (политический фактор)

Первым этапом проведение анализа является изучение явлений, связанных с работой правительства. При разработке стратегии и оценке перспектив развития компании рассматриваются такие политические явления, как:

  • государственная стабильность;
  • влияние принимаемых законов на деятельность организации;
  • степень государственного влияния на отрасль, в которой функционирует фирма;
  • распределение ресурсов государством и т. д.

Economic (экономические факторы)

Основной причиной рассмотрения данного аспекта является возможность компании получать прибыль. Необходимо грамотно спрогнозировать спрос и установить цену, чтобы оценить перспективы дальнейшего развития фирмы. К целям изучения экономического фактора относятся:

  • оценка политики инвестиций;
  • анализ цен энергоресурсов и сырья;
  • уровень инфляции и прожиточный минимум;
  • оценка других макроэкономических показателей, влияющих на покупательскую способность населения и спрос.

Social (социальные факторы)

При рассмотрении данного параметра учитываются:

  • стиль жизни;
  • численность и структура населения;
  • социальная мобильность, здоровье и образование;
  • нормы поведения, общественное мнение и т. д.

Technological (технологические факторы)

Факторы, которые характеризуют технологический прогресс в отрасли. Эта группа аспектов имеет на сегодняшний день глобальное значение, так как в эпоху быстроразвивающихся технологий оснастка отрасли может изменить равновесие рынка.

При рассмотрении технологических факторов основными являются следующие:

  • инновации в области информационных технологий;
  • совершенствование производственного процесса посредством внедрения новейшего оборудования;
  • развитие мобильных технологий и Интернета;
  • вероятные изменения в области технологий в ближайшие 5 лет.

PEST-анализ на примере компании нефтегазового сектора

Нефтяная компания

Для примера возьмем частную нефтяную российскую компанию ПАО «Лукойл».

  • Political. Эффективность деятельности публичного акционерного общества в полной мере зависит от политических настроений в стране. Увеличение налогов на добычу нефти, санкции в отношении российских нефтедобывающих компаний, государственное регулирование цен на энергоресурсы способны в значительной степени снизить чистую прибыль общества.
  • Economic. Снижение покупательской способности населения способно привести к тому, что будут меньше использоваться машины, следовательно, потребление продуктов нефтепереработки компании снизится. Рост темпов инфляции приведет к увеличению себестоимости продукции, что вынудит компанию повысить цену на конечный товар. Стоимость нефти также отразится на прибыли компании.
  • Social. Зарекомендовав себя как надежного поставщика, ПАО «Лукойл» крепко закрепилось на рынке. Потребители уверены в качестве моторного топлива, что исключает необходимость смены бренда. Однако обеспокоенность потребителей в области экологии приводит к увеличению машин, которые используют так называемое экотопливо (газ, электричество). Подобные тенденции снижают спрос и прибыль корпорации.
  • Technological. Постоянное совершенствование технологий в области переработки нефти гарантирует получение более чистой и конкурентоспособной продукции. Также современное оборудование менее энергоемкие, что позволяет снизить себестоимость товара. Отрицательное влияние НТП для компании заключается в появлении машин с электродвигателями– на фоне снижения спроса компания теряет деньги.

На примере PEST-анализа ПАО «Лукойл» видно, что риски нефтегазового сектора велики. Внешние факторы оказывают сильное воздействие на функционирование компании.

Рассматривая PEST-анализ на примере организации, не сложно запомнить механизм его проведения. По такому же принципу составляется матрица для компаний других секторов экономики. Из этого следует, что пример PEST-анализа сельскохозяйственного предприятия будет аналогичен.

Не менее важным является оценка внешних факторов и для гостиничного бизнеса. Рассмотрим пример PEST-анализа гостиницы в Великобритании:

  • P - сложности получения виз в данный регион могут привести к сокращению туристов, что является негативным фактором для гостиничного бизнеса. Также свое влияние имеет и рост налогов, и ввод нового законодательства об охране окружающей среды.
  • E - финансовый кризис в странах, из которых приезжает большее количество туристов, сильно ударит по прибыли компании. К проблемам также приведут рост инфляции и безработицы внутри региона.
  • S - использование мыла, моющего средства и значительное потребление водных ресурсов может привести к негодованию "зеленых". Положительное влияние может иметь размещение отеля: в зависимости от местности предпочтения людей меняются. Их привычки отмечать праздники или отдыхать обязательно скажутся на эффективности функционирования гостиницы.
  • T - развитие информационных технологий, разработка приложений для бронирования, внедрение климат - контроля положительно отразятся на рейтингах отелей.

Пример PEST-анализа ресторана будет составляться аналогичным алгоритмом.

Расширенные вариации PEST-анализа

PESTEL анализ

Самым распространенным вариантом PEST-анализа является PESTEL. В данный вид анализа, помимо уже известных, входят еще два фактора:

  • Legal – правовые факторы.
  • Environmental – экологические факторы.

Правовые факторы описывают юридическую среду функционирования бизнеса и более детально рассматривают вероятные изменения законодательных актов, которые в состоянии повлиять на прибыльность компании и ее эффективность. Факторы экологического характера определяют влияние деятельности фирмы на окружающую среду, а также как это может повлиять на финансовую отчетность в будущем.

Помимо PESTEL-анализа имеются и другие вариации:

  • PEST + EL + I (Industry analysis) - дополнительно вводят отраслевой анализ рынка.
  • PEST + E (Ethical) – применяются факторы, носящие этический характер.
  • PEST + Long + National + Global factors – анализ с оценкой на местном и глобальном уровнях.

Анализ внешней среды магазина

Волмарт магазин

В качестве расширенного примера PEST-анализа магазина используем крупную торговую сеть Walmart.

Политические факторы:

  • высокая степень политической стабильности;
  • поддержка глобализации со стороны правительства;
  • давление государства на повышение заработной платы.

Экономические факторы:

  • стабильность основных экономик;
  • продолжающийся рост развивающихся стран;
  • снижение безработицы в США.

Социальные факторы:

  • тенденция здорового образа жизни;
  • тенденция культурного разнообразия;
  • городская миграция.

Технологические факторы:

  • повышение автоматизации бизнеса;
  • увеличение использования мобильных средств среди населения;
  • доступ к большему количеству информации на фоне развития Интернета.

Экологические факторы:

  • тенденция устойчивого безотходного бизнеса;
  • тенденция, благоприятная для окружающей среды.

Правовые факторы:

  • правила безопасного производства пищевых продуктов;
  • положение о занятости;
  • реформа налогового законодательства.

В зависимости от того, в какой степени тот или иной фактор влияет на компанию, выставляется экспертная оценка от 1 до 5. Выводится средний балл и определяется, в какой области нужно работать, чтобы бизнес развивался.

Что такое SWOT-анализ?

SWOT анализ

SWOT-анализ - это основа, используемая для оценки конкурентной позиции компании путем выявления ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. В частности, SWOT-анализ является основополагающей моделью оценки, которая измеряет то, что организация может и не может сделать, а также ее потенциальные возможности и угрозы.

Элементы SWOT-анализа

При использовании SWOT-анализа организация должна быть реалистичной относительно своих хороших и плохих качеств. Организация должна сделать анализ конкретным, избегая "серой" области и анализируя в отношении реальных контекстов. Например, чем продукты и услуги компании лучше продуктов и услуг конкурирующих фирм? SWOT-анализ должен быть коротким и простым, и он должен избегать сложностей и чрезмерного анализа, поскольку значительная часть информации субъективна. Таким образом, компании должны использовать его как руководство, а не рецепт.

S (Strengths)

Сильные стороны описывают, что организацию выделяет среди конкурентов: сильный бренд, лояльная клиентская база, сильный баланс, уникальная технология и так далее. Например, хедж-фонд, возможно, разработал проприетарную торговую стратегию, которая возвращает результаты рыночных результатов. Затем он должен решить, как использовать их для привлечения новых инвесторов.

W (Weaknesses)

Слабые стороны не позволяют организации работать на оптимальном уровне. Они являются областями, в которых бизнес должен улучшаться, чтобы оставаться конкурентоспособным: более высокий, чем отраслевой оборот, высокий уровень задолженности, неадекватная цепочка поставок или нехватка капитала.

O (Opportunities)

Возможности касаются благоприятных внешних факторов, которые организация может использовать, чтобы придать ей конкурентное преимущество. Например, производитель автомобилей может экспортировать свои автомобили на новый рынок, увеличивая продажи и долю на рынке, если страна сократит тарифы.

T (Threats)

Угрозы относятся к факторам, которые могут нанести вред организации. Например, засуха представляет угрозу для компании, производящей пшеницу, поскольку она может уничтожить или уменьшить урожай. Другие распространенные угрозы включают такие вещи, как рост затрат на ресурсы, усиление конкуренции, ограниченное предложение рабочей силы и так далее.

Взаимосвязь SWOT и PEST-анализов

Получение прибыли

Оба анализа относятся к маркетинговой методике оценки бизнеса при стратегическом планировании. В первую очередь проводится PEST-анализ предприятия, примеры которого были приведены в этой статье. На основании полученных данный каждому фактору присваивается один из четырех элементов SWOT-анализа: сильная или слабая сторона компании, возможности или угрозы для успешного функционирования.

На примере PEST-анализа предприятия строительства разберемся во взаимосвязи.

Политические факторы:

  • высокая степень политической стабильности (сильная сторона);
  • поддержка глобализации со стороны правительства (возможность);
  • давление государства на повышение заработной платы (угроза).

Экономические факторы:

  • увеличение прожиточного минимума (возможность);
  • падение цен на строительном рынке (угроза);
  • рост инфляции (угроза)

Социальные факторы:

  • естественный прирост населения (возможности);
  • трудовая миграция (угроза);

Технологические факторы:

  • повышение автоматизации бизнеса (сильная сторона);
  • увеличение использования мобильных средств среди населения (возможности);
  • доступ к большему количеству информации на фоне развития Интернета (возможности).

Данный совмещенный пример SWOT, PEST-анализов позволяет гораздо лучше оценить положение дел на рынке. Помимо этого возможно выявить значительные факторы, влияющие на деятельность организации, а также сразу определить возможности увеличения прибыли.

Успех компании

Как видно из приведенных примеров PEST-анализа, данная методика является необходимой при стратегическом планировании. Вне зависимости от того, насколько крупной является отрасль, ее оценка может проводиться посредством анализа внешних факторов. Грамотное планирование своего бизнеса приведет к тому, за чем гонятся все предприниматели - увеличению прибыли. А дополнительное использование SWOT-анализа позволит выявить тенденции для диверсификации производства товаров или услуг.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.