Плотоядные растения: виды, названия, интересные факты

Большинство людей считают, что прекрасные представители флоры являются кормом для пресмыкающихся и насекомых, травоядных животных. Известно им и о том, что велика доля растений и в рационе человека. Однако не всем известно, что существуют на Земле и плотоядные растения, которые не прочь полакомиться живыми организмами.

На сегодня науке известно более 600 видов растений-хищников, которые имеют особые приспособления для привлечения и удержания добычи. Их объединяет яркая окраска, привлекающая насекомых. Кроме того, все они произрастают на довольно бедных по своему составу почвах.

растения-хищники

Почему растения становятся хищниками?

Почти все растения питаются соками земли. Для их добычи у них существует корневая система, нередко довольно разветвленная. Именно через нее полезные вещества из почвы поступают внутрь стебля, усваиваются и превращаются в клетчатку, листья, древесину, в радующие глаз прекрасные соцветия. Чем плодороднее почва, тем больше возможностей имеет растение. Такой принцип относится ко всем представителям флоры.

Но, к сожалению, почвы не везде плодородны. Плотоядное растение, питающееся насекомыми, вынуждено добывать вещества, которые необходимы для его жизнедеятельности, по одной простой причине — взять их больше негде, ведь хищники живут на очень бедных почвах. И тем не менее они прекрасно развиваются. Более того, многие цветоводы выращивают плотоядные растения в домашних условиях.

Как питаются растения-хищники?

В ходе эволюции листья плотоядных растений претерпели серьезные изменения: они превратились в особые ловчие органы: клейкие капканы, мгновенно срабатывающие ловушки, кувшинки, наполненные переваривающей жидкостью. Например, лист росянки покрыт капельками клейкого вещества. За эту блестящую россыпь американцы именуют растение травой драгоценных камней.

питание плотоядных растений

Блеск привлекает насекомое, которое опрометчиво садится на лист-ловушку и тут же прилипает к нему. Интересно, что практически все плотоядные растения-хищники, убийцы насекомых могут отличать съедобное от несъедобного. На ложные сигналы (капли дождя, упавший лист) они не реагируют. Но когда на ловушку попадает насекомое, тут же ворсинки, расположенные на листе, со всех сторон его обхватывают, а сам лист сворачивается в небольшой плотный кокон. В этом состоянии из его желез выделяются особые вещества. Их состав очень близок к пищеварительному соку животных. С их помощью растворяется хитин, а все питательные вещества устремляются по сосудам плотоядных цветов. Через несколько дней ловушка распахивается — она опять готова к охоте.

У жирянки охота происходит несколько иначе: лист растения не сворачивается после захвата насекомого. Азот, который содержится в теле добычи, дает мощный толчок, и начинается выработка переваривающей жидкости. Она внешне напоминает жир, возможно, именно она и дала название растению.

Совсем другой способ охоты демонстрируют дарлингтония, непентес, саррацения. У этих растений листья превратились в кувшинчики, доверху заполненные пищеварительным составом. Попавшие на внутреннюю стенку листа насекомые, соскальзывают и оказываются на дне ловушки.

Ученые считают самым активным плотоядным растением венерину мухоловку. Листья его внешне напоминают ракушки. Они густо покрыты чувствительными волосками. Едва к одному из них прикасается жертва, створки в ту же секунду захлопываются, а растение начинает вырабатывать пищеварительные ферменты. У различных видов плотоядных растений пищеварительный цикл может длиться от пяти часов до двух месяцев.

Росянка

Жителям северо-западных регионов России хорошо известно название плотоядного растения, произрастающего на болотистых землях, – это росянки. Как правило, встречаются два вида – круглолистная и английская. Это небольшие растения с листьями, собранными в розетку. Росянки наделены движущимися щупальцами, на кончиках которых выступают липкие капельки жидкости.

Растение росянка

Присевшее на липкие щупальца насекомое тут же становится жертвой растения. Щупальца быстро загоняют его в ловушку.

Дарлингтония калифорнийская

Это растение считается довольно редким видом, растущим на болотах и у родников с очень холодной проточной водой. Наиболее часто встречается в Орегоне и северной Калифорнии. Растение сложно устроено: в своем кувшине оно имеет ложные ходы. По ним насекомые, привлеченные сладким ароматом, пытаются выбраться, но чем более активны их усилия, тем быстрее добыча погружается в липкий состав.

При этом ботаники отмечают интересный факт — это растение опыляют какие-то насекомые, которые не погибают в слизи, но науке пока неизвестно, к какому виду они относятся.

Дарлингтония калифорнийская

Венерина мухоловка

Это небольшое растение-хищник, питающееся насекомыми и паукообразными. Вокруг подземного стебля располагаются листья, имеющие форму розеток. Обычно на одном взрослом растении бывает не более семи листьев, каждый из которых является ловушкой. Растет мухоловка очень низко к земле, поэтому недостатка в кормах не испытывает: в ловушку легко заползают насекомые.

Ловушки этого растения, окаймленные жесткими, подобными шипам ресничками захлопываются за доли секунды. Интересно, что венерина мухоловка сводит до минимума ложные захлопывания: они закрываются только после того, как жертва коснется внутренних волосков, причем в течение всего двадцати секунд.

Венерина мухоловка

Когда жертва попадает в ловушку, края долей листьев закрывают ее, создавая замкнутый объем, где и переваривается добыча.

Непентес

Травянистая, кустовидная, хищная лиана, которая широко распространена в тропиках Азии, на Сейшельских островах, Филиппинах, Мадагаскаре. От прочих плотоядных растений ее отличают в первую очередь размеры: нередко кувшин в длину достигает 30 см. С помощью такой ловушки растение с успехом охотится не только на насекомых, но и на амфибий, ящериц и даже мелких млекопитающих.

насекомоядное растение непентес

Непентес приглянулся обезьянам: исследователи не раз наблюдали, как они пьют из довольно крупных стаканчиков, за это местное население называет эту лиану «обезьяньей чашкой». В большинстве своем растения этого вида небольшие, питающиеся только насекомыми. Но встречаются среди них и крупные разновидности, к примеру Nepenthes Rajah, Nepenthes Rafflesiana, охотящиеся на мелких зверей (ящериц, крыс, птиц).

А neptens attenboro, названный в честь ведущего и журналиста, бывшего руководителя ВВС сэра Дэвида Аттенборо, — это самое большое плотоядное растение на планете. Обнаруженный цветок имел внушительные размеры. Его кувшин вмещал в себя почти два литра жидкости, располагавшейся в два слоя: внизу находилась пищеварительная жидкость, а сверху – чистая вода, в которой даже были обнаружены личинки комаров.

neptens attenboro

Жирянка

Хищное растение, которое для добычи дополнительного пропитания использует свои железистые, липкие листья. Они очень сочные, окрашенные в розовый или ярко-зеленый цвет. На верхней стороне листьев находятся два вида клеток. Одни из них вырабатывают слизистый секрет в виде капель на поверхности листьев, которые очень липкие. Другие клетки вырабатывают пищеварительные ферменты.

Библис

Растение еще называют радужным. Небольшой вид хищных растений, пришедший к нам из Австралии. Свое второе название радужное растение получило благодаря слизи, покрывающей листья. На солнце она переливается всеми красками. Листья полностью покрывают железистые волоски, выделяющие слизистое вещество, которое и является ловушкой для мелких насекомых.

Росолист Лузитанский

Близкий к росянкам полукустарник, имеющий второе название португальская мухоловка, родом из Средиземноморья. Растение выделяет сладкий аромат, который привлекает насекомых. Они вязнут в липкой поверхности и погибают.

Росолист отличается отменным аппетитом: в течение дня взрослое растение успешно справляется с несколькими десятками крупных мух.

Как вырастить плотоядные растения в домашних условиях?

Даже цветоводы с большим опытом признают, что выращивать такие растения непросто. Однако все сложности по выращиванию и уходу с лихвой компенсируются возможностью наблюдать за этими уникальными растениями, кормить их надоедливыми мошками и комарами.

Плотоядные комнатные растения нуждаются в особом внимании и правильном уходе. Растения-хищники исполняют роль «санитаров», уничтожая насекомых в квартире. Из более чем 600 видов плотоядных растений всего лишь два десятка культивируются в качестве домашних. Чаще других выращиваются следующие:

• росянка (круглолистная, английская, королевская);
  • непентес (некоторые виды);
  • пурпурная саррацения;
  • жирянка;
  • гелиамфора;
  • венерина мухоловка;
  • альдрованда (водное растение).

Для них необходимо создать в квартире определенные условия.

плотоядные растения в домашних условиях

Освещение

Всем хищным растениям необходимо хорошее освещение, желательно, чтобы свет был рассеянным. Некоторые виды даже не боятся прямых солнечных лучей. При недостаточном освещении растения, у которых листья окрашены в оранжевый, красный, малиновый, бордовый цвет, меняют его на зеленый, утрачивая свою яркость и декоративность. Это же можно сказать и об измененных листьях, которые предназначены для охоты: кувшинчиках, воронках, ловушках. Особенно чувствительны к нехватке освещения тропические хищники – дарлингтония, непентес. В зимний период они нуждаются в дополнительной подсветке.

как вырастить растение-хищник

Температура

В помещении, где растет такое необычное растение, необходимо поддерживать привычную для определенного вида температуру. Другими словами, она должна быть приближена к естественной. Плотоядные комнатные растения из умеренного климата: жирянки, росянки, саррацения, венерина мухоловка - прекрасно себя чувствуют при температуре +18...22 °C. При этом они не страдают, если температура опускается до +10 °C. Интересно, что жирянку, росянку и морозостойкие сорта саррацении можно с успехом выращивать в открытом грунте, у искусственных водоемов.

Представителю тропиков – непентесу - требуется более высокая температура – от 22 до 25°C.

Субстрат

Плотоядные растения дома высаживают в грунт, аналогичный природному составу почв. Он должен быть кислым, с рН от 5,0 до 6,2, не содержащим большого количества минеральных и органических компонентов. К примеру, можно использовать смесь торфа со сфагновым песком в соотношении 3:1. Иногда торф заменяет кокосовое волокно, а песок – перлит.

Влажность и полив

Плотоядные домашние растения поливают теплой (19-22°C) мягкой водой. Летом полив производится три раза в неделю, а зимой — один раз. Нередко начинающие цветоводы сталкиваются с основной проблемой при выращивании плотоядных домашних растений – обеспечением нужной влажности воздуха.

Чтобы растение нормально росло и активно развивалось, большинству видов необходима высокая влажность воздуха – более 60%. Тропическим видам (непентес, дарлингтония) влажность необходима около 85%. В противном случае растения потеряют свою декоративность: кончики листьев, на которых располагаются ловушки и кувшинчики, засыхают, а на новых листьях не появляются.

Чтобы поддерживать необходимую влажность воздуха, регулярного опрыскивания растения недостаточно. Многие используют поддон с насыпанным в него керамзитом или галькой. Налейте в него воду таким образом, чтобы она не касалась дна горшка с цветком. Правильнее всего выращивать хищные растения в флорариумах или зимних садах. Если такой возможности нет, используйте специальные увлажнители воздуха.

плотоядные цветы

Кормление

В комнатном цветоводстве зеленые хищники, как и в естественных условиях, нуждаются в дополнительном питании. Подкармливают хищников, как и положено, белковой пищей. Для этого подойдут слепни, мухи, тараканы, пауки, небольшие слизни.

Активных хищников (венерина мухоловка) кормят с использованием пинцета: осторожно поднесите к раскрытой ловушке насекомое и отпустите в ловушку. Как только чувствительные волоски ощутят прикосновение добычи, ловушка мгновенно захлопнется.