Реверсивное движение: знак, правила движения

Реверсивное движение - это особая организация дорожного движения, при которой направление движения на определенных полосах меняется в разное время суток в зависимости от интенсивности транспортных потоков. Такая схема позволяет более эффективно использовать пропускную способность дороги, снижая загруженность в часы пик. Основным знаком, указывающим на наличие реверсивного движения, является знак 5.15.1 "Направление реверсивного движения". Он имеет стрелку белого цвета на синем фоне. Внизу знака может быть табличка с указанием дней недели и времени действия реверсивного движения.

Когда появилось реверсивное движение

Впервые реверсивное движение стали применять еще в 1950-х годах в США. Это было связано с бурным ростом автомобилизации после Второй мировой войны. Тогда возникла необходимость повысить пропускную способность улиц в часы пик. Первый постоянный реверсивный режим был введен в Питтсбурге в 1953 году. В Советском Союзе первые реверсивные полосы появились в 1970-х годах в Москве на Ленинском проспекте. Это позволило существенно увеличить пропускную способность центральной магистрали столицы.

Правила движения по реверсивной полосе

Правила движения по реверсивным полосам прописаны в пункте 9.8 ПДД РФ. Водители должны ориентироваться на знаки дорожного движения и дорожную разметку.

Основные правила таковы:

  • Движение разрешено только в указанном стрелками на знаке направлении
  • Выезд на реверсивную полосу возможен только из крайней левой полосы
  • Перестраиваться на соседние полосы, кроме реверсивной, запрещено
  • На реверсивной полосе нельзя разворачиваться и останавливаться

За нарушение правил движения по реверсивной полосе предусмотрен штраф 500 рублей.

Знак реверсивного движения на дороге

Реверсивное движение в разных городах

Реверсивные полосы есть во многих крупных городах России, включая Москву, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург и другие. Как правило, они организуются на основных въездах в центральную часть города. В Москве одними из первых реверсивными стали Тверская улица, Садовое кольцо и улица 1905 года. В настоящее время режим действует более чем на 20 трассах общей протяженностью около 200 км. В Санкт-Петербурге реверсивное движение организовано на Невском проспекте, Московском проспекте, набережной реки Фонтанки. По данным городских властей, это позволило снизить загруженность центра на 5-7%.

Как выехать на реверсивную полосу

Чтобы правильно выехать на реверсивную полосу, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Заблаговременно перестроиться в крайний левый ряд
  2. Убедиться, что движение в требуемом направлении разрешено (по знаку и разметке)
  3. Включить указатель поворота налево
  4. Уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по реверсивной полосе во встречном направлении
  5. Плавно выехать на реверсивную полосу, убедившись в безопасности маневра

При смене направления реверсивного движения необходимо заблаговременно перестроиться на полосу, соответствующую новому направлению.

Реверсивное движение в мире

Реверсивные полосы широко используются не только в России, но и в других странах мира. К примеру:

  • В США реверсивки есть в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско и многих других городах
  • Во Франции режим действует в Париже на некоторых направлениях бульвара Периферик
  • В Великобритании реверсивное движение применяется в Лондоне на мостах через Темзу
  • В Японии такие полосы оборудуются в Токио, Осаке, Нагое

Таким образом, реверсивное движение доказало свою эффективность в борьбе с пробками в мегаполисах по всему миру. Главное - соблюдать правила и следить за дорожными знаками при движении по реверсивным полосам.

Центр управления дорожным движением

Особенности реверсивного движения в Москве

В Москве реверсивное движение имеет ряд особенностей. В частности, здесь введены не только реверсивные полосы, но и реверсивные светофоры. Они меняют направление движения не только по полосам, но и на перекрестках. Также в столице есть участки дорог, где реверсивное движение действует круглосуточно, а не только в часы пик. Это связано с постоянно высокой интенсивностью движения.

Безопасность при реверсивном движении

Для обеспечения безопасности при реверсивном движении водителям важно быть предельно внимательными и строго соблюдать ПДД. Начало и конец реверсивной полосы обозначается соответствующими дорожными знаками и разметкой. Кроме того, на таких участках часто устанавливают камеры фотовидеофиксации, которые фиксируют нарушения правил использования реверсивных полос.

Преимущества реверсивного движения

Главными преимуществами реверсивного движения являются:

  • Повышение пропускной способности дороги
  • Снижение загруженности в часы пик
  • Оптимизация транспортных потоков
  • Экономия времени участников движения

За счет этого уменьшаются пробки, сокращается время поездки, повышается скорость движения транспорта по наиболее загруженным участкам.

Реверсивное движение и общественный транспорт

Реверсивные полосы часто используются для организации движения общественного транспорта. Автобусам и маршрутным такси разрешено движение по таким полосам в обоих направлениях. Это позволяет существенно повысить скорость движения общественного транспорта даже в часы пик. В результате сокращается время поездки пассажиров.

Перспективы реверсивного движения

С развитием автомобилизации реверсивные полосы, вероятно, будут внедряться во все большем количестве городов. Это эффективный способ оптимизации дорожного движения.

Возможно расширение использования реверсивных светофоров. Также перспективно применение интеллектуальных систем управления, которые будут в автоматическом режиме менять направление движения по реверсивным полосам в зависимости от текущей транспортной ситуации.

Проблемы при введении реверсивного движения

При внедрении реверсивного движения часто возникают определенные проблемы. Водители не сразу привыкают к такой организации дорожного движения и нарушают правила.

Для решения этой проблемы требуется:

  • Проведение разъяснительной работы с водителями
  • Установка дополнительных информационных щитов и указателей
  • Организация временных патрулей для контроля за соблюдением правил
  • Своевременное нанесение необходимой разметки

Постепенно, по мере привыкания участников дорожного движения, количество нарушений снижается и реверсивная система начинает функционировать в штатном режиме. Как уже отмечалось, реверсивные полосы широко применяются не только в России, но и за рубежом. Рассмотрим подробнее их использование в некоторых странах.

Реверсивное движение в США

В США реверсивное движение впервые появилось еще в 1950-х годах. Сегодня такие полосы действуют во многих крупных городах, включая Нью-Йорк, Чикаго, Хьюстон, Сан-Диего. Особенностью является использование реверсивных полос на мостах и эстакадах для увеличения их пропускной способности в часы пик.

Великобритания

В Лондоне реверсивные полосы оборудованы на некоторых центральных улицах, а также на мостах через Темзу. Их действие контролируется при помощи видеокамер. Интересной особенностью является использование реверсивных полос для велосипедистов, чтобы увеличить пропускную способность велодорожек.

Франция

В Париже система реверсивного движения внедрена на периферийном бульваре Периферик. Она позволяет перераспределять транспортные потоки в зависимости от интенсивности движения. Действие реверсивных полос контролируется при помощи видеонаблюдения, нарушителей штрафуют.

Китай

Реверсивное движение широко используется в крупнейших городах Китая: Пекине, Шанхае, Гуанчжоу. Оно помогает справиться с огромной загруженностью улиц. Отличительной чертой является организация реверсивных полос не только для автомобилей, но и для велосипедистов.

Япония

В японских городах реверсивное движение применяется достаточно широко. Оно помогает оптимизировать очень плотные транспортные потоки. Характерной особенностью является использование реверсивных полос на скоростных автомагистралях в пригородах крупных агломераций.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.