Правовое регулирование международных морских перевозок

Международные морские грузоперевозки – это один из наиболее распространенных в международной торговле способов доставки грузов, который осуществляется уже не одну сотню лет, и за это время были разработаны специальные правила, соблюдать которым обязаны все участники международной торговли. Эти правила регулируют перевозку грузов от составления договора (коносамента) и до поставки его в порт.

Что представляет собой коносамент

Коносамент – это договор международных морских перевозок, заключаемый грузоперевозчиком и фрахтователем (грузоотправителем или грузополучателем). В нем прописаны права и обязанности сторон, описание груза и другие относящиеся к транспортировке определенного груза требования. Положения в коносаменте определяются не только взаимными договоренностями, но и правилами морских грузоперевозок. В коносаменте должны быть условия, при которых груз должен быть доставлен. Указан срок и место его отправки и доставки. В документе также оговариваются случаи, при которых перевозчик не несет ответственности за поставленный груз.

международный кодекс морской перевозки опасных грузов

Международные грузоперевозки осуществляются в соответствии с международным кодексом морской перевозки грузов и со следующими юридическими документами:

  • Гаагские правила.
  • Правила Гаага-Висби.
  • Габсбургские правила.

Помимо перечисленных выше документов, в 2009 году были разработаны новые «Роттердамские правила». Предполагается, что со временем они станут единым сводом правил для всех стран. Единая система упорядочит взаимоотношения, придя на смену прежним, устаревшим стандартам и правилам.

Все перечисленные выше положения, совместно с международным кодексом морских перевозок, создают единую систему правового регулирования и регламентирования международных грузоперевозок. На основании этих положений и документов в международной торговле выработаны законы, определены права и обязанности всех сторон: отправителя, перевозчика и получателя.

Гаагские правила

Этот документ был разработан и принят в мировой практике международных морских перевозок грузов еще в 1924 году в Брюсселе. С тех пор он был ратифицирован в более чем 74 странах мира, в том числе в Великобритании и Нидерландах. Позже в него вносились различные изменения и дополнения.

Гаагские правила, по-другому Брюссельская конвенция, были приняты для того, чтобы унифицировать форму и содержание коносамента, а также определить степень ответственности грузоперевозчика в случае нарушения условий договора.

В документе дается определение таким важным понятиям международных морских перевозок, как перевозчик, договор перевозки, грузы, судно и перевозка грузов. Максимальный штраф за нарушение условий договора, в соответствии с этими правилами, составляет всего 100 фунтов стерлингов за единицу груза, что по современным меркам очень мало.

Правила действуют по всему миру, независимо от того, ратифицировала их или не ратифицировала та или иная страна, если это указано в коносаменте. В остальных случаях они действуют только в тех странах и между теми участниками, которые приняли и ратифицировали Брюссельскую конвенцию. Правда, из-за того, что сумма возмещения за утраченный или поврежденный груз слишком мала, правила пришлось сильно редактировать. Так, на основе Гаагских правил были разработаны правила Гаага-Висби.

международные перевозки

Правила Гаага-Висби

Текст правил международных перевозок морским транспортом был разработан и распространен в 1968 году. В качестве основы для них послужила Брюссельская конвенция. Была увеличена сумма возмещения за ущерб, которую должен был оплачивать грузоперевозчик. Была указана специально разработанная для этого валюта – золотой франк. Был урегулирован вопрос перевозки контейнеров и возмещения ущерба, если этот контейнер был поврежден или утрачен. Так, один контейнер был приравнен к единице груза. Ущерб мог быть возмещен не только в прописанной в правилах сумме, но также определен сторонами коносамента в размере, равном рыночной стоимости груза.

Габсбургские правила

Правила международных морских грузоперевозок были разработаны в 1978 году, так как предыдущие документы не охватывали всех проблем, связанных с регулированием взаимоотношений между перевозчиком и отправителем. Они были разработаны по инициативе ЮНСИТРАЛ на основе предыдущих двух документов – правилах Гаагских и Гаага-Висби.

Гамбургские правила охватывали более широкий круг понятий и больше отвечали требованиям времени и сложившейся обстановке в международной торговле. Было уточнено, в каких случаях грузоперевозчик несет ответственность и когда с него эта ответственность будет снята. В документе четко прописано, что грузоперевозчик отвечает за состояние груза только с момента его отправки до прибытия в порт назначения. Это дало возможность устранить проблему с определением ответственности за порчу товара, если она была произведена до или во время погрузки его на корабль.

международная перевозка груза морским транспортом

Роттердамские правила

Роттердамские правила были подготовлены Международным морским комитетом. В дальнейшем созданием документа занималась Комиссия ООН начиная с 2002 и по 2009 г.

11 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла документ и призвала все страны, входящие в состав этой организации, рассмотреть вопрос о принятии и использовании этих правил.

Несмотря на то что эти правила достаточно новые и, по идее, должны отвечать требованиям времени, многие страны не стремятся их ратифицировать и вводить в правовую практику международных перевозок груза морским транспортом. Все дело в том, что положения этого документа составлены таким образом, что они выгодны только одной стороне и не выгодны другой. Поэтому они были приняты только немногими странами. Конвенцию подписали всего 16 стран: Дания, Греция, Испания, Нидерланды, Норвегия, Польша, США, Франция, Швейцария, Габон, Гана, Гвинея, Нигерия, Конго, Сенегал и Того.

Обязанности грузоотправителя

В права и обязанности грузоотправителя входит подготовка груза к отправке и составление соответствующих сопроводительных документов. Также он осуществляет оплату услуг перевозчика или аренду судна.

Сначала отправитель заключает договор с получателем о поставке определенного груза. После этого он отправляется к перевозчику для заключения договора о транспортировке. В соответствии с принятыми правилами международных морских перевозок грузов, между ними должен быть составлен специальный договор – коносамент. В нем обязательно должны быть указанные следующие данные:

  • адрес и имя получателя груза;
  • адрес и имя отправителя;
  • наименование порта отправки;
  • наименование порта прибытия груза;
  • срок, в течение которого он должен быть доставлен;
  • состояние груза и тары (как и во что упакован, в каком состоянии находится, к какой категории грузов относится);
  • количество копий договора;
  • дата и место составления договора;
  • подпись перевозчика или какого-либо другого ответственного за перевозку груза.

В документе, по соглашению сторон, могут быть указаны условия, при наступлении которых допустимы задержки поставки. После того как груз будет поставлен на судно, ответственность за его состояние переходит на перевозчика.

международный кодекс морской перевозки грузов

Ответственность и права перевозчика

Грузоперевозчик обязан обеспечить доставку груза к месту, указанному в договоре, и в срок. Он обязан соблюдать правила международных перевозок морским транспортом. В соответствии с этими правилами в его обязанности входит:

  • Обеспечить условия для перевозки грузов в целостности и сохранности. Для этого его судно должно быть соответствующим образом оборудовано.
  • Обеспечить безопасность на морском транспорте для пассажиров и экипажа.
  • Содержать морское транспортное средство в хорошем состоянии, регулярно проводить техническое обслуживание и осмотр судна на наличии трещин в корпусе, пробоин и пр.
  • Не допускать утечки веществ при перевозке опасных грузов или нарушения условий их перевозки.

Степень ответственности за нарушение правил зависит от типа груза и вида договора найма судна и прописанных в нем услуг. Так, если это опасный груз, и в случае нарушения целостности тары может пострадать окружающая среда, погибнуть люди, то наказание будет суровым. Транспортировка такого багажа регулируется международным кодексом морской перевозки опасных грузов.

Аренда судна. Виды арендных договоров

Помимо найма судна, существует еще и аренда. Договор аренды (фрахта) – чартер. Это документ, в соответствии с которым перевозчик обязуется перевезти груз, а поставщик или получатель обязуется его отправить и оплатить транспортировку. При этом перевозчик и судовладелец может быть не одно и то же лицо. Содержание и структура договора регулируется не только правилами международных морских грузоперевозок, но и национальным законодательством. Существуют следующие виды арендных договоров:

  • Чартер-партия (рейсовый чартер). В таком договоре прописывается, что капитан и экипаж являются только служащими, а всю ответственность за транспортировку берет на себя не капитан корабля, а судовладелец. Именно он несет расходы на обслуживание судна, в том числе оплату работы экипажа и материальную ответственность за порчу или потерю груза, даже если это произошло не по его вине.
  • Тайм-чартер. При таком виде аренды ответственность за состояние груза несет фрахтователь (отправитель или получатель). Он оплачивает работу экипажа и несет все расходы по обслуживанию судна и транспортировке груза. При этом экипаж подчиняется не фрахтователю, а судовладельцу или капитану корабля.
  • Димайз-чартер. Аренда судна без экипажа. Ответственность за транспортировку и обслуживание судна полностью несет арендатор. Судовладелец не несет никакой ответственности, а только получает арендную плату.

Чартер и коносамент – это не один и тот же документ. Первый используется только в случае аренды судна, второй – при любых перевозках морским транспортом. Но оба документа должны составляться в письменной форме, и их содержание не должно противоречить законодательному регулированию международных морских перевозок: Конвенции (Гамбургским правилам) и международному праву.

международный кодекс перевозки опасных грузов

Немного об ответственности

Ответственность за нарушение коносамента может быть снята в следующих случаях:

  • в случае пожара, при условии, что причиной возгорания послужил непредумышленный поджог или самовозгорание;
  • забастовка на судне;
  • политической нестабильности (война, революция) в стране, в которую должен быть доставлен груз;
  • нападения пиратов;
  • нарушение тары, которое было выявлено при поставке грузоотправителем на судно;
  • повреждение судна вследствие непредвиденных обстоятельств, например, если корабль сел на мель или был разбит во время шторма.

В первых принятых правилах международных морских грузоперевозок (Гаагские правила) в тексте документа присутствовало еще одно условие, при котором ответственность с грузоперевозчика могла быть снята. Это так называемая «навигационная ошибка». Но так как с тех пор прошло более полувека и за это время навигационная корабельная техника значительно усовершенствовалась, применение этого правила оказалось под вопросом. Все больше специалистов по международному праву склоняются к тому, что «навигационная ошибка» является анахронизмом и должна быть упразднена.

русские грузоперевозки

Наказание в случае нарушения условий договора

Если порча или потеря груза будет обнаружена и при этом перевозчик не сможет доказать свою невиновность, то он должен будет понести наказание за причиненный ущерб. Такие дела рассматриваются в арбитражном суде. Обычно в качестве наказания налагается штраф, который рассчитывается на основании площади, которую занимал груз, или указанной в сопроводительных документах стоимости.

По правилам международных морских перевозок штраф выплачивается в специальной для этого валюте – франках. Один франк равен стоимости 33 граммов золота 900-й пробы. Однако с учетом современного состояние международных торговых отношений, штраф может быть выплачен в одной из мировых валют: долларах, евро, фунтах стерлингов или йенах. Сумма штрафа рассчитывается по валютному курсу. Минимальный размер штрафа 100 фунтов, но обычно на недобросовестного перевозчика налагается значительно более крупный штраф.

В случае если из-за действий грузоперевозчика погибли люди или был нанесен непоправимый ущерб окружающей среде, его может ждать уголовное наказание.

регулирование международных морских перевозок

Проблемы юридического регулирования морских перевозок

Основная проблема правового регулирования международных морских перевозок заключается в том, что в этой области отсутствует единая правовая система. Правила, разработанные в Гамбурге, Гааге и Йорке, хотя и существуют, но приняты не во всех странах, осуществляющих международную торговлю и перевозку грузов по морю. Это создает трудности в определении прав и обязанностей сторон сделки, особенно если в этих странах ратифицированы разные правила и стандарты.

Трудности правового регулирования транспортировки грузов и пассажиров морским путем создает и то, что в некоторых странах национальное законодательство имеет приоритет по отношению к международному праву. Это также создает путаницу.

Более того, использовать правила, установленные почти сотню лет назад, нецелесообразно, особенно учитывая те изменения в технике и международных отношениях, которые прошли с тех пор. Поэтому с 2009 года были разработаны новые правила и стандарты, прозванные «роттердамскими». И хотя приняли и ратифицировали в основном развитые страны, создатели считают, что эти положения должны быть приняты и использоваться повсеместно. Но большинство стран, в том числе Россия, не спешат признавать их. Причина – не все положения в этом документе отвечают национальным интересам данных стран.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.