Методы принятия решений в менеджменте

Искусство управлять – это величайшее из искусств. И хотя многим людям кажется, что они знают все лучше всех и могли бы менять жизнь других, а работу компании делать эффективней, на самом деле, умение управлять – это достаточно редкий дар. И как всякий редкий дар, эффективное управление с трудом поддается анализу. Каждый менеджер высшего звена располагает своими собственными секретами управления,  которыми он не особенно стремится делиться с окружающими. Несмотря на это, за столетия человеческой истории и десятилетия существования менеджмента как науки, успели сформироваться классические методы принятия решений в менеджменте, на которые приходится опираться каждому управляющему.

Самый простой метод принятия решения – это принятие решения по аналогии. То есть, управляющий анализирует события, имевшие место в прошлом, находит схожую ситуацию, которая была успешно разрешена, и принимает аналогичное решение. Таким методом, к слову, активно пользовались и пользуются до сих пор английские судьи при вынесении приговора. Недостаток этого метода состоит в том, что он не позволяет добиться по-настоящему эффективного результата, так как не учитывает особенностей современной среды. Поэтому важнейшие стратегические решения в менеджменте никогда не принимаются с помощью этого метода.

Относительно схожим является метод экспертных оценок. Только в этом случае решение основывается не на исторических фактах, а на личном опыте человека, ответственного за принятие решения. Решение в этом случае может быть рисковым и безрисковым. Первый вариант предполагает то, что эксперт является своего рода игроком, который пытается определить оптимальный вариант, с учетом возможных убытков и возможной прибыли. Без доли риска, как известно, мало кому удавалось добиться успеха. В повседневных делах фирмы, однако, в риске нет необходимости, поэтому эксперты стараются принять максимально эффективное и безопасное решение.

Более сложные методы принятия решений в менеджменте предполагают составление моделей. Моделирование необходимо для решения ключевых, важнейших для развития компании вопросов. Группой экспертов прорабатываются самые различные варианты разрешения ситуации, и на основе получившихся результатов делается определенный вывод. Способ выбора оптимального решения диктуется ситуацией. В определенных случаях оно принимается исходя из экономической выгоды, в других, - исходя из показателей качественного роста и т.д.

Если классические методы принятия решений в менеджменте не приносят своих плодов, многие современные руководители обращаются к мозговому штурму, т.е. разрешению сложных задач коллективными усилиями. В этом случае решение принимается после анализа всех идей, которые были выдвинутыми участниками группы в течение ограниченного промежутка времени. Лучшая идея берется в дальнейшем за основу.

Рассмотренные методы подходят для принятия управленческих решений, однако, когда речь идет об отношениях внутри коллектива, обычно используются методы разрешения конфликтов в менеджменте, основанные на психологии. Настоящий лидер должен быть не только умным и талантливым человеком, но и хорошим психологом. В зависимости от ситуации, он должен выбрать между уклонением, сглаживанием, принуждением и компромиссом.

Указанные выше методы принятия решений в менеджменте, практически полностью охватывают всю теоретическую часть, посвященную этой теме, однако в настоящей жизни, разумеется, они в чистом виде встречаться не могут. Принятие решений – это динамический процесс, хоть и опирающийся на теорию, но в большей степени зависящий от конкретной ситуации и конкретного коллектива.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.