Колоратурное сопрано - серебряный голос

Все мы знаем трогательную и грустную сказку о Снегурочке, авторами которой были А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков. Партию нежной девушки, дочери Весны-Красны и Мороза, по замыслу автора, исполняет колоратурное сопрано. Именно такой тембр голоса, высокий и напоминающий хрустальный колокольчик, был способен передать и звон капели, и серебро льда, которое ассоциируется с образом Снегурочки.

Колоратурное сопрано

Колоратурное сопрано в классификации певческих голосов занимает самую высокую строчку. Это голос, способный звучать в самом верхнем регистре. Кроме того, это самый подвижный голос, именно поэтому он и называется колоратурным. Ему под силу исполнение самых сложных вокальных украшений - колоратур.

Лирико-колоратурное сопрано

Интересно, что разных композиторов по-разному привлекали возможности этого тембра. Если композиторы 18 века обращали внимание на виртуозность звучания голоса, то колоратурное сопрано использовалось с целью показать близость его к звучанию музыкального инструмента во всем блеске. Пример - злая волшебница царица Ночи, которой В.Моцарт отвел одну из главных ролей в опере «Волшебная флейта». Яркая и сложнейшая партия с виртуозными пассажами. Позже, уже в 19 веке, композиторы стали больше уделять внимание выразительности, психологизму пения. Но по-прежнему этот тембр женского голоса ассоциируется со сказочными героинями: Людмила в опере "Руслан и Людмила" М.Глинки, Царевна-Лебедь в "Сказке о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова, Шамаханская царица в его "Золотом петушке".

На западе сформировалась более узкая специализация. Колоратурное сопрано подразделяют на драматическое сопрано и лирическое. Партию царицы Ночи в моцартовской "Волшебной флейте" поет исполнительница с драматическими характеристиками голоса, а партию Цербинетты в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса исполняет лирико-колоратурное сопрано. В российской практике такая дробность, как правило, не учитывается.

Драматическое сопрано

Певицы, обладающие лирическим сопрано, исполняют партии Наташи Ростовой в "Войне и мире" С.Прокофьева или Татьяны в опере "Евгений Онегин" П.Чайковского. Это голос с теплым тембром, лиричный и мягкий.

Другая разновидность - драматическое сопрано, как видно по самому наименованию, представляет собой яркий и сильный певческий голос. Такому тембру отдаются партии героинь со сложным характером, которые борются за свое счастье и часто гибнут за него. Наташа из оперы А.Даргомыжского "Русалка" или Лиза из "Пиковой дамы" П.Чайковского - именно такие героини.

Встречаются голоса, которые могут сочетать в себе разные качества сопрано, тогда им под силу самые различные партии и образы. Такое уникальное лирико-колоратурное сопрано было, например, у великой русской певицы Антонины Неждановой.

Конечно, за право первого сопрано мира всегда, прежде всего, боролись итальянские певицы, поющие бельканто. Когда-то первой была Мария Каллас. Сегодня трон свободен. Хотя российская певица Анна Нетребко, которую рады видеть на любой сцене, уверенно теснит западных оперных див, являясь одновременно примой Мариинского театра.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Безумно люблю колоратурное сопрано. Очень жаль, что Бог мне не дал такого чистого, высокого, хрустально-звонкого красивого голоса. А хотела бы иметь такой. Мой же голос, к сожалению, под это описание, что выше не подходит никак - от природы он у меня грубый, жесткий, тяжелый и напротив низковатый и с хрипотцой и буквально в верхнем регистре он слабый и весь дрожит. Словом, высокие ноты беру с трудом, свободы и легкости на них не чувствую.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.