Инновационная деятельность: виды, направления, развитие и финансирование

С развитием промышленного прогресса очень популярным термином стало слово «инновации». В повседневной жизни инновации стали символом прогресса и движения вперед. Они захватили практически каждую сферу нашей жизни. Инновационная деятельность в образовании позволяет получать более профессиональных специалистов, в медицине - более низкую смертность, в обороне - более качественную защиту.

Инновации в буквах

Определение

Подобный вид деятельности можно определить, как введение нового в определенную структуру какой-либо сферы жизнедеятельности человека. Инновации в экономическом смысле обозначают деятельность, которую направляют на совершенствование продукции и технологии производства, а также на поиск новых секторов рынка и расширение продуктовой линейки.

Среди пунктов организации инновационной деятельности можно выделить три основных: поиск слабых мест компании, осуществление процесса и организация внедрения самих инноваций в производство.

Без инноваций не может существовать сфера производства, по причине того, что любое производство изнашивается, а технологии устаревают. На каждом крупном предприятии есть свой научный комплекс, который позволяет компании осуществлять развитие инновационной деятельности. Это нужно для того, что бы избежать торможения технического процесса.

Кроме своего производства необходимо уделять внимание сектору рынка и следить за конкурентами. Также необходимо своевременно анализировать свой производственный процесс на момент возможных улучшений и новых форм инновационной деятельности. Если фирма будет представлена на рынке скудным ассортиментом или устаревшим товаром, который давно не востребован, то она сразу же проиграет конкуренцию.

Необходимость инноваций может появляться по разным факторам, это может быть какой-то успех компании, например, выигрыш тендерного аукциона или расширение филиальной сети. Немаловажный толчок к инновациям происходит при серьезном изменении структуры рынка, как, например, появление мощного конкурента или увеличение спроса на другой товар.

Движение вперед

Виды инновационной деятельности

Инновации являются повсеместным явлением во всех видах деятельности. Им уделяется особое внимание не только в предпринимательской среде, но и в сфере образования, жилищно-коммунальных услугах и даже в оборонной сфере. Это объясняется большой государственной поддержкой инновационной деятельности. Стоит учесть, что среди форм деятельности можно выделить множество различных видов, но ученые выделяют всего три основные.

Последовательная

Исходя из названия, вся деятельность ведется поэтапно во всех подразделениях. После проведения инновационных исследований и внедрения их в производство, результаты передаются высшему руководству, которое оценивает и принимает решение о целесообразности внедрения технологии. Среди плюсов подобной схемы можно выделить повторяемость анализа новинок на каждом этапе внедрения, снижение рисков и упрощение контроля.

Среди минусов подобного метода можно выделить сложность исправления недостатков инноваций, когда разработка уже ушла на следующую ступень. Отсюда следует возрастание расходов на исправление недостатков и, как следствие, увеличение трудоемкости процесса и увеличение сроков его внедрения.

Параллельная

При такой схеме инновационная деятельность ведется во всех подразделениях сразу, что позволяет своевременно корректировать процесс на всех его этапах. Среди минусов можно отметить сложность контроля над процессом, так как он идет одновременно в нескольких подразделениях, поэтому такая схема применяется чаще всего на мелких и средних предприятиях.

Научно-исследовательская группа

Интегральная

Предыдущие две схемы внедрения подразумевают полную переориентацию всех подразделений на инновационную деятельность. При этом серьезно страдает текущее производство и экономика предприятия в целом. Для того чтобы избежать потерь, многие предприятия создают на базе подразделения, так называемые, фокус группы, которые занимаются внедрением инноваций, в то время как основное подразделение занимается своим обычным делом. Такая система называется матричной.

Многие крупные компании создают на своей базе специальные научно-исследовательские группы, возглавляемые лучшими специалистами, которых часто приглашают со стороны. Такая система признана лучшей в сфере инноваций, так как при ней сокращаются сроки внедрения, улучшения качества, сохранение текущего производства, упрощение контроля. Эта система подходит большим компаниям, в которых внедрение инноваций становится текущей задачей и инновационная деятельность ведется в постоянном режиме.

Инновационная деятельность

Венчурные фонды

Особой категорией является создание венчурных предприятий. Это один из самых популярных форм финансирования инновационной деятельности в американских корпорациях. Они создают на своей базе специальные предприятия, основная цель которых - это научно-исследовательская деятельность для финансирующей организации.

Обычно, такие фирмы организуются для рискованных инноваций, у которых высокий срок окупаемости, порой, до 10 лет. Первые венчурные организации начали создаваться в США в 70-х годах и достигли пика популярности в 90-х. Они позволяют финансировать практически все направления инновационной деятельности.

Очень часто венчурным фондам дают практически неограниченную свободу и финансирование, поскольку материнская компания имеет эксклюзивные права на любой новый продукт, а зачастую на рынке выигрывает тот, кто уделяет новшествам большое внимание.

Важность идеи

Тенденции развития

В настоящее время среди основных моментов развития инноваций можно выделить:

  1. Сокращение контролирующих органов, замедляющих функционирование инновационных подразделений.
  2. Создание дополнительных управленческих структур и подразделений, которые направлены на стратегическую инновационную деятельность.
  3. Объединение научно-исследовательских подразделений с подразделениями маркетинга и производства в многофункциональные, разносторонние структуры, которые направлены на тестирование и внедрение инноваций.
  4. Установление целевого курса и системы мотивации, ориентированной на получение конечного продукта в кратчайшие сроки.

Процесс

  1. Исследование. Любое введение нового продукта начинается со стадии исследования рынка, потребностей и возможностей улучшения продукта в целом. Этот этап ведется в специальных научных центрах или исследовательских группах внутри предприятия. В зависимости от этого, спонсирование идет из государственного бюджета или бюджета финансирующей организации. Также на этом этапе происходит теоретическое тестирование нового продукта на живучесть в рыночных условиях.
  2. Разработка. На этом этап выполняется непосредственно создание самого продукта, а также проводятся опытно-конструкторские работы, которые позволяют снизить риск инвестирования в исследовательскую работу, которая является высокорисковым активом.
  3. Внедрение. На этом этапе происходит самый интересный момент для инвесторов, а именно, коммерциализация проекта. Цель любой инновационной деятельности на предприятии – это дальнейшее внедрение этих инноваций в производство, захват нового сегмента рынка и, как следствие, увеличение прибыли. Этот этап является самым затратным, так как требуется переобучение персонала, мощная рекламная компания для продвижения нового продукта, а иногда и переоборудование всего производства. Зачастую, расходы на последний этап превышают затраты на первых ступенях в десятки раз.

Стоит учесть, что исследовательская деятельность затрагивает не только производственную сферу. Очень часто исследовательские работы ведутся в маркетинговой и экономической сфере. Очень часто для инноваций в этих сферах компании привлекают консалтинговые фирмы, которые обладают нужным опытом и багажом знаний.

Инновации движение вверх

Анализ инноваций

Очень важным элементом является система инновационного менеджмента – это система управления всей деятельностью, подразделениями, которые задействованы в этом и связаны экономическими отношениями, возникающими в процессе любого действия. Этот вид менеджмента является частью функционального менеджмента и неотъемлемой частью всего процесса, без которого функциональность деятельности сильно сократилась бы. Именно здесь занимаются анализом происходящих изменений, их качества и необходимости. Анализ общей деятельности осуществляется путем исследования показателей подразделения, которое занимается инновациями, показателей нового продукта и эффекта от внедрения инноваций.

Показатели эффективности

К показателям подразделений обычно относят объемы научной деятельности, объемы проектов, разрабатываемых в рамках этой деятельности. К показателям нового продукта относят показатели его конкурентоспособности, объемы новой продукции количество новых продуктов, а также экономические показатели, такие как прибыль и рентабельность.

К показателям эффекта от внедрения инноваций относят:

  1. Финансовый эффект. Это показатель рассчитывают как разницу между прибыльностью нового продукта и затрат на его изобретение.
  2. Бюджетный показатель. Отражает экономические последствия для бюджета, из которого велось финансирование инновационной деятельности.
  3. Общеэкономические показатели - рассчитывают такие показатели, как выручка от реализации продукта, выручка от продажи лицензии, различные кредиты и займы для осуществления деятельности.
    Пример деятельности

Экономический анализ

В связи со всеми этими показателями возникает необходимость проведения экономического анализа инновационной деятельности на предприятии, которая происходит в следующей последовательности:

  1. Первым шагом оценивается сам инновационный потенциал предприятия, его научно-технические возможности и внутрихозяйственные резервы. Также проводится анализ вложений в инновационную деятельность, исследуются показатели финансового рычага.
  2. Вторым шагом оценивается соотношение величины затрат к величине новых инноваций и проектов в стадии разработки. Также это соотношения сравнивается между отчетным и прошедшим периодом, для выявления динамики. После этого шага можно выявить дополнительные резервы для повышения качества инновационной деятельности.
  3. На третьем этапе проводится анализ конечного продукта, делаются выводы по отчетному периоду и осуществляется корректировка планов на будущий год.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.