Ява 638: новый код открывает горизонты творчества

Ява 638 - легендарный советский мотоцикл, который и по сей день пользуется популярностью у ценителей классики. Этот культовый "железный конь" дарил свободу и приключения тысячам советских людей. Давайте вспомним историю создания этой машины.

В 1938 году конструкторы Ирбитского мотоциклетного завода начали работу над новой моделью, которая должна была заменить морально устаревшую Яву 350. Главным конструктором стал инженер Александр Харьков, под руководством которого и была создана Ява 638. Первые экземпляры сошли с конвейера в 1940 году.

Двигатель Явы 638: надежность в любых условиях

Сердцем "Явы" стал двухцилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения рабочим объемом 638 кубических сантиметров. Этот надежный агрегат развивал мощность 16 лошадиных сил, что позволяло разгоняться до 95 км/ч. Двигатель отличался экономичностью - расход топлива составлял всего 3,5-4 литра на 100 километров.

Конструкция двигателя Явы 638 позволяла эксплуатировать мотоцикл в самых суровых условиях. Например, зимой двигатель можно было запускать без предварительного разогрева. Кроме того, узлы и агрегаты были максимально унифицированы, что упрощало техобслуживание и ремонт.

Мотоциклист в очках

Комфорт и управляемость

Несмотря на военное время, конструкторы постарались сделать Яву 638 максимально комфортабельной для тех лет. Появились рессорная вилка переднего колеса, задняя подвеска на маятниковых рычагах, удобное двухместное сидение.

Мотоцикл отличался отменной управляемостью и маневренностью за счет оптимального распределения веса. Передняя вилка имела угол развала, что улучшало устойчивость на высоких скоростях.

Карбюратор Явы 638

На первых моделях ставился карбюратор К-22А с дроссельной заслонкой 22 мм. Впоследствии его заменил более совершенный К-28А (с диаметром диффузора 28 мм). Карбюратор имел ручную и автоматическую регулировки топливной смеси.

Интересный факт: в годы войны на заводе не хватало алюминия для производства карбюраторов, и некоторое время Явы выпускались с деревянными карбюраторами кустарного производства.

Гонки на Яве 638

Простота и надежность

Главными достоинствами Явы 638 были неприхотливость в обслуживании и высочайшая надежность. Мотоцикл мог выдержать долгие переходы по полевым и заболоченным дорогам, работая в нечеловеческих условиях. Именно поэтому эти машины широко использовались в армии.

Конструкция Явы 638 позволяла в полевых условиях оперативно устранять поломки и проводить необходимое техобслуживание. Все узлы были максимально унифицированы и взаимозаменяемы.

Технические характеристики Явы 638

Давайте вспомним основные технические характеристики легендарного мотоцикла:

  • Двигатель: 2-цилиндровый V-образный, воздушное охлаждение;
  • Рабочий объем двигателя: 638 см3;
  • Мощность: 16 л.с. при 4000 об/мин;
  • Коробка передач: 4-ступенчатая, ручное переключение;
  • Максимальная скорость: 95 км/ч;
  • Расход топлива: 3,5-4 л на 100 км.

Ява 638 выпускалась с 1940 по 1964 год. За это время было произведено свыше 120 000 экземпляров этого культового мотоцикла.

И сегодня Ява 638 вызывает интерес у коллекционеров и любителей ретро-техники. Восстановленные экземпляры с удовольствием используются для путешествий и повседневных поездок.

Производство и модификации

Ява 638 выпускалась на Ирбитском мотоциклетном заводе, который в годы войны стал одним из ведущих производителей мотоциклов в СССР. К 1944 году завод выпускал уже 10 тысяч мотоциклов в год!

Со временем появлялись модификации Явы 638 с улучшенными характеристиками. Например, модель 638А имела телескопическую вилку вместо пружинной, a 638Б оснащалась новым карбюратором.

Ява 638 на фронте

В годы Великой Отечественной войны тысячи Яв 638 поставлялись в действующую армию. Мотоциклы использовались для связи, разведки, в качестве вспомогательного транспорта.

Небольшие габариты и проходимость позволяли Явам эффективно действовать на лесных дорогах и пересеченной местности. Надежность конструкции ценилась в условиях военного времени.

Ява 638 в кино

Легендарный советский мотоцикл неоднократно появлялся на киноэкране. Одна из самых знаменитых сцен - погоня на Яве из фильма "Операция «Ы» и другие приключения Шурика".

В фильме "Неуловимые мстители" герои также использовали этот мотоцикл. Ява 638 присутствует в фильмах "Щит и меч", "Добровольцы", "В бой идут одни старики" и многих других.

Благодаря кинофильмам образ советского мотоцикла Ява 638 навсегда вошел в историю отечественной кинематографии.

Эксплуатация Явы 638 сегодня

Несмотря на солидный возраст, многие энтузиасты до сих пор эксплуатируют Яву 638. Конечно, для этого требуется регулярное техобслуживание и замена изношенных деталей.

Главная сложность при эксплуатации - подбор запчастей. Многие детали уже не выпускаются, и их приходится изготавливать вручную. Впрочем, это не останавливает настоящих ценителей ретро-техники!

Ява 638 в мотоспорте

В послевоенные годы на базе Явы 638 создавались спортивные модификации для участия в гонках и ралли. Гоночные версии отличались форсированным мотором и облегченным шасси.

В частности, Ява 638 принимала участие в легендарном мотокроссе на приз газеты "Известия" в 1950-60-х годах. Гонщики ценили этот мотоцикл за маневренность и проходимость.

Ява 638 сегодня

Сегодня Ява 638 - настоящая редкость и раритет. В хорошем состоянии такие мотоциклы высоко ценятся коллекционерами и мотолюбителями.

Восстановленные экземпляры с удовольствием используются для путешествий и прогулок по старым дорогам. Ява 638 по-прежнему олицетворяет дух классического советского мотоцикла.

Памятники Яве 638

В честь легендарного мотоцикла в разных городах России установлены памятники. Например, в поселке Ирбит Свердловской области, где выпускалась Ява, ей установлен памятник.

Еще один памятник Яве 638 установлен в Москве, в музее ретро-автомобилей. Так дань уважения великой советской легенде!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.